Либеральные образовательные реформы Великобритании конца ХХ века
« Назад Система образования Великобритании, несмотря на свою обособленность от общего развития западных течений педагогической мысли, претерпела ряд важнейших реформ на протяжении XX века, особенно в 80-90-е годы. Эта философия и утвердила цель образования - передачу основных знаний и умений, то есть сосредоточение школы на важном, существенном. Современные радикальные преобразования в системе школьного образования Великобритании начались с Акта Бейкера, принятого в 1988 году, в основе которого лежало гармоничное сочетание неоконсервативной и неолиберальной образовательной идеологий. Основными принципами были провозглашены: высокие стандарты и качество образования для всех (ввод национальных учебных программ, уровней знаний учащихся каждого класса с каждого предмета, национальных тестов по английскому языку, математике и естественных наук учеников 7, 11, 14, 16-летнего возраста), предоставления родителям возможности выбора формы образования для детей. Особенностью Закона об образовании 1994 стало принятие ряда мер по совершенствованию системы подготовки учителей: создание Национального агентства по подготовки педагогических кадров, открытие для выпускников специальных курсов начальной педагогической подготовки, принятия новых хартий родителей, которые определяли и закрепляли их права и обязанности в отношении детей, школы и учителей. Но на данный момент постепенно сокращается разрыв в качестве образования и престижности между частными и некоторыми государственными учреждениями. Современное правительство Англии настаивает на абсолютной неотложности радикальных изменений в образовании. Такое утверждение они мотивируют прежде из-за необходимости убеждения среднего класса в действенности государственной образовательной системы, в ее способности удовлетворить потребности в качественном образовании. Это программа опирается на некоторые принципы: амбициозные стандарты, децентрализация ответственности, высокий уровень информированности общества по результатов деятельности школ и четко поставленные образовательные цели, отчетность (предусматривает инспектирование), вмешательство в дела школ в направлении, обратном уровня их успешности (награды, пособия) Итак, английская система образования прошла ряд этапов в своем развитии. Свое радикальное преобразование она начала в XVII веке. Взгляды на образование и воспитание акцентировались то на внутреннем мире человека, его способностях к мышлению и анализу, то на профессиональных качествах, но все же английская система образования сочетает и то, и другое. Она также объединяет консервативный и либеральный подход к обучению. Именно благодаря сочетанию казалось бы различных взглядов и принципов обучения эта система остается одной из лучших в мире, так как метод сдерживания и противовесов позволяет ей развиваться, но не радикальным методом. Несмотря на определенные недостатки, в настоящее время система образования Великобритании едва ли не лучшую славу в мире. В Великобритании действует 30000 государственных школ и 2300 частных (1500 из которых - интернаты). Большинство государственных школ (от 60 до 90%) - смешанные. Финансирование школьного образования в Великобритании осуществляется из госбюджета, школы получают гранты от местных или федеральных властей и самостоятельно ими распоряжаются. Иногда начальные школы объединяются в так называемые кластеры для получение статуса грантоуправителя. Размеры финансирования зависит от количества учеников. В Великобритании насчитывается 89 университетов и 70 институтов, из которых 39 считаются новыми после Акта 1992 старые университеты - Оксфордский (открыт в XII в.) и Кембриджский (XIII в.). В Ирландии первый университет был открыт в Дублине в XIV ст. Когда в последние десятилетия нашего времени существенно вырос спрос среди населения экономические и бизнес-специальности, в ирландской системе послешкольного образования – Tertiary - Появились десятки профессиональных дипломных программ, продолжительностью от нескольких месяцев до нескольких лет. Таким образом, английская система среднего образования действительно выдержана время, поскольку прошла долгий и сложный этап реформ и различных инновационных нововведений, но на этом английское правительство не останавливается. Важным шагом в наведении порядка в учебных заведениях является их контроль не только на государственном, но и на школьном уровне (Школьные управленческие советы). Положительной является определенная разобщенность учебных требований к учащимся с разным уровнем успеваемости. Поэтому можно отметить, что такая политика правительства должна принести положительные результаты, о чем говорят и сами авторы реформ, опираясь на определенные социологические исследования. Британский опыт образовательных реформ является наиболее длительным и противоречивым. Изучение положительного опыта реформирования среднего образования Великобритании является целесообразным и необходимым для совершенствования отечественной системы среднего образования. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |