Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Характерные причины конфликтов во взаимодействии студентов и преподавателей

Характерные причины конфликтов во взаимодействии студентов и преподавателей

« Назад

Противоречие является основой конфликтных ситуаций. Конфликтная ситуация - возникновение и обострение противоречий между членами группы. Осознание конфликтной ситуации, которое возникает через некоторое время, активизирует ее участников на принятие необходимых мер. Когда не удается урегулировать острые противоречия, возникает конфликт.

педагогические конфликтные ситуации, субъекты конфликтных ситуаций

По своей природе педагогические конфликтные ситуации имеют существенные особенности:

- субъекты конфликтных ситуаций неравные по социальному статусу (преподаватель - студент), что определяет различное поведение;

- субъекты конфликтных ситуаций неравные по жизненному опыту и возрасту, у них разная степень ответственности;

- субъекты конфликтных ситуаций неравные по образованностью, у них разное понимание явлений и их причин;

- субъекты конфликтных ситуаций неравны по способностям в решении жизненных и профессиональных проблем.

Виды конфликтных педагогических ситуаций (по М.М. Рыбаковым):

  • конфликтные ситуации деятельности - возникают относительно качества выполнения (или невыполнения) студентом учебных заданий, качества успеваемости;
  • конфликтные ситуации поведения (поступков) - возникают относительно нарушения студентом правил поведения в высшей школе, чаще всего во время занятий, а также в общежитии и др.;
  • конфликтные ситуации отношений - возникают в сфере эмоционально-личностных отношений студентов и преподавателей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Эти конфликтные ситуации решаются средствами, которые требуют от педагога педагогической наблюдательности, педагогической компетентности, тактичности и т.д. Однако есть случаи, когда ни одно средство не регулирует противоречия, когда конфликтная ситуация обостряется - возникает конфликт.

Особенности педагогического конфликта

Невежливость между равными - это невоспитанность, со стороны же начальника-это тирания.

Лопе де Вега, испанский поэт

Из двух, кто ссорится, больше виноват тот, кто умнее.

И.В. Гете, немецкий поэт

столкновение интересов лиц и групп, уровень напряжения конфликта

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение интересов лиц и групп, их идей, противоположных взглядов, потребностей, оценок, стремлений, притязаний и т.д. В основе конфликта могут лежать реальные или иллюзорные, осознанные и неосознанные противоречия, попытка решения которых происходит на фоне острых эмоциональных состояний. Это чаще всего бывает тогда, когда противоречия обостряются, эмоции каждого захватывают разум и искажается восприятие и понимание того, что происходит. Конфликт уже не регулируется, а решается. Поведение каждого участника конфликта характеризуется напряжением, нужна концентрация внутренних сил и духовных ресурсов. И чем сложнее конфликт, тем больше душевных сил он требует. Уровень напряжения конфликта определяет и способ его решения.

По характеру являются следующие конфликты:

- межличностные;

- межгрупповые;

- между индивидом и группой;

- внутриличностные.

По содержанию конфликты бывают:

- идеологические;

- профессиональные;

-  психологические;

- амбициозные;

- этические;

- бытовые.

Признаки педагогического конфликта:

- контакты сводятся к минимуму; г

- каждый отстаивает свои ценности, которые не совпадают у субъектов конфликта;

- возникает психологический антагонизм между преподавателем и студентом;

- каждый пытается «брать верх», победить, не учитывая интересы другого;

- объективные причины конфликта переносятся на личность, с которой конфликтуют, то есть приобретают субъективного характера.

Конфликты дидактического взаимодействия имеют место тогда, когда, во-первых, оценка преподавателя выступает орудием наказания студента; во-вторых, когда за одинаковые ошибки, например, в контрольной работе, преподаватель выставляет разные оценки.

Есть конфликты, вызванные ошибочной тактикой педагогического взаимодействия:

- неодинаковое отношение преподавателя к студентам;

- нарушение педагогической этики и грубости;

- унижение достоинства;

- подчеркивание своей правоты;

- угроза студентам перед экзаменами и зачетами;

- категоричность в суждениях;

-  отсутствие индивидуального подхода, незнание индивидуальных особенностей и, как следствие, негативное психическое состояние студентов, робость, тревожность, напряжение, усталость и т.д.

Как относиться к конфликту? Долгое время отношение было негативным, но без конфликта нет развития. Конфликт заставляет человека работать, искать пути его решения. Личность растет в борьбе сама с собой.

конфликт заставляет человека работать, объективные причины конфликта

Конфликт - это столкновение личностных смыслов. Однако конфликт-это страховка против застоя, предпосылка преодоления консервативных взглядов и догматических мнений. Борьба со злом формирует сильную личность. Конфликт бывает полезным тогда, когда он помогает его участникам выйти на новый этап личностного развития, на новый уровень развития межличностных отношений.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!