Распечатать страницу

Качество образования: сущность понятия и оценки

« Назад

На современном этапе развития общества, образовательный уровень населения становится одним из главных факторов экономического развития, политической стабильности государства и социальной гармонии. Вопрос эффективности системы образования, ее соответствия современным и будущим потребностям основных пользователей выходит на первый план. По этому особенно актуальными становятся проблемы качества функционирования национальных систем образования и их подсистем, качества отдельных процессов и результатов.

качество образования, образование Украины

Анализ литературных источников показал, что стратегия качества в настоящее время является основой образовательной политики многих стран мира. Этот процесс основан в конце ХХ века (Великобритания, Нидерланды, Польша, США, Венгрия, скандинавские страны и т.д.), продолжается до сих пор (Германия, Румыния, Франция, Чехия, страны СНГ и т.д.). Украина не является исключением в этом процессе. В "Национальной доктрине развития образования" указано, что образование является стратегическим ресурсом улучшения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности страны на международной арене, а качество образования определена национальным приоритетом и предпосылкой национальной безопасности государства.

Начать нужно с того, что видимо никто из читателей не будет опровергать тезисы о том, что образованная нация является залогом сильной, способной страны, а образованность (если хотите обучаемость) молодого поколения обеспечивает стране ее будущее.

При этом речь идет об образовании в стране в целом, а не о единичных примерах побед наших школьников на международном уровне. Говорить не только о собственном опыте, а о всей стране позволяет внешнее независимое оценивание (ВНО) качества образования, по результатам которого можно получить срез знаний большинства выпускников системы полного общего среднего образования, при том по тем предметам, из которых они считают себя обученными и определяются соответствующим образом со своим будущим специальности, для которого эти предметы являются профильными. сразу необходимо отметить, что авторы статьи не являются противниками внешнего независимого оценивания, хотя тезис о нем как основном инструменте борьбы и победы коррупции требует отдельной большой дискуссии.

Вернемся к вопросу качества образования и к неотъемлемой составляющей определения этого качества, системы оценивания учебных достижений участников внешнего тестирования. Оценивание по каждому предмету, как известно, происходит по двум отдельным шкалам: по 12-балльной критериальной шкале, для учета результатов ВНО при государственной итоговой аттестации системы общего среднего образования и по 100-балльной рейтинговой шкале от ста до двухсот баллов для участия в конкурсе при поступлении в вузы страны.

аттестация системы общего среднего образования

Обе шкалы оценивания определены в нормативных документах украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) как справедливы, взвешенные, составленные на основе методов критериальных педагогических измерений.

Тщательно рассмотрим 100-балльную рейтинговую шкалу на примере обработки результатов ВНО текущего года по математике.

Наконец обратимся к результатам последнего международного исследования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), организаторами проведение которого в Украине были: Министерство образования и науки Украины; Академия педагогических наук Украины; Центр тестовых технологий и мониторинга качества образования Международного фонда «Возрождение».

В Украине в исследовании приняли участие 4498 учеников 4-х и 4527 учащихся 8-х классов из 149 школ.

методология качественного образования, высококачественное образование

Итак, новая методология качественного образования должна основываться на взаимодействии традиций и инноваций. А обеспечение высококачественного образования на всех ее этапах и уровнях оценки ее результативности и управления качеством - одна из основных задач настоящего, которое имеет не только педагогический или чисто научный, но и социальный, политический и управленческий аспекты.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!