Качественные преобразования в личности молодого человека
« Назад Понятие "личность" существует для определения социального в человеке. Это общие характеристики и свойства, которые образуются в обществе и не наследуются генетически. В личности в дальнейшем развиваются потенциальные возможности и природные способности человека, но только путем усвоения культурных факторов и при условии, что лицо вступает в социальные связи с другими людьми, социальными группами. Человек, таким образом, есть противоречивым единством биологического и социального, материального и идеального. Личность - мера воплощения в человеке общественно-важных черт, качеств. Как следствие, личность является социокультурной подсистемой человека, что, с одной стороны, сочетает ее с обществом, другими людьми, обществом, с другой - она выполняет внутренние управленческие функции, управляет поведением, активностью субъекта. Способность к движению, энергетические источники обеспечивают биологические факторы, а вот направление деятельности, характер поступков зависит от личности. Она транслирует требования общества, социальные ценности и нормы, интерпретирует культурные факторы, продуцирует мотивы и цели поведения индивида. Общество очерчивает социокультурное пространство, в пределах которого человек формируется как личность, занимающим определенные социальные позиции, перемещается, “играет” роли. Особа и общество органично переплетены между собой. Личность и общество являются социокультурными системами. Столкновение человека (личности) с обществом является социальной драмой, разыгрывающейся на протяжении истории цивилизации и порождает, с одной стороны, преступность, социальные отклонения, а с другой - полицию, суд, пенитенциарную систему и т.д. Человек вынужден либо принять все требования, условности и установки общества, или действовать вопреки нормам и нарываться на ответные санкции. Молодости свойственен оптимизм и жажда к жизни: человек переполнен замыслами и надеждами, он берется к воплощении своих идеалов и жизненных целей, работает над воплощением своего человеческого призвания. Трудности не кажутся непреодолимыми, человек полон планов и надежд. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременные и растворяются в стремительном потоке жизненных событий, встреч, овладении новыми возможностями. Как отмечает О. П. Щотка, насыщенность событиями приводит к своеобразному восприятию времени, которое сравнивают с сюжетом романов Достоевского, где события одного дня не могут уместиться и в месяц реальной жизни. Ряд психологов ведущую роль на данной фазе взрослости отводят развитию самосознания, самопознания, рефлексии. Молодой человек становится перед необходимостью приспособления того, что дано прошлым, возможностей и требований грядущего, благодаря чему приобретает способность успешно решать жизненные, семейные и профессиональные противоречия. В юношеском возрасте желания и устремления розввиваються ранее, чем воля и характер. Из-за недостатка жизненного опыта студенческая молодежь иногда путает идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой и т.п. Юность - время самоанализа и самооценок. Самооценка происходит путем сопоставления идеального "я" с реальным. Здесь существует одно из противоречий развития личности, так как идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено личностью. Это противоречие, согласно утверждению А. В. Петровского, может вызвать внутреннюю неуверенность в себе, которая происходит иногда из-за внешней агрессивности, развязностью или чувством собственной неполноценности. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов - от восторга в первые месяцы обучения до скептического при оценке вузовского режима, преподавания и др. Развитие мотивационной сферы происходит в трех направлениях: • обогащение социальной мотивации, появление новых мотивов, связанных с профессиональной деятельностью и родительскими ролями; • изменения в соотношении и содержании основных мотивационных тенденций как отражение раскрытия человеком новых сторон жизни; • становление самосознания, как главный процесс, который обеспечивает осознание содержания мотивационной сферы и процесса формирования мотива. Характерная для молодости мотивированность будущим, причем чем более зрелым в социальном плане молодой человек, тем больше у него устремлений, направленных на будущее. Одной из доминирующих потребностей является потребность в достижениях. Но обратной стороной этой потребности является потребность в избежании неуспеха. Продолжает активно развиваться потребность в доминировании, которая проявляется в стремлении человека оказывать влияние на других людей, быть авторитетным, убеждать. Важным мотивом учения и профессионального и личностного совершенствования является познавательная потребность. Под влиянием профессионального обучения и адаптации к требованиям профессии в этот период активно формируются специальные способности. В эмоциональной сфере устанавливается равновесие, формируется баланс рационального и эмоционального в стиле общения. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |