Изменения личностного и социального развития связаны с поступлением в ВУЗы
« Назад Проблема адаптации первокурсников широко обсуждается в системе высшего образования, и не случайно: от успешности этого процесса во многом зависит дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Важной задачей высших учебных заведений является создание условий для всестороннего развития молодого человека, раскрытия и реализации ее потенциальных возможностей в выбранной будущей профессии. Многое зависит от степени приспособления студента-первокурсника к условиям высшего учебного заведения, то есть от его успешной социализации и адаптации. Эта проблема требует поиска путей и средств ее решения. Студенты-первокурсники в первые недели обучения испытывают удовольствие от достижения важной цели - поступление в высшее учебное заведение. Они возлагают серьезные надежды на то, что смогут эффективно учиться и, тем самым, готовиться к важной профессиональной деятельности. Однако чуть позже, через несколько месяцев после поступления, значительное количество первокурсников начинает чувствовать определенные дискомфортные переживания, основной причиной которых являются трудности, возникают во время обучения. Этот период длится, как правило, в течение всего первого года обучения и для большинства студентов-первокурсников завершается успешной социализацией. Задачей педагогов, кураторов, наставников помочь сориентироваться и настроиться на соответствующую студенческую жизнь первокурсников в новых условиях обучения и жизнедеятельности через включение их в различные виды внеучебной деятельности. По литературным источникам и на основе материалов исследования установлено, что между системами школьного и высшего образования существуют значительные различия. Эти различия требуют от первокурсников качественной перестройки системы привычек и психологических умений, которые составляют основу культуры учебного труда. Проблема адаптации студентов первого курса, в новой системе экономических взаимоотношений между заказчиком и поставщиком образовательных услуг перестает быть латентной функцией учебного заведения как социального института. Она переходит в разряд реальных, и требует практического решения. Между школьным и высшим образованием не существует определенной структуры, которая бы выполняла функцию подготовки школьника к эффективной деятельности в роли студента. В новых экономических условиях, такую функцию должен выполнять ВУЗов. Форма подготовки первокурсников к обучению в системе высшего образования зависит от особенностей и возможностей учебного заведения. Но в функции структуры, которая будет решать эту проблему следует внести, кроме обучения основам студенческого труда еще и оказания социально-психологической поддержки, индивидуальное и групповое консультирование. Стоит обратить внимание на роль куратора группы, как фактора в процессе адаптации студентов. С этой целью целесообразно обеспечить его методическими материалами по основам самостоятельной работы, и других элементов, составляющих культуру учебной деятельности студента. Ознакомить с основными принципами психологической поддержки в стрессовых ситуациях. Учитывая, что студенты в ходе адаптации активно используют коммуникативные каналы со своими сверстниками, стоит привлечь органы студенческого самоуправления к решению проблемы адаптации первокурсников. Обратить внимание на влияние мотивационного аспекта, уровня желания учиться именно в этом ВУЗЕ и по данной специальности. Следует разработать систему мер по формированию такой культуры учебного заведения, которая бы создавала бы у студента представление о месте учебы, как доброжелательная среда, в котором он сможет реализовать большинство своих потребностей. Вхождение молодого человека в новую социальную среду, то есть вступление до высшего учебного заведения, требует мобилизации предварительного жизненого опыта и его направленности на адаптацию к непривычным условиям обучения, разносторонних межличностных отношений в академической группе. Успешное приспособление к требованиям обучения в высшей школе прежде всего зависит от самоорганизации режима дня первокурсника, его умение чередовать время умственного напряжения и активного отдыха, регулирования собственного психоэмоционального состояния, а также достаточного периода сна, сбалансированного питания и систематической подготовки к семинарских и практических занятий. Отметим, что как раз самоорганизация жизненного поведения, направленной на достижение успехов в учебе, должно осуществляться, прежде всего, собственными еленаправленными высоко мотивированными усилиями студента, что не вредят здоровью. Уже с первых дней обучения в университете студент встречается с кучей проблем, вызванных новыми условиями жизни, решение которых требует значительного напряжения интеллектуальных, психических и физических сил. Необходимость усвоения большого объема теоретического материала, отменного от школьной методики и организация учебного процесса, отсутствие или нестабильность в первые месяцы обучения сформированных межличностных отношений - все это может существенно влиять на качество обучения и психоэмоциональное состояние студента. Особенно это касается первокурсников, для которых новые условия жизни нередко превращаются на сильнодействующие стрессовые факторы. Появление нервного напряжения, излишней раздражительности, снижение волевой активности вплоть до депрессивного состояния - все это есть проявление неудовлетворительной социально психологической адаптации студента к специфическим требованиям, которые выдвигает современная система высшего образования. Подчеркнем, что успешная адаптация к существованию в новой социальной среде может быть достигнута только при условии крепкого здоровья и высокого уровня умственной работоспособности. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |