Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Интеграция учебной и воспитательной работы в вузе как фактор успешной социализации студенческой молодежи

Интеграция учебной и воспитательной работы в вузе как фактор успешной социализации студенческой молодежи

« Назад

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно - значит вырастить угрозу для общества.

Ф. Рузвельт, президент США

воспитательная работа в высшем учебном заведении

Повторим, что норма декларируется обществом и осознается человеком как правило поведения. Однако выполнение норм зависит от организации жизни на уровне культуры быта, культуры взаимоотношений, культуры организации труда. Нормы должны быть присвоены, их надо принять, признать их необходимость для себя и достойно выполнять. Поэтому в ВУЗах нужна воспитательная работа.

Рассмотрим направления (пути) воспитательной работы в высшем учебном заведении.

Студенты должны наглядно видеть воплощение социальных норм в поведении всех людей, с которыми они встречаются в стенах высшей школы. Высшее учебное заведение - храм науки, который должен быть и храмом культуры (деканат, кафедры, аудитории, читальный зал, столовая и т.д.).

Воспитание - это воздействие развитого характера на характер, который формируется, а характер - это душевный строй личности. Поэтому влияние личности воспитателя на молодую душу является той воспитательной силой, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений (К. Д. Ушинский).

Роль преподавателя - быть образцом выполнения обязанностей и дисциплины; быть носителем педагогических ценностей и культуры; поддержание деловых и межличностных взаимоотношений, гуманного отношения и к студентам, и к окружающим людям. Надо помнить, что молодые учителя (вчерашние студенты) копируют в своем отношении к ученикам отношение к ним преподавателей высшей школы. Преподаватели должны быть носителями духовных ценностей, нравственных и профессиональных.

Педагогические требования к студентам также должны иметь культурную форму - это совет, просьба, деловое распоряжение, рекомендации, приглашение к действию, пожелания и изредка приказ. Как пример: «Я была бы довольна, если Вы...», «Мне очень хотелось бы...», «Прошу Вас не опаздывать...», «Простите, но мне мешает Ваша невнимательность...» и т.д.

Следовательно, предпосылкой воспитания будущих специалистов является наличие приемлемых для этого гуманных межличностных взаимоотношений, прежде всего в системе «студент - преподаватель», к тому же сам преподаватель должен быть носителем нравственных ценностей и руководствоваться ими при организации педагогического процесса. «Если мы чего-то нуждаемся, то это хороших учителей. Где таких людей не хватает, там вся остальная школьная суета в стране - пятое колесо в телеге» (И. Г. Песталоцци).

Декларативное направление - это вербализация норм, разъяснение сущности правила, аргументация его пользы, объяснение правила, доказательность его необходимости.

педагогические требования к студентам, правила культуры поведения

Возможно, наши студенты не знают ни норм, ни правил их выполнения? (Примером может быть объяснение преподавателя студентам в «час пик» возле служебного лифта, кто кому должен уступать место). В ВУЗАХ есть курсы этики, психологии, педагогики и др., которые должны разъяснять правила культуры поведения: нужно работать честно; нужно поздороваться, когда входишь в аудиторию (даже с опозданием!); во время лекции не мешать работать сокурсникам и преподавателю и т.д. Следует, наверное, также объяснять, почему именно так надо себя вести, зачем существуют нормы и правила взаимоотношений.

Содержание педагогической работы:

1) раскрывать социальную значимость социальных норм поведения путем этических консультаций (советов по этическим вопросам);

2) выявлять личностный смысл социальной нормы;

3) выяснить свое личностное отношение к социальной норме;

4) анализировать любое нарушение нормы;

5) отслеживать меру овладения студентами культурными нормами общения с преподавателями и между собой.

Аргументация, разъяснение - это альтернатива принуждения или приказа Она составляет сущность гуманных межличностных взаимоотношений преподавателей и студентов. Однако ценности, жизненные смыслы не могут передаваться тем же путем, что и знания. Есть единственный путь - через пример собственных переживаний (механизм заражения чувствами). Здесь воспитание происходит через собственный пример отношения преподавателя к социальным ценностям, к окружающим людям.

Имидж преподавателя как эмоциональный образ осуществляет значительное влияние на взаимоотношения со студентами, на эффективность совместного труда (Д.Б. Эльконин, Г.С. Костюк, В.А. Семиченко, П.Г. Чамата и др.).

воспитательная работа, влияние на взаимоотношения со студентами

В заключение следует отметить следующее: воспитательное значение имеет каждый учебный предмет и каждый преподаватель является носителем воспитательного воздействия на студента через содержание учебного материала, через организацию учебно-профессиональной деятельности студента, через практику педагогического взаимодействия.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!