Инновационные тенденции в сфере досуга студенческой молодежи
« Назад Современное социальный пространство представляет собой сложное образование, в сфере жизнедеятельности в которой приобщают различные политические, правовые, экономические, социокультурные механизмы. Среди составляющих общественного бытия традиционно является сфера досуга, которая в этом перечне одновременно является условием удовлетворения культурных, рекреационных творческих потребностей личности и одним из рычагов гармонизации социальной жизни.
Итак, она не может оставаться неизменной в условиях информатизации, глобализации, обострения экономических, демографических, политических кризисов: во время трансформации меняются все сферы социальной жизнедеятельности. Особенно важно, что именно в современных условиях сфера досуга имеет важное значение для формирования и самоопределения человека, то есть актуализирует ее социально-воспитательный потенциал. Однако очевидно, что досуговая сфера в Украине имеет свою специфику, что затрудняет процесс формирования социально-творческой личности и тормозит общественное развитие. В частности разрушения устойчивой традиционной инфраструктуры досуга, возникновение новых комерциализированных форм досуговой активности, низкий уровень досуговых предпочтений социальных субъектов интенсифицирует исследования социально-педагогического потенциала современного досугового пространства с целью его совершенствования. Рассмотрим досуг как составляющую социального бытия, в которой личность осуществляет свободный выбор, определяется по собственным культурным предпочтений. От того, какой деятельностью он заполнен, зависит развитие человека, реализация его творческого потенциала и социальной активности. Смысл свободного времени выражается через понятие «досуг», что отличается от термина «отдых». Следовательно, досуг является содержательной составляющей свободного времени человека, группы, общества в целом, которая используется для восстановления и развития физических и духовных сил. Принципиально важно, что свободное время может быть содержательно разным. Человек по своему усмотрению, добровольно выбирает досуговые занятия в соответствии с собственными ценностями. Формами досуга могут быть постоянные застолья со злоупотреблением алкоголем или другими веществами, увлечения псевдокультурой или участие в экстремистской агрессивной группировке, бесконтрольное пользование компьютером и Интернетом (что приводит к зависимому поведению). И это также выбор человека, который разрушителен не только для него, но и для других людей, социального пространства в целом. По этому поводу отметим, что культурно-досуговая деятельность постепенно становится средством формирования в личности индивидуально и социально значимых качеств. В последнее время сфера новаций коснулась и досуга молодежи, она проявляется в большей части через сферу использования информационных технологий, среди которых: компьютерные игры, 3д-моделирование, компьютерная графика, обработка изображений и другие виды. То есть культурно-досуговая деятельность характеризует постоянное движение личности на пути ценностного совершенствования себя и социума.
Термин «культура досуга» менее динамичность, но характеризует уровень развития личности как субъекта содержательного досуга. Заметим, что культура досуга может касаться не только личности, но и социума, поскольку организация, инфраструктура, традиции, экономическое обоснование досуговой сферы также могут по-разному отражаться на структуре досуга. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |