Инновационная деятельность в образовании в Украине и мире
« Назад Рассматривая образовательно-воспитательный процесс как социокультурное явление, И. Д. Бех отмечает: «Конечно, новые воспитательные подходы огульно отрицают ранее созданного, а диалектически удерживают его в снятом состоянии, наращивая прогрессивные научные идеи». Современная образовательная парадигма ориентирует: обучение должно быть направлено на позитив, самоактуализацию и мотивацию самообразования в течение всей жизни. Актуальна модель обучения, направленная на личное развитие, формирование чувства собственного достоинства и национального сознания, на развитие жизненных навыков, особенно социально-психологических компетенций, овладение умением эффективно учиться, чтобы обучение приносило радость. Важно, что воспитание сознательного гражданина начинается с усвоения детьми духовных, культурных ценностей своего народа. С.Ф. Русова отмечала: «Для воспитания сознательного гражданина нужно дать ему возможно широкое образование, развить его ум и все интеллектуальные силы - память, воображение, способности к ассоциациям. Это все дается правильно настроенным процессом обучения, который в новых школах должно проводиться новыми методами, спертый на достижениях психологии ». Для развития образования важное значение имеет инновационная деятельность, которая характеризуется апробацией и применением инноваций в учебно-воспитательном процессе. Инновации в образовании связаны с общими процессами в обществе, реалиями бытия, которые требуют поиска новых подходов к формированию содержания образования, определения структуры, выбора приемов, форм, средств работы, технологизации учебно-воспитательного процесса. В процессе работы по данным инновационными проектами происходят изменения в модели взаимодействия учителя и ученика, растет мотивация обучения. Внимание акцентируется на отношении к знаниям, умениям, навыкам, которые будут использоваться в современном и будущем, дети учатся получать знания. Осуществляется рациональное соотношение знаний, умений и навыков, производится положительное отношение к учебе. Цели обучения акцентируются на общее развитие учащихся, развитие ума, чувств, воли, на обучение, умению учиться, жить среди людей, на формирование личности. Происходит сотрудничество педагогов и детей, меняется методико-дидактический аспект обучения, увеличивается наполнение дидактическим материалом, возрастает роль проблемных вопросов, диалога. Ученики имеют право на ошибку. Рассматриваются варианты правильных ответов. Устанавливаются динамические релаксационные паузы, звучит музыкальное сопровождение. Реализуется позицирование, празднование, поэтизация процесса обучения. Происходит развитие эмоциональной сферы, растут учебные и познавательные интересы. Это перерастает в интерес к познавательной деятельности, получения и творческого использования знаний. Итак, мы определяем инновацию как целенаправленное нововведения в определенной системе, совершенствует эту систему, приводит к ее прогрессивного развития. При таком понимании не всё новое носит инновационный характер, а лишь то, что придает желаемый эффект деятельности - улучшает результат, уменьшает расходы и тому подобное. Инновация в образовании обозначает целенаправленные нововведения в педагогической (образовательной) системе, совершенствует ее функционирования, улучшает процесс и результат образовательной деятельности. Инновационная деятельность в образовании - это деятельность субъектов образовательной деятельности (педагогов, учащихся, руководителей образования), направленная на обновление и совершенствование образовательной системы, обеспечение ее прогрессивного развития. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |