Характерные возрастные особенности студента
« Назад Развитие современного общества зависит от приоритетной роли образования в нем. Именно поэтому государственная политика Украины в области образования поддерживает направление личностной напрвлености учебного процесса. Это позволяет наиболее рационально использовать возможности человека даные природой, что связано с выявлением и максимальным развитием способностей и наклонностей каждой личности. Только благодаря учету возрастных и индивидуальных особенностей студентов возможно достичь высокой эффективности обучения и воспитание студентов ВУЗ. Молодой век, в возрастных пределах которого находится подавляющее большинство студенчества, - период, когда человек достигает пика в своем физическом развитии. Он как раз в расцвете сил, энергии, здоровья, способности к воспроизведению потомства и выносливости. На этот период времени человек овладевает стойкой половой идентичностью, сформированными формами половой активности. В этот час развития активно обогащается психологический опыт, происходит овладение многими социальными ролями. Как определяет Щетка А.П., развитие личности молодого человека определяется в первую очередь особенностями семейного и профессионального контекста. Одновременно с налаживанием близких отношений и образованием семьи молодежь развивает образ собственной профессиональной карьеры и активно направляется на достижение профессионального успеха. Именно в юношеском периоде происходит становление целостности всего организма и его функциональных структур: замедляется рост тела в длину, окончательно формируются системы энергообеспечения. В этом возрасте организм человека обладает наибольшей стабильностью, экономичностью и реактивностью в ответ на действие стресс-факторов любой модальности. Это многолетний процесс, где определяющую роль играет обучение. Сделав свой первый профессиональный выбор, молодой человек переходит в фазу профессионального развития, которая называется фазой адепта и часто связывается с учением в университете или другом заведении. По словам Ананьева Б.Г., именно в период около 20 лет наблюдается точная чувствительность к внешним влияниям на зрение при периферическом зрении. В этом же возрасте наблюдается и чувствительность опорно-руховых центров. Студенты имеют наивысшую скорость оперативной памяти, развитую непроизвольную память. В этот период самая высокая пластичность образования психомоторных и других навыков. Хотя, как отмечает профессор, каждый из изученных видов чувствительности характеризируется нескольками "пиков" (точек подъема), потому что процесс развития имеет гибкий характер и гетерохронность функциональной эволюции сопровождается и позитивной и негативной корреляцией сенсорных функций.
Одна из этих точек подъема, что подвергается конвергенцией целого ряда сенсорных функций, находится в области ранней зрелости (18-25 г.) ; другая может быть и позже, в этап общего стабилизирования функций. Те сенсорные функции, включенные в деятельность, работают в системе обусловленных ею перцептивных действий, организованы и упорядочены в соответствии с логикою этих действий. В таких условиях сенсорные функции имеют усиленную мотиватицию. Поэтому в таких периодах оптимальной нагрузки, сенсибилизации идет эволюция функций, доходит новых, более высоких уровней и в зрелые годы. В то же время остальные сенсорные функции, которые не имеют таких условий развития, эволюционируют, причем раньше времени, в достаточно молодые роки. Таким образом, Ананьева Б. Г. считает, что развитие одних и тех же психофизиологических функций человека имеет двохфазный характер. Первая фаза - общий, фронтальный прогресс функций в ходе созревания и ранних эволюционных изменений зрелости (в юности, в молодости и в начале среднего возраста). В этой зоне, на которую приходится этап учения в университете или институте, наблюдается пик той или другой функции в наиболее общем состоянии. Вторая фаза (специализация функций по выбраным объектам, операциям деятельности и более или менее важных за масштабами образов жизни) приходит только на самом высоком уровне функциональных достижений в первом цикле и "накладывается" на нее. Молодость - важный период, в котором развиваются мыслительные прроцессы, внимание, восприятие. С особенностями мыслительных процессов, развитием операций мышления связано и восприятие учебной информации. Поэтому важно учитывать значение логического построения и продуманной структуры учебных дисциплин. По мнению Перри, в процессе обучения студенческое мышление выходит на уровень собственной позиции в суждениях. Сначала юноша опирается на простые альтернативы, затем формируется способность проявлять терпимость к точкам зрения, которые противоречат друг другу. На основе формирования интеллектуальных способностей формируется новый тип отношения к миру, новая система ценностей, новое отношение к себе. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |