Гуманитарное образование в процессе подготовки специалистов профильных вузов Украины
« Назад Многоаспектность структуры человека диктует необходимость гармоничного сочетания в процессе ее развития элементов национальной и общечеловеческой культуры. Такой подход может базироваться только на создании единого образовательного пространства как необходимого условия современного развития цивилизации, предполагает гармоническое единство в смысле воспитания и образования национальных и общечеловеческих ценностей, чем обеспечивает оптимальные условия для целостного развития личности. Таким образом, новая гуманитарная парадигма образования, формируется на основе отечественного и зарубежного опыта развития науки, культуры, образования и воспитания, доказанных теорией и проверенных практикой знаний, должен отвечать потребностям личности, общества и государства. Основными путями достижения этого усматриваются: - Изучение и развитие отечественной культуры; - Овладения языком - профессиональной и литературной; - Изучение и круглосуточно лучших достижений мировой духовной культуры и гуманитарной науки, в частности; - Овладение основными средствами приобщения к мировой культуре и современных средств научной коммуникации (изучение иностранных языков, овладение компьютерными технологиями, Интернетом и т.д.); - Внедрение эффективных образовательных технологий, включая дистанционными; - Интеграция академической и отраслевой науки; - Выработка стратегии развития гуманитарного образования в гуманитарных, технических, естественных высших учебных заведениях, перспектив возрождения и развития национальной высшей школы, новых педагогических технологий; - Разработка системы диагностики качества гуманитарного образования для определения соответствия уровня образования государственным стандартам с учетом опыта, который уже получили учебные заведения Украина. Исходя из того, что образование как открытая динамическая система должна обеспечивать способность к анализу изменений, предупреждения будущего, гибкости реакции, меняются также роль и цели гуманитарной подготовки и системы технического образования. Так, если сравнить основную цель технического университетского образования с задачами гуманитарной подготовки впроцессе обучения, то главной задачей ее является изучение законов гармоничного взаимодействия природы и общества и современная подготовка возможностей их практического использования, что и определяет функциональное направление гуманитарной подготовки в техническом университете. Тогда, в соответствии с характером своего предмета, гуманитарная подготовка в процессе обучения выполняет такую тактическую и стратегическую цель: - Раскрывает сущность явлений взаимодействия природы, человека и общества и познает эти законы гармоничного взаимодействия (тактическая цель); - Выясняет и обосновывает возможность на практике использовать опознаны законы (стратегическая цель). Исходя из роли и функций гуманитарной подготовки в современном обществе, в основу формирование ее содержания в системе университетского образования должны быть положены идеи фундаментализации и гуманизации, т.е. гуманитарная подготовка классического университета не должна носить узкопрофильный характер. Отсюда следует, что главным элементом совершенствования учебного процесса в профильных университетах должно стать включение в учебные планы гуманитарной подготовки естественно-технических дисциплин и, соответственно, цикла гуманитарных дисциплин в естественно-техническое фундаментальную подготовку. Причем этот процесс нельзя рассматривать как простое смешивание уже известных предметов. Речь идет о создании нового поколения проблемно ориентированных интегрированных курсов, реализация которых требует от студентов и преподавателей междисциплинарного синтеза и объемного полипредметного системного видения. Разработка таких предметов, как основа формирования интегративных качеств личности, должна стать приоритетной в психолого-педагогических исследованиях проблем высшего образования. Кроме того, в образовательный процесс, на наш взгляд, должны быть включены такие дисциплины и курсы, содержание которых отражает процесс интеграции и дифференциации в современной науке. Здесь не обойтись без использование кибернетики, синергетики и других областей знаний, возникших на стыках наук и позволяют выходить на системный уровень познания действительности. Таким образом, в смысле обновленной подготовки профильного вуза первостепенную роль должны играть интегрированные (междисциплинарные) курсы, которые содержат фундаментальные (философские и методологические) знания, которые являются базой для формирования общей и профессиональной культуры. Эти курсы должны стать основой для адаптации выпускников профильных вузов к новым профессиям, специализаций, а также теоретической основой для развертывания прикладных научных исследований. С другой стороны, необходимость совершенствования содержания гуманитарного образования также обусловлено определением в современной социокультурной ситуации приоритета целостной личности. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |