Гендерные стереотипы в отношениях преподавателя и студента
« Назад Отечественная система высшего образования практически не учитывает гендерные различия студентов. Это проявляется и в содержании учебных дисциплин и в методической литературе. Между тем, исследования показывают, что у юношей и девушек существуют различия и в причинах поступать в Высшее учебное заведение. Например, в исследованиях Безродного В. И. и Дмитренко Н. В. отмечено, что 33% девушек при выборе Высшего учебного заведения руководствуются престижем и авторитетом заведения, тогда как среди юношей ни одного, который бы указал данную причину. А интерес к профессии, как причина поступления в Высшие учебные заведения, указывается 66,7% юношей и лишь 23,3% девушек. Существуют также различия в мнениях юношей и девушек к производительности различных видов учебных заданий, эффективности различных форм контроля. Поэтому вполне предсказуемы и различия в отношении к преподавателям. Анализируя представления студентов об особенностях межличностных отношений в Вузе (взаимоотношения в системе преподаватель-студент, студент-студент, группа-куратор), можно отметить, что большинство девушек расценивает сложившиеся отношения с одногрупниками, как хорошие, и лишь треть из них трудно их охарактеризовать, что может служить косвенным подтверждением их высших социальных перцептивных способностей. Юноши менее высоко оценивают характер отношений в студенческом коллективе. Подавляющее большинство девушек оценивает взаимоотношения с преподавателями как хорошие, при этом ни одна из студенток не оценила взаимоотношения с преподавательским составом как плохие. Тогда как только половина юношей расценивают отношения с педагогами как хорошие, а 10% рассматривают отношения как плохие. Большинство студентов знает кураторов своих групп, однако работа куратора оценивается ими по-разному: положительную оценку дают 46,7% юношей и 70% девушек. В целом можно сказать, что девушки в большей степени, чем юноши включены в внеучебную деятельность, которая проводится на факультетах. Юноши более требовательны к партнерам по общению. Особый интерес представляют гендерные различия в портрете идеального преподавателя. Юноши считают, что идеальным преподавателем является лицо женского пола, в возрасте 20-29 лет. Девушки видят в идеальном преподавателе мужчин в возрасте 30-39 лет. Из числа идеальных юноши исключили преподавателей старше 50-60 лет, в отличие от 10% девушек, что включили в состав идеальных преподавателей мужчин этого возраста. Эти данные не противоречат выводам полученным Коном И.С. и Бодалевым А.А.
Выделив характеристики идеального преподавателя вырисовывается следующая картина. Самыми значительными качествами желаемого преподавателя как юноши, так и девушки выделяют знания своего предмета, а наименее значимым выделяют такое качество, как принципиальность. На этом сходство в мыслях юношей и девушек в отношении характеристик образа желаемого преподавателязаканчиваются. Наиболее высоко, по сравнению с девушками, юноши ценят хорошее чувство юмора наставника, которому отдается предпочтение, и требовательность, тогда как девушки отдают предпочтение преподавателям с широким кругозором, эрудитов с хорошей языке. Наибольшая разница в оценке юношами и девушками качеств, приписываемых идеальному преподавателю, наблюдается в пунктах требовательность и эрудированность. А также привлекают внимание пункт демократичность, отнесен юношами на седьмое место, а девушками - на пятое. Шульга В. В. утверждает, что такое распределение мнений можно объяснить тем, что девушек привлекает, прежде всего, эстетическая сторона учебно-воспитательного процесса (как преподаватель говорит), а юношей когнитивная составляющая (что он говорит). Ретроспективный взгляд на организацию учебного процесса в Высших учебных заведениях показывает, что он был изначально ориентирован на мужскую половину населения. Только феминистическое движение позволило женщинам приобщиться к высшему профессиональному образованию.
Таким образом, в настоящее время наблюдается следующая двойная картина: с одной стороны, гендерные различия в ходе учебно-воспитательного процесса не учитываются, с другой стороны образование имеет в основном мужской уклон, требуя от женщин проявления и развития традиционно мужских качеств. В межличностных отношениях в диаде «студент - преподаватель» девушек привлекает, прежде всего, эстетическая сторона учебно-воспитательного процесса (как преподаватель говорит), а юношей когнитивная составляющая (что он говорит). С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |