Принципы и функции организации контроля знаний студентов
« Назад Одним из условий повышения качества обучения студентов является эффективный контроль их знаний. Диагностика уровня подготовки студентов должна позволять оценивать успешность обучения, готовность его продолжать, корректировать и прогнозировать результаты обучения. «Вечной» проблемой, которая, безусловно беспокоит деятелей образования, которая является одной из самых актуальных сегодня, является проблема оценки знаний студентов. Формирование оценки знаний, соответствующий уровню знаний студентов, является критерием эффективности процесса субъективного оценивания знаний. Наиболее распространенными традиционными методами контроля являются: устный контроль, письменный, тестовый, графический, программируемый контроль, практическая проверка, а также методы самоконтроля и самооценки. Ключевые положения, на которых должна основываться прозрачная и действенная система контроля за работой студентов сводятся, по нашему убеждению, к следующему: 1) установление единой системы оценок текущих виды работ, предусмотренные картой самостоятельной работы студента (вроде с четко прописанными критериями оценивания экзаменационных задач); 2) разработка и своевременное доведение до сведения студентов регламента работы при изучении дисциплины; 3) фиксирование ответственности студента и преподавателя за нарушение установленного регламента; 4) принципиальный отказ от экзамена как завершающего (и соответственно определяющего) этапа оценивания знаний студента. Во-первых, считаем целесообразным сформировать и утвердить на уровне университета единую систему оценивания успешности текущей работы студентов в течение семестра. Целесообразно зафиксировать количество работ, подлежащих оценке, и критерии оценок. По нашему мнению, наиболее удобной является 100-балльная система оценок, а оптимальное количество работ для контроля за успеваемостью освоения учебного материала не превышает пяти (без контрольных работ по модулям). Во-вторых, утверждение и своевременное доведение до студентов регламента работ при изучении дисциплины обеспечивает открытость всего процесса контроля за текущей успеваемостью студентов и позволяет последним оптимизировать свою активность в течение семестра В-третьих, установление принципом ответственности имеет двойные последствия: для студентов - необходимость ритмичного выполнения всех работ, предусмотренных в рамках дисциплины в сроки, установленные регламентом, а следовательно невозможность «доздавання» отдельных работ в конце семестра; для преподавателя - своевременного создания для студентов условий для выполнения работ, подлежащих контролю, что способствует оптимизации работы преподавателя по проверке контрольных (и других) работ, а также исключает появление «неожиданных» оценок у студентов, которые нарушали регламент. Прозрачность текущего оценивания успешности работы студентов повышается при введении электронного формата журнала для фиксации оценок студентов с открытым доступом как для студентов, так и для всех заинтересованных сторон (деканата, ректората, родителей). В-четвертых, при условии успешной реализации всех предыдущих организационных мероприятий, считаем возможным рассматривать возможность отказа от экзамена как итогового контрольного мероприятия. По нашему убеждению, в случае выполнения всех предусмотренных в рамках учебной дисциплины контрольных мероприятий (в т.ч. выполнения модульных контрольных работ), экзамен превращается в рудиментарную процедуру, наличие которой в значительной мере и обусловливает высокий уровень непрозрачности контроля знаний студентов. Итак, не вызывает сомнения, что важнейшим принципом объективного оценивания знаний студентов является прозрачность этого процесса, соблюдение которого необходимо обеспечить как со стороны студентов, так и со стороны внутренних университетских подразделений и служб (учебного отдела, деканатов и ректората). С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |