Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Формы организации занятий и методические основы физического воспитания студентов

Формы организации занятий и методические основы физического воспитания студентов

« Назад

Повышением гиподинамии студентов, вызванной дальнейшей интенсификацией умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности - с другой; малым количеством занятий физической культуры в календарных планах; массовым снижением заинтересованности молодежи физической культурой в связи с возникновением иных интересов (телевидение, компьютерные игры и другие); не имением материальной базы во многих учебных заведениях; отсутствием достаточного соотношение между оплатой и результатами труда преподавателя физического воспитания - оговаривается застойный период в среде физического воспитания, которые объясняют действием объективно-негативных факторов.

физическое воспитание, преподаватель физического воспитания

Но несмотря на вышеперечисленные факторы, умелая организация работы преподавателя физического воспитания лично и цикловой комиссии в целом, должна решить задачи, предусмотренные учебной программой для высших учебных заведений Украины І-II уровней аккредитации.

Выполняя Приказ № 757 Министерства образования и науки Украины, цикловой комиссией физического воспитания Славянского энергостроительного техникума проводятся  занятия по предмету в объеме 4-х академических часов в неделю и наполняемостью учебных групп в количестве 10-15 человек. Это дает возможность наиболее эффективно использовать разные средства физического воспитания. То есть, цикловой комиссией разработан и утвержден ряд рабочих программ, в которых элективный компонент, опирается на базовый, дополняет его с учетом профессиональной физической подготовки, индивидуальных мотивов, интересов  студентов.

Уроки с физической культуры планируются и проводятся одновременно в 2-х учебных группах одного курса. Распределяя учебные группы на физкультурно-оздоровительные, установленной количеством наполнения, имеют возможность проводить занятия в отдельных спортивных залах, по разной программе обучения. Это дает возможность студентам выбрать тот вид физкультурно-оздоровительной работы, которой они желают заниматься, что в будущем должно вызвать интерес и воспитать необходимость в занятиях физическими упражнениями. То есть, занятия проводятся одновременно со спортивными играми, аэробикой и общей физической подготовкой.

спорт, занятия физическими упражнениями

Кроме того, на протяжении года, основными для большинства групп есть занятия по гимнастике и легкой атлетике. Что касается контроля, то для каждой физкультурно-оздоровительной группы он проводится отдельно на протяжении семестра в форме дифференцированного зачета. В итоге студенты должны иметь соответствующий зачет по легкой атлетике, гимнастике, избранного вида физкультурной деятельности и оценку государственного тестирования. Кроме того, чтобы достичь более значительных показателей физической подготовленности, необходимы дополнительные самостоятельные занятия физическими упражнениями. Предложено направить методическую работу цикловой комиссии на разработку студенческого дневника самоконтроля, который,  отражая динамику роста антропометрических и физиологических показателей, должен способствовать активизации занятий физическими упражнениями как на учебных, так и на самостоятельных занятиях.

Большого внимания заслуживает организация и методика проведения занятий по физическому воспитанию для студентов со слабым здоровьем и начальными формами его нарушений. Уроки в специальной медицинской группе проводятся по расписанию с нагрузкой - 3 часа в неделю. Из них два часа практических  проводятся с учетом диагноза заболевания, пола, возраста, степени физического развития, двигательных навыков, самочувствие студента, один час отводится на теоретическую и методическую подготовку. Контроль в специальной медицинской группе происходит посеместрово в форме зачета.

Невозможно иметь высокий уровень физической подготовки студентов, не уделяя особого внимания внеучебной, массово-оздоровительной, физкультурной и спортивной работе. Исходя из этого, процесс физического воспитания должны рассматривать во взаимосвязи с общими задачами учебного заведения. Если учебная работа закладывает почву физической подготовки студентов, то массово-оздоровительная, физкультурная и спортивная работа дополняет учебную, создает  среду для физического развития, для подготовки студентов к успешной трудовой деятельности.

Цикловой комиссией физического воспитания ведется постоянная работа по привлечению студентов к общественным физкультурно-оздоровительным и спортивным мероприятиям. Проводятся лекции и разговоры о здоровом образе жизни и позитивном влиянии физических упражнений на организм молодежи, в течение каждого года обновляются стенды и фотомонтажи спортивной тематики, существует таблица рекордов и высших спортивных достижений учебного заведения, несколько раз в год выходит спортивная газета.

Если в учебном заведении есть возможность, руководитель физвоспитания составляет отдельное расписание занятий с деятельности спортивных кружков. Учебно-спортивная работа проводится по таким направлениям: игры (баскетбол, волейбол, мини-футбол), настольный теннис, аэробика, легкая атлетика, атлетическая гимнастика, борьба. Организация различных спортивных эстафет на первенство учебных групп, курсов, отделений по 7 видам спорта способствует не только развитию физических качеств,  увеличению мастерства и помогает в собрании сборных команд, но и играет немалое воспитательное значение.

Часто бывает, что недисциплинированный студент (который имеет негативные черты характера и поведения: лень, неуважение к преподавателям, товарищей и другие), начиная заниматься в спортивном коллективе, становится подтянутым, стройным и постепенно избавляется от плохих привычек.

Большое спортивное и воспитательное значение имеет участие сборных команд в соревнованиях вне учебного заведения. В течение года студенты участвуют в городских соревнованиях, соревнованиях на первенство региона и области. Совершенствование физической подготовленности, привычка к здоровому образу жизни, формирование ответственности, сознания, чувства коллективизма и прочее - вот черты, которые могут быть развиты в процессе занятий и пригодиться в дальнейшей жизни.

Большую роль в физическом воспитании студенческой молодежи играет организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Это такие спортивные праздники, приуроченные "Дню работников физической культуры и спорта", "Дню защитника Отечества", "Международному женскому дню", "Всемирному Дню здоровья". И наиболее массовым мероприятием есть проведение спортивного, физкультурно-оздоровительного мероприятия "День здоровья". Он проводится в течение дня в лесной зоне, включает в себя комплекс спортивных, творческих и воспитательных мероприятий и есть главным заключительным соревнованием учебного года.

В календарный план для повышения уровня вносится организация туристического похода, что ставит организацию физического воспитания на более высокую ступень. Туризм - эффективное средство воспитания здорового и закаленного мужчины, готового к высокоэффективному труду. Ориентирование на местности, умение преодолевать природные препятствия, знакомство с пейзажами и много других приобретений получают студенты в походах. Кроме того, организация и проведение походов закладывают основы навыков здорового образа жизни.

легкая атлетика, здоровый образ жизни

Делая итог, надо сказать, что только творческая активность преподавателей физического воспитания, поиск новых форм и методов в тесном контакте с руководством учебного заведения способны выполнить главную задачу - подготовку здорового молодого поколения специалистов, выпускаемых из высших учебных заведений Украины І-II уровней аккредитации.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!