Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Высшие учебные заведения (ВУЗы) Украины и мира \ Высшие учебные заведения (ВУЗы) Украины и мира \ Историко-педагогические аспекты формирования высшей экономической школы в Словакии

Историко-педагогические аспекты формирования высшей экономической школы в Словакии

« Назад

Интеграционные процессы в Европе обусловливают необходимость поиска эффективных механизмов вхождения других государств, в том числе Украины, в единое европейское пространство. Образовательная сфера является одной из наиболее важных в объединительном процессе с европейским сообществом. «В ситуации всемирной рецессии, которая влияет на уровень трудоустройства, образование является существенной инвестицией для ответа на технологические и демографические изменения, меняющие рынки труда».

ВО в Словакии, образование в Словакии

Отметим, что Словакия в 1918 была частью Австро-Венгрии. Поражение последней в Первой мировой войне привело к практической реализация планов чешских и словацких политических кругов о создании общего государства. В начале ноября 1918

Национальный комитет в Праге провозгласил создание самостоятельной Чехословацкой Республики и заявил о временном принятии на себя функций высшего органа власти в стране, поскольку 30 октября в. Мартин Словацкий национальный совет, который был создан в сентябре 1918 г.. В качестве высший орган Словакии, провозгласила об отделении Словакии от Венгрии и вхождение в единую Чехословацкой Республики.

Новообразованной Чехословакии состояла из двух разных частей: более развитых чешских земель с промышленными традициями и менее развитой, сельскохозяйственно ориентированной Словакии. Подкарпатская Русь, которая занимала украинские земли Закарпатья, экономически в начале ХХ в. была крайне скудной. В течение 1918-1938 гг. Уровень развития в Словакии и Подкарпатской Руси (Карпатской Украины) улучшилось, однако доля их в общем объеме промышленного производства и совокупного дохода Чехословакии увеличилась не намного. В 1946 территория Подкарпатской Руси вошла в УССР в составе Советского Союза.

Основные показатели производства и потребления на душу населения в Словакии в так называемый социалистический период достигли уровня, близкого к Чехии. Понятно, что приоритетным в развитии Чехословакии в начале ХХ в. стал вопрос экономики. И особого внимания придавалось вопросам образования. Открывались новые школы, профессиональные училища, вузы. С развитием государственности и экономики страны постепенно формировалась словацкая экономическая школа.

Отметим, что предпосылкой развития словацкой экономической мысли в начале ХХ в. была деятельность экономистов времен Австро-Венгрии.

Одним из ярких представителей экономической мысли, имел огромное влияние на формирование не только словацкого, но и украинской и российской экономических школ, был Михаил Андреевич Балудянский (1769-1847). Он является автором восьми томов трудов, связанных с рассмотрением национальной экономики и которые изучали студенты университетов Вены и Будапешта.

Выпускник Королевской академии правоведения в Кошице М. Балудянский продолжил обучение в Венском университете. После окончания высших исследований занял преподавательскую должность в Надьварадський академии, вскоре защитил докторскую диссертацию и стал деканом Пештского университета. В 1804 году. По приглашению министерства образования России переехал в Санкт-Петербург. В Императорском педагогическом институте М. Балудянский преподавал политическую экономию, финансы и дипломатику.

Известным политическим деятелем и автором многих научных трудов по вопросам экономики в начале ХХ в. в Словакии был Корнель Стодола (1866-1946). Он учился в гимназиях городов Лученец, Кежмарок, Братислава, Прешов. Активно занимался политикой, как член Словацкой национальной совета активно участвовал в формировании Чехословацкого государства в 1918 г. и подписании Мартинськои декларации.

Будучи членом Совета финансовых учреждений Словакии, К. Стодола имел возможность видеть проблемы финансовой системы края. Поскольку, по его мнению, оказывается дисбаланс между банками и малыми кооперативными финансовыми учреждениями, необходимо создать для фермеров взаимную сберегательную кассу. В 1923 по его инициативе и при содействии был сформирован Союз ремесленников и кредитных учреждений Словакии и Подкарпатской Руси. Придавал огромное значение оперативной информации, с этой целью основал журнал «Экономический обзор» («Hospodářské rozhľady»). Кроме того, что К. Стодола был опытным экономистом, он принимал активное участие в развитии физической культуры, туризма и спорта в Словакии, прежде всего среди школьной и студенческой молодежи.

Лучшим представителем словацкой экономической мысли и сторонником развития высшего профессионального образования в Словакии на рубеже ХIХ-ХХ вв. считается Милан Ходжа (1878-1944) - философ, юрист, экономист. Он получил высшее образование в Будапеште и Вене. После создания Чехословакии был одним из политических лидеров Словакии, а также лидером Словацкой крестьянской партии. М. Ходжа неоднократно занимал ведущие посты в чехословацком правительстве: министр унификации права (1919-1920), министр сельского хозяйства (1922-1925, 1932-1934) министр образования (1926-1929), премьер-министр (1935-1938) .

Он был одним из немногих политиков Европы, высказывали мнение об опасности для мира как российского большевизма, так и немецкого национал-социализма. Ведущей идеей его политического видения было создание определенного политического и экономического барьера между этими политическими течениями, в связи с чем высказывал необходимость более тесного сотрудничества между странами Центральной Европы.

В 1936 эта идея (так называемый «план Ходжи») была использована в создании единого экономического пространства в регионе, где были устранены тарифные барьеры и создана зона свободной торговли от Гданьска до Салоник. М. Ходжа издал такой план как инициативу Чехословакии, которая стремится доказать миру свои традиции демократии и гражданских свобод ради экономического прогресса. Фактически в настоящее время уже вызревала идея единого европейского экономического пространства.

Высшая экономическая школа с конца 1990-х годов активно включилась в реализацию идей Болонского процесса. Она предоставляет образование по трем уровням: бакалаврский, инженерный, докторскую. Образовательные программы, как правило, начинаются с бакалавра, обучение по которой длится 6 семестров, после чего - программа подготовки магистра в течение 4 семестров. Выпускники вузов получают специальность «инженер» или научную степень «магистр», что позволяет продолжить обучение по докторской программе.

С целью реализации задач Болонского процесса по образованию взрослых, образования в течение всей жизни, приоритетного развития инновационно-технологических исследований словацкие вузы активно сотрудничают с ведущими научными учреждениями: Институтом словацкой и мировой экономики АН Словакии, Институтом прогнозирования АН Словакии; Институтом проблем информатики и статистики (Инфостат), специализирующаяся на прогнозировании макроэкономических тенденций. Кстати, Инфостат был основан на основании соглашения между Чехословакией и ООН в рамках программы сотрудничества. На современном этапе Инфостат является агентством Словацкого статистического Officeand, где работает почти 140 человек.

Основным информационным продуктом является формирование краткосрочных прогнозов развития словацкой экономики, используется как для прогнозирования развития предпринимательской деятельности, так и для разработки программ регионального и государственного развития, формирования образовательных программ.

Заслуживает внимания опыт Центра экономического и социального анализа, основанный группа экономистов и социологов с либеральными ценностями и более известный как MESA-10. Он является независимой, неправительственной и некоммерческой организацией, основная цель которой заключается в поддержке свободной рыночной экономики, принципов и ценностей - таких, как свободная конкуренция, равенство возможностей, свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности, открытости экономики. Ежемесячные доклады о развитии словацкой экономики и научные разработки широко используются международными и местными аналитиками. Примером этого является анализ конкурентоспособности Закарпатской обл. Украина, что позволяет потенциальным международным инвесторам определиться с возможностью научно-технологического сотрудничества в этом регионе.

В Словакии активно функционируют общественные организации, которые занимаются проблемами экономики и часто дают актуален информационный продукт, который используется государственными и научными институтами.

обучение в словакии, формирование образовательных программ

Таковы Федерация ассоциаций работодателей, Центр экономического развития, Центр научной и технической информации, Институт экономических и социальных реформ, Организация экономического сотрудничества и развития. Словацкое агентство инвестиций и развития торговли. Деятельность этих организаций способствует развитию системы бизнес-консультирование, проведение семинаров, конференций на национальном и международном уровнях, развития словацкой экономики и снижению уровня безработицы, поддержки экспортной деятельности словацких компаний и управления структурных фондов ЕС, формированию источников экономической информации, в условиях глобализации и интеграции является чрезвычайно важным.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!