Формирование профессиональной коммуникативной компетенции как эффективный фактор подъема национального самосознания студентов - не филологов во время обучения в вузе
« Назад Согласно Национальной стратегии развития образования в Украине главной задачей образования есть развитие мышления, ориентированного на будущее. Среди важных задач Национальной стратегии для высшего образования - это разработка стандартов, ориентированных на компетентностный подход, важной целью которого есть создание ключевых компетентностей. Компетентностный подход есть весомым условием качественного образования специалиста разного профиля. Сегодня начинающий специалист должен обладать целым рядом навыков, которые будут способствовать его профессиональной работе. Имение широких теоретических знаний не есть залогом успеха. Сегодняшний трудовой рынок заинтересован в профессионалах, возможных применять свои теоретические знания на практике, осваивать и внедрять новейшие технологии, формулировать проблемы и гипотезы. Среди личных качеств, которые влияют на успешность карьеры молодых специалистов, выделяют креативное мышление, свойство аргументировать свою мысль, способность общаться, способность к самореализации и совершенствованию. Итак, основными критериями развития особы в мире сегодня есть знания и навыки, а есть компетентности. В публицистике большинства авторов можно найти определение термина «компетентность». Компетентность - это понятие, которое предоставляет право личности выражать суждения в некоторой области. Знание и опыт профессиональной деятельности человека составляет основу этого качества. Другой автор определяет компетенцию как всестороннюю характеристику особы, что способствует ее общей способности и готовности к работе. Значит, компетентность - это способность особы решать проблемы, возникающие в реальной жизни, используя знания и умения приобретенные во время учебы и жизненного опыта. Задача высшей школы - подготовить личность не только к будущей профессиональной деятельности, а до успешного функционирования в динамических условиях современности. У связи с этим, социальные и педагогические проблемы становления жизненной компетентности личности есть приоритетными в украинском обществе. При подготовке сегодняшнего специалиста в любой отрасли не последнюю роль играет иностранный язык. Потому что именно он есть средством международного общения способным расширить и реализовать все аспекты профессиональной деятельности современного специалиста. В высшей технической школе иностранный язык способствует развитию коммуникативной, информационной, социокультурной и остальных компетенций. Главной целью обучения иностранного языка в высшем учебном заведении есть формирование коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность состоит из умения прогнозировать коммуникативную ситуацию, программировать процесс общения та руководить коммуникативной ситуацией. Главная задача образовательного процесса - создать среду, которая бы способствовала формированию та развитию коммуникативной компетентности молодежи. Использование только повседневных методов обучения не дает создать условия для овладения и расширения умений необходимых для приобретения коммуникативной компетентности. На помощь преподавателю приходят современные методы, подходы и технологии обучения иностранного языка, которые позволяют разнообразить учебный процесс, сделать его как можно близким к реальному общению способного побудить студентов критически мыслить, развивать творческую и познавательную деятельность. Процесс становления коммуникативной компетентности студентов неязыковых специальностей будет иметь успешные результаты если будут выполняться следующие условия: наличие междисциплинарных связей, позитивное отношение к будущей специальности, высокая мотивация студентов, повышения их творческой активности во время обучения, информационная насыщенность учебного процесса. В современном мире информация играет очень важную роль. Молодой специалист должен быстро ориентироваться в потоке информации, быть способным воспринимать и обрабатывать информацию, давать ей надлежащую оценку. Поэтому в процессе обучения важно использовать коммуникативные задачи, связанные с поиском и анализом информации и представлением ее различными способами в форме презентации или дискуссии. В помощь студентам и преподавателям приходят информационные технологии. Основная задача современных информационных технологий - это предоставление студентам доступа к информационно-образовательных ресурсов (электронные библиотеки, базы данных). Они предоставляют студентам возможность пользоваться аудио и видео материалами, что способствует лучшему восприятию информации, обмениваться материалами, общаться в режиме онлайн, дистанционно прорабатывать учебный материал, организовывать самостоятельную работу. При формировании коммуникативной компетентности важно разнообразить подачу учебного материала с помощью различных методов и приемов. Интерактивный метод обучения значительно способствует улучшению коммуникативных навыков у студентов. Основа этого метода лежит в коллективном общении, смысл которого в том, чтобы студенты смогли использовать полученный во время обучения опыт в реальных условиях общения. Этот метод характеризуется интенсивностью общения, изменением различных видов коммуникативной деятельности, различием форм и приемов. Он дает возможность использовать языковой материал в процессе общения, расширить терминологический запас, развить творческие способности и критическое мышление, усовершенствовать профессиональную и общую культуру общения. Поскольку в технической высшей школе изучения иностранного языка нацелен на получение профессионально значимой информации, поэтому главным условием использования интерактивного метода есть его профессиональная направленность и связь с профилирующими дисциплинами. Евроинтеграция Украины приводит к росту мотивации изучения иностранного языка. Каждый студент желает на полную реализовать свои знания и навыки полученные во время обучения. Молодые специалисты имеют много возможностей реализовать коммуникативную компетентность на практике. Важно выступить в роли собеседника, который умеет не только адекватно воспринимать и оперировать информацией, владеть достаточными знаниями в профессиональной сфере, знать профессиональную терминологию, но и уметь четко и логично излагать свою точку зрения, быстро принимать решения, приводить разумные доводы во время дискуссии или дебатов. Учитывая то, что студенты технических вузов имеют немного предметов, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности, изучение иностранного языка может помочь будущим специалистам получить коммуникативные навыки. С появлением и внедрением новейших технологий в учебный процесс учебник остается главным источником обучения. Поэтому для студентов технических специальностей важно использовать методическое обеспечение на формирование коммуникативной компетентности. При заключении учебных пособий следует учитывать следующие факторы: ситуативно-коммуникативную направленность, постепенное усложнение учебного материала, наличие аутентичных профессиональных текстов, комплекс упражнений по всем видам речевой деятельности. Особое внимание следует уделить ситуативным упражнениям, которые способны смоделировать реальные ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью студента и помочь формированию коммуникативной компетентности.
Чтобы выдержать большую конкуренцию на рынке труда, будущие специалисты должны обладать определенными умениями, которые подтверждают уровень их профессионально-коммуникативной компетентности. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |