Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Высшие учебные заведения (ВУЗы) Украины и мира \ Высшие учебные заведения (ВУЗы) Украины и мира \ Основные принципы опыта диверсификации источников финансирования высшего образования США

Основные принципы опыта диверсификации источников финансирования высшего образования США

« Назад

В международной практике применяются около 4 тыс. Схем финансирования высшего образования. Они отличаются степенью покрытия государством стоимости обучения в ВУЗах, механизмом отбора потенциальных студентов, степени самостоятельности вузов в определении цены обучения, включением в систему государственного финансирования частных вузов и по другим факторам.

студенты сша 

Основным институциональным инвестором для высшей школы остается государство. Финансирование образования является основным рычагом воздействия государства на процессы преобразований в университетах и основным инструментом достижения положительных результатов в сфере образования. Однако расходы на высшее образование все больше «распределяются» между государством и соискателями образования, и сами вузы пытаются диверсифицировать финансовые источники своей деятельности.

Современное высшее образование является не только конечным благом - источником удовлетворения духовных, культурных, информационных потребностей человека, но и инвестиционным благом - средством роста доходов, обеспечение конкурентных преимуществ на рынке труда и получения других благ. Полученный в процессе обучения образовательный капитал - это совокупность теоретических знаний, практических умений, производственного опыта и личностных характеристик человека (развитых способностей, материальных, социальных и духовных потребностей, мотиваций), сформированных в результате инвестиций в образование, приносят человеку доход течение ее трудовой жизни и побуждают к дальнейшим инвестициям в образование.

На микроэкономическом уровне под образовательным капиталом понимается совокупная квалификация и производительные способности всех работников предприятия (фирмы), а также достижения в деле эффективной организации труда и развития персонала. На макроэкономическом уровне речь идет о сумме образовательного капитала всех предприятий и всех граждан страны как часть национального богатства. Чем выше ценность образовательного капитала, тем больше экономический выигрыш общества.

В мировой практике сформировались несколько подходов к организации государственного финансирования высшего образования.

организация государственного финансирования

Финансирование по расходам (Канада, Великобритания, Франция, Япония, Швеция, Норвегия, Китай, Нигерия) предусматривает, что бюджетные средства поступают прямо в вузы, а их использование четко контролируется государством.

Степень автономии, а следовательно, и ответственности вузов за предоставление качественных образовательных услуг низкий. Бюджетирование вузов осуществляется с использованием трех механизмов: линейный бюджет - смета распределяется по типам расходов (зарплата, оборудование, обслуживание студентов); программный бюджет - распределение средств по центрам стоимости (отдельными факультетами или, в некоторых случаях, даже отдельными преподавателями, которые отвечают за программу); смета по видам деятельности - с выделением расходов на обучение и на исследовательскую работу.

Финансирование по результатам (Дания, Финляндия, Израиль, Нидерланды, США и другие страны) означает, что выделение государственных средств зависит от результатов учебной и научно-исследовательской деятельности вуза - непосредственных (качества и объема предоставляемых образовательных услуг) и конечных (социально-экономического эффекта от получения образования: карьерного роста выпускников вузов, их доходов, удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников и т.д.). ВУЗ имеет больше полномочий в финансовом и административном управлении, но отраслевое министерство осуществляет постоянный мониторинг качества образования.

Основными направлениями диверсификации источников финансирования образования являются:

- Установление платы за обучение или сборов на возмещение расходов на проживание и питание (Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, у большинства стран с переходной экономикой); отмена или уменьшение размеров студенческих грантов и стипендий; сокращение или «замораживания» субсидий на студенческие кредиты;

- Долгосрочное привлечение финансовых пожертвований от выпускников, индивидуальных и корпоративных доноров с целью создания эндаументов - фондов целевого капитала, используемых вузов на общественно значимые цели. Значительные пожертвования еще в XIX в. получали такие университеты США, как Гарвард, Йель, Принстон, Колумбия, Дартмут. Ведущим промышленникам и бизнесменам обязаны своим ростом большие католические университеты США, среди которых Нотр Дам, Бостон Колледж, Фордгам, Джорджтаун и др.

основные принципы опыта диверсификации источников финансирования высшего образования США

В России свои эндаументы имеют много вузов Москвы и Санкт-Петербурга, Томский государственный университет. Эндаумент-фонды являются не только дополнительным источником средств, но и уникальной коммуникацию между вузами и выпускниками, которые действуют ради развития науки и «своего» вуза;

- Выпуск облигаций, как это сделал в 2010 Кембриджский университет (Великобритания), впервые за 800 лет не найдя другого пути финансирования университетского городка, музейных и образовательных центров (400 млн ф. Ст.). Путем выпуска облигаций во время экономического кризиса пошли Гарвардский и Принстонский университеты США, привлекая $ 2500000000 и $ 1 млрд соответственно;

- Формирование предпринимательских университетов, которые не просто взаимодействуют с промышленностью, а способны коммерциализировать результаты своей научной деятельности (интеллектуальную собственность), то есть заработать прибыль и привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Опыт США указывает на две модели становления предпринимательского университета. Первая - университет-предприниматель, кафедры и факультеты которого предлагают рынку новые научно-учебные продукты. Вторая модель - университет предпринимательский за результатом, который позволяет преподавателям, студентам и выпускникам выходить на глобальные рынки с основанными ими инновационными компаниями.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!