Философские аспекты современного образования
« Назад Образование становится доминирующей компонентой экономического, социального и духовного развития общества, источником развития человеческого капитала, на котором базируется будущее государств и каким определяется их богатство в XXI веке. Приходится констатировать, что в Украине система образования не является гибкой и адекватной современным реалиям глобального информационного общества. Ее результаты не только не являются гарантами будущего прогресса государства, они не опережают общие преобразования и мало в чем способствуют обеспечению устойчивого развития (sustainable development). Управление устойчивым развитием отечественного образования требует формирования действительного (а не декларативный) социального партнерства участников управленческих взаимодействий, которое стоит рассматривать как важную составляющую социальных механизмов управления и как условие соблюдения принципа общей целесообразности. Формирование такого партнерства в образовании осуществляется путем перехода от субъектно-объектной к субъектно-субъектной модели управления в сфере образования. При этом верно интерпретирована концепция устойчивого развития может рассматриваться как современная социальная диалектика, избавлена от схоластики и умозрительных конструкций. Трансформации современного мира накладывают отпечаток не только на содержание (идеи) университета, но и на его форму (структуру и систему управления). Все это, безусловно, усложняет модернизацию методов управления вузом.
Для субъектов управления в сфере высшего образования (на макро- и микроуровне) и для общества в целом, значимым является вопрос автономии университетов. Однако отдельных исследований свобод и автономий, а также действенных механизмов их обеспечения еще недостаточно. Преодоление консерватизма, жесткой иерархии и предоставления высшим учебным заведениям именно действительной автономии для Украины и не только для нее наиболее приоритетной задачей. Академическая свобода касается всех членов академического сообщества - ученых, преподавателей и студентов. Автономия университета - это свобода для вузов, для преподавателей целом определять приоритетные цели и задания и самостоятельно выбирать средства для их достижения. Во все времена существования университетов академическая свобода и автономия университетов подвергались давлению со стороны властей. С другой стороны, университетская автономия является чрезвычайно емким и важным индикатором отношений университета и государства. Таким образом, университетская автономия - это очень важная характеристика как университета и системы высшего образования, так и государства и общества в целом. Она характеризует организацию университета как системы и показывает степень цивилизационного развития и осуществление свободы деятельности человека (в перспективе - творчества). Вместе с этим, в феномене университетской автономии отображается и мера совершенства действительного гражданского общества и системы его управления - самоуправление. Ведь университет становится центральным институтом современного социального организма, поэтому формирование университетской автономии является компонентом формирования гражданского общества, без которого невозможно построение современного демократического общества. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |