Распечатать страницу

Экономические отношения на рынке образовательных услуг

« Назад

Реструктуризация и коммерциализация высшего образования, активно продолжается в Украине, обусловили проблему возможностей функционирования этих учебных заведений. В настоящее время вузы решают вопрос нахождения финансовой поддержки, в том числе - и на рынке образовательных услуг, пытаются полноценно работать в непривычных условиях конкуренции.

стоимость получения образования в Украине

Конкуренция среди высших учебных заведений обуславливает потребность выявления новых способов повышения привлекательности предложений каждого такого образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и продуктов.  Для решения этой задачи вузы начинают внедрять рыночные технологии, которые определяются и регулируются системой маркетинга образовательных услуг.

Бесспорно, знание и использование особенностей рынка образовательных услуг и продуктов поможет вузов правильно организовать собственную маркетинговую стратегию, повысить конкурентоспособность и эффективность деятельности в современных условиях.

Особенности рынка образовательных услуг определяются особенностями предлагаемого на рынке товара, составу субъектов рынка, их функциями, интересами и отношениями.

Если с образовательным продуктом в форме образовательного товара все понятно - это учебные материалы, которые имеют типичные характеристики обычного товара, то каким образом образовательный продукт предлагается на рынке в виде знаний, навыков, опыта учеников? Это требует объяснения из-за наличия важных особенностей.

Раскроем некоторые характерные черты этих особенностей. Образовательное учреждение может выходить на рынок образовательных услуг с таким предложением: "Мы готовы предоставить вам образовательные услуги". Этот вариант предложения аналогичный по предложению на товарном рынке: "Мы готовы для вас произвести товар", то есть потребителю предлагается процесс определенной длительности, в результате которого он приобретает необходимые ему знания, способности и навыки или образовательный товар - учебники, методические пособия и тому подобное.

экономические отношения на рынке образовательных услуг

Другой, более конкретный вариант предложения вузов формулируется так: "Мы предлагаем вам наш образовательный продукт - учебники, методические материалы и др.

Нужно учитывать, что услугам по Ф. Котлеру, присущи четыре характерные особенности: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохранение.

Итак, главной особенностью рынка образовательных услуг является то, что учебные заведения, выходят на рынок образовательных услуг с двумя видами товаров, объединенных общим понятием - образовательный продукт.

Первый вид товара - это знания, навыки, опыт, которые передаются учащимся в процессе обучения, второй - это учебное содержание в форме материалов - учебников, методических материалов, монографий, видеодисков и т.д., - что студенты могут освоить самостоятельно.

Эти формы образовательного продукта, способы их предложения и предоставления их характерные черты определяют другие особенности рынка образовательных услуг и, в конце концов, маркетинговую стратегию вуза.

рынок образовательных услуг в Украине

Контактными аудиториями могут быть все участники (субъекты) рынка образовательных услуг. Часть "контактеров" может быть деловыми партнерами, в том числе - производители, потребители, посредники, покупатели, заказчики. Производитель образовательных услуг, то есть вузов, контактирует и подвергается воздействию всех субъектов рынка, но, прежде всего, потребителей, покупателей, заказчиков и посредников. Последние из указанных субъектов тесно сотрудничают, их влияние, требования и функции могут пересекаться. То есть потребитель может быть и заказчиком, и покупателем, а заказчик - потребителем, покупателем и посредником и тому подобное. При этом есть исключения: посредник не может быть потребителем, и одновременно потребитель не может быть посредником.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!