Организация экологического образования в зарубежных странах
« Назад В 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО был создан Международный союз охраны природных ресурсов (МСОПР). После конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) страны мира активно налаживают разработки долговременных экономических программ, основанных на необходимости внедрения современных технологий, поиска взаимосогласованных подходов к решению экологических проблем, освоении идеологии общечеловеческих ценностей, переходе к новому образу жизни. Экологическое образование в США имеет два уровня: экологический и природоохранный. Они тесно связаны между собой и взаимо дополняют друг друга. Экологический уровень охватывает вопросы природного динамического равновесия, организации биосферы, наследственности, адаптации, изменения в природе. А в природоохранном уровне затронуты вопросы рационального природопользования, охраны природы. Составной частью содержания образования является умение и навыки. Их делят на индивидуальные и поисковые. Первые способствуют эффективному осмыслению экологических знаний, вторые направлены на овладение учащимися и студентами методами самостоятельных творческих научных исследований Экологическое образование в Японии охватывает начальную, среднюю и высшую школы. Образовательные программы составляют по методу "калейдоскопа". В них выделяют семь основных элементов. Среди них главными являются: а) изучение природы; б) исследование городов и сел; в) формирование у человека отношения к природе, жизни, ценностей и морали на основе знаний, полученных после усвоения элементов "а" и "б". Активное развитие экологического образования в Скандинавских странах началось с образованием Кооперации деятельности по вопросам культуры. Проблема гармонизации отношений человека и природы появилась краеугольным камнем многочисленных педагогических концепций прошлого. Современная практика образовательных исследований также уделяет особое внимание проблеме развития экологического образования за рубежом. Различные апекты исследования этой проблемы освещены в работах А. Осаму (исторические аспекты экологического образования), О. Дрейера (проблемы экологической подготовки учителей в США), М. Бауера (методология экологического образования за рубежом), В. Червонецького (специфика экологического образования в странах запада и США), Н.Шкарбана (цель и принципы экологического образования в странах Европы) и др. Поскольку современный природный и социальный мир чрезвычайно динамичен и чувствителен к внешним воздействиям, меняется и отношение к нему человека, его экологическая ориентация, мировоззрение и культура. Именно анализа тенденций этих изменений в экологическом образовании и посвященное наше научное исследование. Несмотря на то, что теория экообразования в общих чертах едина для всех стран, однако уровень ее разработки и практического внедрения существенно зависит от исторических предпосылок, менталитета и социально-экономического состояния конкретного государства. Ведущие американские специалисты в области экологического образования подчеркивают целесообразность межпредметных координации и интеграции знаний том, что меж предметный подход, по их мнению, предполагает взаимную согласованность содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний. Срок школьного обучения длится 12 лет. Унифицированной программы по экологии нет, для каждого из 50 штатов ее разрабатывают отдельно, учитывая исторические традиции. В странах Западной Европы проводятся специальные занятия с детьми для ознакомления их с растениями, животными, средой, где они живут. У детей воспитывается творческая и деловая активность, экологически грамотное поведение. В Германии широко используются современные достижения науки и передового опыта в разработанные концепции экологического образования и воспитания. Так, принимая за основу программу ЮНЕСКО "Человек и биосфера", разрабатывают модель формирования ответственности за состояние окружающей среды и пути ее интеграции со школьными программами. Вопрос природоохранной тематики входят в программы многих учебных дисциплин. Предполагается экологическое обучение в виде спецкурсов, специальной подготовки в рамках научных и технических организаций, высших учебных заведений промышленных предприятий, местных советов, издательств, а также обучение взрослых во время проведения научно-популярных программ радио, телевидением и другими современными средствами массовой информации. Также успешно функционируют экспериментальные экологические станции и национальные парки. Во Франции предметы по охране природы и окружающей среды входят в программу учеников средних школ, лицеев, колледжей. В некоторых странах реализуется познавательно-ценностная модель экологического образования, согласно которой освоение новейших знаний о природе и ее охране сочетается с традиционными ценностями общества, выработанными в процессе этнической истории прошлых поколений. Особых успехов в реализации такой модели достигнут в некоторых азиатских странах: Китае, Корее, Таиланде, особенно - Японии. Таким образом, исследование не исчерпывает многоплановости проблемы. Предметом дальнейшего изучения могли бы стать вопросы формирования моделей мировой образовательной экологии, подготовки профессиональных педагогов-экологов, роли неформальных мировых объединений и СМИ в экологическом образовании. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |