Распечатать страницу

Особенности дуальной системы образования в ВУЗах Германии

« Назад

Высшее образование Германии по праву считается одним из лучших в Европе, оно имеет многовековую историю (первый университет основан еще 1386) и новейшие тенденции развития.

образование Германии, образования в ВУЗах Германии

Современная система высшего образования Германии характеризуется самоуправлением, тесными связями науки, образования и экономики, высокими требованиями к качеству образования, практического применения знаний, высоким материально-техническим и информационным обеспечением учебных и научных процессов, активными зарубежными связями, контактами с крупными хозяйственными структурами.

Сегодня в системе высшего образования Германии выделяются такие типы вузов: университеты, специальные институты (медицинские, педагогические и др.), высшие школы искусств и музыки, высшие школы прикладных наук (Fachhochschulen), профессиональные академии (Berufsakademien).

В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. Для обозначения новой формы организации профессионального обучения, которая в дальнейшем получила распространение и в ряде других немецкоязычных стран (Австрия, Швейцария).

Сейчас FH занимают важное место в общей системе высшего образования страны. Главная задача этих учреждений - ориентация на практику, поэтому некоторые ученые называют их одно дисциплинарными вузами.

После окончания обучения в основном ученики, которые проходили обучение на крупных предприятиях, на них же и остаются работать дальше, но в ситуации, когда учебное предприятие не становится постоянным местом работы, учащиеся, как правило, без значительных трудностей трудоустраиваются по полученной специальности.

Хотя FH способствуют получению научного опыта, квалификации для самостоятельной научной работы их выпускники не получают, и только университеты имеют право присуждать степень доктора, является основным недостатком профессиональных школ Германии.

Механистическая трансформация дуальной системы образования Германии в отечественную практику невозможна. Как и любое заимствование зарубежного опыта, она требует апробации и учета специфики национальной системы образования.

Однако ее основные принципы и приоритеты, ее достояние должны быть учтены при совершенствовании системы подготовки специалистов как в вузах I-III уровней аккредитации, так и IV-V уровней.

В Германии социальная работа как дисциплина излагается в «высших школах» (нем. Fachhochschule), которые имеют статус «университетов прикладных наук», именно так их название традиционно переводят английском языке (university of applied sciences). социальная работа как дисциплина в Германии долгое время существовала наряду с социальной педагогикой, но уже сегодня она излагается во многих университетах.

Что касается содержания обучения, то нормативной дисциплиной в учебных планах социальных работников в различных учебных заведениях мира есть особенности социального обеспечения или социальной политики своей страны.

Вместе с тем, нам не удалось найти примеры социальной работы в пределах, скажем, социального обеспечения или социального страхования, поскольку они в научном и практическом плане несравненно более узкими за социальную работу.

дуальная система образования в ВУЗах Германии

Для того, чтобы подобная система подготовки специалистов начала действовать у нас, нужно, чтобы руководители малых и крупных предприятий осознали определенную прямую зависимость между прибылью, которая получается благодаря высококачественным кадрам и необходимостью оказания помощи в образовании будущих кадров и формировании их для себя.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!