Дошкольное образование в Украине и программа развития дошкольного образования
« Назад В программе реформ говорится о проблеме ограниченного доступа к дошкольному образованию, в результате чего к дошкольному образованию в детских садах в 2010-2013 гг. Имели доступ лишь 53% детей, а в половине детских садов число детей превышало количество мест.
В связи с этим в программе реформ были поставлены следующие задачи: - Введение обязательного дошкольного образования; - Усиление государственной поддержки в развитии дошкольных учреждений. То, что дошкольное образование сделали обязательным, прежде всего, означает обращение к сознанию родителей, которые должны понимать свою ответственность за раннее развитие ребенка. Одновременно нужно учитывать тенденции международных практик: страны, в которых дошкольное образование является обязательным, находятся в меньшинстве. Украина одна из немногих стран, где практикуется обязательное дошкольное образование. Некоторые европейские страны не практикуют обязательное дошкольное образование. Заметим, такое нововведение далеко не залог улучшения качества дошкольного образования. О качестве работы детских садов красноречиво говорит факт перегруженности большинства дошкольных учреждений и нехватка мест для всех желающих. В 2012 г. дошкольных учреждений в Украине насчитывалось 15,6 тыс., а в 2013 г. количество действующих 15,26 тыс. При этом за один год на 35 тыс. увеличилось количество мест в детских садах: с 1136 тыс. в 2012 г. в 1171 тыс. в 2013. Увеличение значительное, но новых зданий, введенных в эксплуатацию, было только 20, что дало лишь 3120 новых мест. Количество детей в дошкольных учреждениях за этот период тоже увеличилась на 81 тыс. Человек. Иными словами, детские сады «уплотнили», то есть увеличили количество мест в существующих учреждениях. Преимущественно это касается городов, где на каждое место приходится 1,26 дошкольника. В сельской местности ситуация иная: количество мест превышает количество детей, и на одно место приходится 0,89 дошкольника. Есть и некоторые положительные тенденции, которые стоит упомянуть: - Рост показателя охвата детей образованием в дошкольных учреждениях: с 53% в 2012 г. до 57% в 2013 г., в частности, показатель охвата образованием детей в возрасте 5 лет вырос с 69% до 76% - это положительная тенденция, так как раннее развитие ребенка является залогом ее успехов и в дальнейшем обучении в школе; стоит вспомнить, что во многих странах в 5-летнем возрасте дети уже идут в школу; - Увеличение количества новых помещений дошкольных учреждений, вводятся в эксплуатацию. В Украине принята программа развития дошкольного образования на период до 2017 года. Согласно этой программе, за 7 лет (2011-2017 гг.) Должно быть построено 182 новых дошкольных учреждения. Финансирование этого строительства предполагается из местных бюджетов. Введение обязательного дошкольного образования является скорее положительным моментом. Во-первых, это повышает уровень осознания родителями необходимости раннего развития ребенка с целью подготовки его к школе. Во-вторых, дети приходят в школу уже психологически подготовленными к самому процессу обучения и с начальным базовым уровнем знаний, что должно повлиять на успешность первоклассников в школах. Итак, несмотря на большое колличество разработанных и принятых программ по развитию дошкольного обрахования в Украине, данный вид образования так и остается на достаточно низком уровне. Поэтому большую часть проблем, касаемых дошкольного образования детей должны решать именно родители. Государство же никак не может решить вопрос координации колличества учащихся и учебных мест в разных регіонах страны. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |