Дистанционное обучение: преимущества и проблемы
« Назад О плюсах и минусах этого вида обучения нам рассказала директор Украинского института информационных технологий в образовании при НТУУ "КПИ" Инна Геннадьевна Малюкова. Кроме собственно перечня плюсов и минусов, мы попросили директора этого института дать определение термина "дистанционное обучение" и рассказать об истории его введения в КПИ. Вот о чем мы узнали: "Дистанционное обучение - это хорошо организованная и контролируемая самообразование с использованием компьютерной техники и коммуникационных сетей. В мире такой вид обучения распространился довольно давно, однако в Украине он существует лет 10. Некоторые представляют информационные ресурсы дистанционного обучения, как совокупность отсканированных учебников, размещенных в Интернете, которые нужно прочитать, а затем пересказать. Но это далеко не так. Конечно, качественно созданные мультимедийные учебники являются частью ресурса дистанционного обучения, однако главный его аспект - это постоянное интерактивное общение студента с преподавателем. Основным преимуществом дистанционной формы обучения над очной формой является, прежде всего, ее удобство: студент самостоятельно выбирает время и место для обучения, что позволяет ему работать или параллельно учиться на стационаре в другом городе или даже стране. Кроме того, замена конспектов электронными ресурсами и новейшими методами обучения, а также постоянные консультации с преподавателем придают этой форме самообразования дополнительные преимущества перед заочным.
Среди недостатков стоит выделить психологическую и "компьютерную" неподготовленность преподавателей. Это связано с традиционной методикой обучения, предполагает не виртуальное, а "живое" общение между студентом и преподавателем. Другая проблема - значительные денежные расходы для университета, ведь нужно обновлять материальную базу, компьютерную технику, выделять помещения, обеспечивать доступ к Интернет преподавателей и др. К тому же, в Украине до сих пор не существует четких технологических возможностей аутентификации студентов. Ряд тестов и задач для самоконтроля они выполняют дистанционно, но итоговые экзамены им приходится составлять "очно". Вообще для обучения "на расстоянии" нужно иметь сильную мотивацию и самоорганизацию, ибо, как было сказано, дистанционное учеба - это, прежде всего, самообразование, то есть способность студента работать самостоятельно. Для кого-то это является преимуществом, а для кого-то, наоборот, - недостатком, - все зависит от человека и его характера. В будущем планируется разработка и внедрение отдельных специальностей с полным комплексом дисциплин, по окончании которых студенты-дистанционников получать дипломы государственного образца как выпускники разновидности заочной формы обучения". Итак, какие же преимущества и недостатки дистанционного обучения? К достоинствам следует отнести: доступность всем слоям населения, удобство, отсутствие необходимости посещать очные занятия, отсутствие ограничений во времени для усвоения материала, демократическая связь "преподаватель - студент", комплексное программное обеспечение ресурсов и методов контроля на основе новейших психологических, педагогических и методических разработок, возможность одновременного использования большого объема учебной информации любым количеством студентов, ведущие образовательные технологии, индивидуальный процесс обучения на основе учета особенностей обучения студентов разного уровня подготовки или с различными физическими возможностями, отсутствие психологического контроля, гибкие консультации. Главными недостатками следует считать: ограниченность непосредственного общения преподаватель - студент, техническое обеспечение дистанционного обучения в отдельных регионах областей Украины (отсутствие Интернета, ПК, низкий уровень жизни), возможность негативного влияния электромагнитных полей на здоровье человека при дистанционном обучении. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |