Дидактические принципы контроля знаний студентов
« Назад Университеты - это эталонные центры глобализации современного общества, они должны предоставить не только высшее образование молодежи, они должны подготовить таких специалистов, которые независимо от своей профессии смогли бы осознавать свою деятельность с общечеловеческого мировоззрения. Совершенствование организации учебного процесса требует целого ряда практических рекомендаций: определение уровня подготовки студента, отношение к учебе, формы контроля полученных знаний. Определение уровня подготовки студента. С каждым годом подготовка абитуриента все слабее и слабее. Теперь не обязательно по новой системе поступления в вузы учить в школе такие дисциплины как: - физику и химию; - историю своей страны и мира; - географию и биологию; - человек и общество; - астрономию и зарубежную литературу. Новая система предусмотрела только оценку в сертификатах: не ниже четырех или 124 и выше баллами по 100-200-балльной системе. Некоторые ученики, начиная с января 2008 г., перестали ходить почти на все предметы, в частности, математики и родного языка и литературы. Вы только подумайте, при двенадцатибальной системе - оценка четыре - путь в вуз! Это было сделано правильно? Где уважение, уважение тем ученикам, которые в классах, школе, городах принимали участие в школьных, районных олимпиадах и были лучшими в классе? Они знают почти все предметы на «8-9-10», а по математике у них «5» в школе. Сможет ли этот абитуриент стать студентом? Он не получит по математике 4 или 124. И это не значит, по моему мнению, что он должен идти в колледж, техникум. У него есть знания значительно лучше, чем по математике по другим предметам. Студент не должен чувствовать, что он не подготовлен к высшему образованию. Дать ему возможность быть уверенным, что работая, он преодолеет себя. Сразу следует проверить остаточные школьные знания по таким предметам как: физика и химия; математика, история; родной язык и литература; ибо "четыре" - это не оценка вуза. Контроль знаний, умений и навыков студентов - очень важная и достаточно сложная отрасль дидактики со своими закономерностями, принципами и особенностями. Индивидуальные задания выдаются при первой встрече со студентом на 20-30 минут. Преподаватели успевают их проверить сразу и с другой времени пары обязательно проанализировать все эти вопросы и задания, подчеркивая, что этот материал является именно фундаментом предмета. Эта первая встреча, проверка заданий полностью раскрывает их незнание и позволяет преподавателю поддержать, подбадривать тех, кто на данный момент не «смог» вспомнить ответ на те вопросы задач. Граничный контроль должен быть системным и постоянным. Только при этих условиях студенты получают глубокие и основательные знания по той или иной дисциплины. К тому же преподавателю надо обратить внимание не только на вопросы и темы, изучаемые аудиторно, но и контролировать самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Желательно при таком контроле применения тестовой формы. Такая форма позволяет охватить практически весь объем изученного материала дисциплины, комбинировать теоретические вопросы, практические задачи, то есть объединять различные формы в одном задании. Эта форма является обычной для студентов, принятой, доступной. Студенты, зная критерии оценки ответов на каждый вопрос, могут предусмотреть вероятный рейтинг работы. Разработка тестовых задач требует большой нагрузки преподавателя, добросовестного выбора тем, вопросов и блоков учебного материала с целью комплексного подхода к оценке знаний. Проверка выполненных заданий не требует прочтения каждого ответа, позволяет высвободить время на анализ полученных ответов и разработку соответствующих рекомендаций по устранению недоработок при изучении учебного материала. Ценность такой формы контроля заключается также в том, что он стимулирует студента быть в постоянной форме, требует от него последовательной самостоятельной работы овладении отдельных положений дисциплины. Такая форма контроля знаний безусловно способствует систематическому и ритмическом овладении учебным материалом в течение всего семестра, дает реальную возможность методически правильно организовать постоянную и непрерывную проверку качества усвоения знаний каждым студентом. Следует заметить, что тестирование можно применять не только для одновременной проверки знаний всех студентов группы, но и как одна из форм ликвидации академической задолженности отдельных студентов. В какой форме лучше проводить проверку уровня знаний студентов: традиционные (вопросы, упражнения, задачи) или новые (тесты)? Однозначного мнения на этот счет не существует. Наверное, потому, что нельзя предложить единую модель для всех учебных дисциплин. Одними тестами невозможно подменять все остальные формы педагогической работы. Только с помощью тестов невозможно выяснить уровень знаний студентов, определить их глубину, дать объективную оценку умений и навыков. Хотя тесты упрощают с другой стороны, процесс проверки задач, поэтому творческое поиски преподавателя в данной ситуации являются неограниченными. Механизм учета знаний с помощью тестов не должен вести к игнорированию повседневного наблюдения контроля умений и навыков. Тесты нужно использовать как одну из форм контроля, применяется вместе с другими формами и методами учета успеваемости, что введен в вузах. При таком постоянном текущем и граничном контроле, различных его формах, необходимо вводить итоговый контроль деятельности студента? Считаю, что его труд во время лекций, лабораторных и практических работ, семинарах, модулях - оценка граничного контроля - позволит выставить среднюю оценку его работе в семестре. Она и должна стать его итоговой оценкой. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |