Деятельность специализированных вузов в России
« Назад Специализация высшего образования является ее характерной чертой. Уже первые университеты средневековой Европы имели в своем составе следующие структурные подразделения, как богословский, медицинский и юридический факультеты (так называемые старшие факультеты, в отличие от подготовительного, который считался младшим и был обязательным для всех, кто желал слушать лекции на одном из старших факультетов). В Киево-Могилянской академии (1615-1817) специализация не была определена, хотя далеко не все выпускники готовились к религиозной деятельности. В истории вузов России специализация высшего образования связана с Московским университетом, основанным в 1755 г. М.В. Ломоносовым. Университет начал создание научных школ и специализаций в системе высшего образования. В то же время вопрос о становлении традиций высшей школы в этой области остается открытым для исследователей. В XVIII-XIX в. в России создаются горные, сельскохозяйственные и другие профильные вузы. Однако к началу XX в. высшая школа России готовила энциклопедистов. Главной причиной такого положения было то, что в экономике страны преобладали небольшие промышленные предприятия с недостаточно специализированным производством. Существенные изменения в этой сфере произошли лишь в конце XIX - начале XX вв. Важным шагом на пути к специализации стало создание в 1903 г. Московского высшего технического училища. Практически до 1917 г. высшая школа России продолжала готовить специалистов-универсалов, хотя и имела довольно широкую специализацию. Первым значительным толчком к развитию специализированной советской высшей школы стал план ГОЭЛРО (март 1920 г.). Впоследствии были открыты вузы с сотнями новых специальностей, которых еще не знала Россия. В 30-х годах введены общенаучные и общеинженерные дисциплины. В послевоенные годы происходил процесс укрупнения специальностей и расширение профиля подготовки специалистов, их общенаучной и общеинженерной подготовки за счет сокращения часов на специальные дисциплины. Во второй половине 50-х годов по ряду специальностей были введены специализации. Более 270 специальностей объединены в 22 группы. В конце 70-х годов была сделана попытка ввести квалификационные характеристики по специальностям, однако через формальный подход к этому важному делу она потерпела неудачу. В высшей школе дореволюционной России и СССР действовала курсовая система обучения. Периодически ее подвергали суровой критике, в основном направленной против чрезмерной регламентации, жесткости, проявлялись прежде всего в обязательном сдаче экзаменов и зачетов в точно установленные сроки. Критики обвиняли курсовую систему обучения также в том, что экзамены, выступая в определенной степени лотереей для студентов, не стали серьезным стимулом к систематической самостоятельной работы. Стоит заметить, что противники курсовой системы, выступая со своими обвинениями, как правило, недостаточно учитывали индивидуальные особенности студентов. Однако предметная система обучения продемонстрировала свою способность стимулировать активность и самостоятельность, инициативу и чувство ответственности у студентов. Сторонники курсовой системы, не отрицая отдельных недостатков последней, связанных с чрезмерным ее регламентацией, усматривали главную заслугу этой системы в том, что она обеспечивает определенную однородность академической подготовки и тем самым способствует достижению определенных стандартов, определенных мировых эквивалентов в приобретенном образовании. Борьба за так называемые академические свободы в высшей школе России, переход на предметную систему обучения части вузов в 60-х годах XIX ст., а также в период революции 1905-1907 рр., их работа по предметной системе, в противовес курсовой, в последующие годы не дали положительных результатов. Приобретенный тогда опыт показал несостоятельность студентов эффективно воспользоваться преимуществами так называемой предметной системы обучения, ее ведущие идеи не были в то время достаточно разработаны с методической точки зрения. Не хватало учебной литературы. При таких условиях, не слушая лекций, студенты не могли самостоятельно планировать изучение нового, незнакомого для них по содержанию, степени аажности и сложности материала. При этом нередко нарушалась последовательность изучения учебных предметов и сдачи экзаменов и зачетов, что было объективной необходимостью. Не слушая лекций, студенты нередко готовились к экзаменам за одними только учебниками, а то и за чужими конспектами. Все это нередко приводило к поверхностности их знаний. Отсутствие необходимой организации и контроля за работой студентов привели к появлению категории так называемых вечных студентов, которые учились по 7-10 лет. Другая категория студентов чрезмерно спешила с окончанием вуза. К тому же предметная система обучения отдаляла студентов от преподавателей. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |