Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Деятельность специализированных вузов в России

Деятельность специализированных вузов в России

« Назад

Специализация высшего образования является ее характерной чертой. Уже первые университеты средневековой Европы имели в своем составе следующие структурные подразделения, как богословский, медицинский и юридический факультеты (так называемые старшие факультеты, в отличие от подготовительного, который считался младшим и был обязательным для всех, кто желал слушать лекции на одном из старших факультетов).

специализация высшего образования, высшее образование в России

В Киево-Могилянской академии (1615-1817) специализация не была определена, хотя далеко не все выпускники готовились к религиозной деятельности.

В истории вузов России специализация высшего образования связана с Московским университетом, основанным в 1755 г. М.В. Ломоносовым. Университет начал создание научных школ и специализаций в системе высшего образования. В то же время вопрос о становлении традиций высшей школы в этой области остается открытым для исследователей.

В XVIII-XIX в. в России создаются горные, сельскохозяйственные и другие профильные вузы. Однако к началу XX в. высшая школа России готовила энциклопедистов. Главной причиной такого положения было то, что в экономике страны преобладали небольшие промышленные предприятия с недостаточно специализированным производством. Существенные изменения в этой сфере произошли лишь в конце XIX - начале XX вв. Важным шагом на пути к специализации стало создание в 1903 г. Московского высшего технического училища. Практически до 1917 г. высшая школа России продолжала готовить специалистов-универсалов, хотя и имела довольно широкую специализацию.

Первым значительным толчком к развитию специализированной советской высшей школы стал план ГОЭЛРО (март 1920 г.). Впоследствии были открыты вузы с сотнями новых специальностей, которых еще не знала Россия. В 30-х годах введены общенаучные и общеинженерные дисциплины.

В послевоенные годы происходил процесс укрупнения специальностей и расширение профиля подготовки специалистов, их общенаучной и общеинженерной подготовки за счет сокращения часов на специальные дисциплины. Во второй половине 50-х годов по ряду специальностей были введены специализации. Более 270 специальностей объединены в 22 группы. В конце 70-х годов была сделана попытка ввести квалификационные характеристики по специальностям, однако через формальный подход к этому важному делу она потерпела неудачу.

В высшей школе дореволюционной России и СССР действовала курсовая система обучения. Периодически ее подвергали суровой критике, в основном направленной против чрезмерной регламентации, жесткости, проявлялись прежде всего в обязательном сдаче экзаменов и зачетов в точно установленные сроки. Критики обвиняли курсовую систему обучения также в том, что экзамены, выступая в определенной степени лотереей для студентов, не стали серьезным стимулом к систематической самостоятельной работы.

индивидуальные особенности студентов, московский университет

Стоит заметить, что противники курсовой системы, выступая со своими обвинениями, как правило, недостаточно учитывали индивидуальные особенности студентов. Однако предметная система обучения продемонстрировала свою способность стимулировать активность и самостоятельность, инициативу и чувство ответственности у студентов.

Сторонники курсовой системы, не отрицая отдельных недостатков последней, связанных с чрезмерным ее регламентацией, усматривали главную заслугу этой системы в том, что она обеспечивает определенную однородность академической подготовки и тем самым способствует достижению определенных стандартов, определенных мировых эквивалентов в приобретенном образовании.

Борьба за так называемые академические свободы в высшей школе России, переход на предметную систему обучения части вузов в 60-х годах XIX ст., а также в период революции 1905-1907 рр., их работа по предметной системе, в противовес курсовой, в последующие годы не дали положительных результатов.

Приобретенный тогда опыт показал несостоятельность студентов эффективно воспользоваться преимуществами так называемой предметной системы обучения, ее ведущие идеи не были в то время достаточно разработаны с методической точки зрения. Не хватало учебной литературы.

При таких условиях, не слушая лекций, студенты не могли самостоятельно планировать изучение нового, незнакомого для них по содержанию, степени аажности и сложности материала.

При этом нередко нарушалась последовательность изучения учебных предметов и сдачи экзаменов и зачетов, что было объективной необходимостью.

предметная система обучения, сдача экзаменов и зачетов

Не слушая лекций, студенты нередко готовились к экзаменам за одними только учебниками, а то и за чужими конспектами. Все это нередко приводило к поверхностности их знаний. Отсутствие необходимой организации и контроля за работой студентов привели к появлению категории так называемых вечных студентов, которые учились по 7-10 лет. Другая категория студентов чрезмерно спешила с окончанием вуза. К тому же предметная система обучения отдаляла студентов от преподавателей.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!