Основные черты национальной системы образования
« Назад В Европе, кроме университетов, функционирует большое количество высших учебных заведений различных типов, вызывает трудности в определении значимости дипломов и представлении о качестве полученного образования, компетентность претендентов на рабочие места при трудоустройстве. Избежать таких неудобств позволит Приложение к диплому единого образца. При этом каждая страна сохранит традиционную и удобную для нее сеть высших учебных заведений. Прогрессивная общественность и культурная интеллигенция каждой страны осознают, что образование, прежде всего, является эффективным инструментом выравнивания (нивелирования) социальных противоречий общества. ВНИМАНИЕ, что именно через систему образования происходит эффективное стирание различий в жизни различных общественных слоев, что является основным критерием формирования гражданского общества. Образование дает возможность каждому подняться к высоким ступеней социальной лестницы и международного менеджмента. Причем руководители рыночной экономики, основанной на конкуренции, даже поощряют личную конкуренцию, которая возникает в процессе подготовки кадров. Достижение такого состояния в первую очередь обеспечивать единое содержательное и качественное наполнение документа о получении высшего образования в любой стране Европы. Практическая реализация этого требования - Приложение к диплому. Унификации на всем Европейском пространстве подлежат следующие образовательные параметры: - Ступени высшего образования (соразмерность уровней и циклов обучения); - Содержание обучения по каждому квалификационному направлением и уровнем образования, в структуре которого предусмотрено общеевропейский и национальный компоненты; - Оптимальный способ организации усвоения содержания образования (учебного процесса) с целью обеспечения соразмерности и взаимозачет - кредитно модульная и кредитно-трансферная система; - Наличие единых стандартов качества высшего образования; - Едины "измерители" для оценки учебных достижений и качества конечного и промежуточных результатов усвоения содержания образования. Все остальные направления совершенствования национальных образовательных систем каждая страна может выбирать, исходя из собственных приоритетов социально-экономического развития и социальных требований и потребностей. Течение Болонского процесса показывает, что успех на пути продвижения к его конечной цели, реформирования образовательных систем разных стран в значительной степени зависит от отношения к нему государственных органов управления. В целом заметна общая тенденция: там, где степень автономии высших учебных заведений выше, результаты были достигнуты быстрее. В отдельных странах, в частности в Украине, многие вопросы "зависли" и остались на уровне декларирования. Причиной такого состояния стали, с одной стороны, инертность управленческих механизмов, с другой - консерватизм общественного мышления, проявляющееся в сопротивлении общества изменениям и нововведениям, в которых кое-где видно надуманность, а то и абсолютная нецелесообразности. Например, в Украине под давлением государства внедрено независимое оценивание, и в то же время уже под давлением общественности отменено только введенное 12-летнее обучение в средней школе. Следует отметить, что в Европе обучение длится 12-13 лет, а потому с точки зрения мобильности выпускники украинских школ при желании учиться в высших учебных заведениях за рубежом будут проблемы с подачей документов. Принципиальным вопросом интеграции образовательных систем является ступенчатость высшего образования. Объективно ступенчатость образования наблюдается во всех образовательных системах. Однако в каждой стране она формировалась по собственной траектории. Например, базовый степень высшего образования существует везде, но он отличается сроками обучения и содержательной наполняемостью. Самым сложным оказалось задание по вводу двухступенчатого образования. Это связано с большим разнообразием национальных систем образования. Так, Франция наибольшее количество "ступенек" - три ("лиценциат" - 3 года обучения, "метриз" - 4 года, дипломы углубленного обучения - 5-6 лет с момента окончания средней школы). В Германии образование фактически двухступенчатая, но первая стадия длится более 4 лет и дает "неполноценный" диплом. В Италии считается, что "настоящая" высшее образование может быть получено не по 4 года, а за 3. В Англии ступенчатость существует около 30 лет, и достигнуто высокого качества бакалаврских дипломов даже в случае 6-семестрового (3-летнего) обучения. В Украине до сих пор степень бакалавра имеет лишь формальное применение, общественным мнением совсем пока не воспринимается. Таким образом, задача состоит в том, чтобы перестроить все программы обучения, определиться с обязательными сроками обучения на каждой ступени и объемом учебного материала. Там, где сроки сокращаются, возникает вопрос усиления профессиональной (профессиональной) составляющей. Сторонники разделения высшего образования на два уровня - короткую и полную с присуждением, дипломов бакалавра и магистра обосновывают это тем, что сокращение времени первого уровня высшего образования существенно сэкономит средства бюджетов и обеспечит высшим образованием не 15 - 20% молодежи возрастной группы 18 - 23 лет, а значительно больше. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |