Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по естественным дисциплинам \ Физика \ 2428. Лекция №2 - Обучение деятельности по «открытию» эмпирических законов

Лекция №2 - Обучение деятельности по «открытию» эмпирических законов

« Назад

Код роботи: 2428

Вид роботи: Лекція

Предмет: Фізика (Физика)

Тема: №2, Обучение деятельности по «открытию» эмпирических законов

Кількість сторінок: 29

Дата виконання: 2015

Мова написання: російська

Ціна: 200 грн

Введение

1. Формулирование целей урока с учётом «деятельностного подхода»

2. Учебные ситуации «открытия» экспериментального закона. Выдвижение гипотез

3. Обобщённая схема деятельности по «открытию» закона

4. Практика применения обобщённой схемы

5. Примеры организации деятельности учащихся на уроках по «открытию» закона

Литература

В предыдущей лекции мы с учётом ФГОС выделили категории образовательных результатов, которые всегда связаны с экспериментальной деятельностью учащихся на уроках (законы, физические явления, физические величины), и определили связанные с ними понятия. Очевидно, что с учётом новых требований к организации уроков учитель должен спроектировать обучение всем элементам физического знания в рамках системно-деятельностного подхода, а не в виде рассказа или инструкции к выполнению лабораторной работы.

Рассмотрим обстоятельнее деятельность по «открытию» закона. В контексте наших лекций понятие «закон» («эмпирический физический закон») подразумевает получение школьниками экспериментального закона, то есть приобретение учащимися знаний и умений в результате целенаправленной деятельности по выявлению устойчивых связей и отношений между физическими величинами. Существуют хорошо известные учителям виды деятельности, для которых знания о физическом законе являются опорными. Это деятельность по распознаванию закона и деятельность по воспроизведению знаний о законе.

Первый представляет собой: распознавание ситуации, в которой имеет место устойчивая связь между физическими величинами (при решении качественных и количественных задач); распознавание условий применимости закона; распознавание математической записи закона. Второй − воспроизведение формулировки закона, запись уравнения, выражающего связь между физическими величинами в конкретной ситуации; создание условий, при которых применим данный закон. Эти виды деятельности более-менее знакомы учителям физики.

Новой деятельностью, которой предлагается обучать школьников на уроках физики, является деятельность по «открытию» закона. Как организовать обучение этой деятельности с учетом ФГОС? Каково содержание этой деятельности? На эти вопросы мы постараемся ответить во второй лекции.

1. Анофрикова С.В. Ключевые компетенции и методика их формирования на уроках физики. Дистанционный курс Педагогического университета «Первое сентября». – URL: http://edu.1september.ru/ distance/16/012.

2. Методические материалы к составлению программы универсальных учебных действий. Приложение 1. 7 класс. Приложение 2. 8 класс. Приложение 3. 9 класс // Физика в школе. 2011. № 5. Электронное приложение к журналу.

3. Анофрикова С.В., Стефанова Г.П. Практическая методика преподавания физики. Ч. 1. Астрахань: Изд-во Астраханского пед. ин-та, 1995.

4. Попова О.Н. Обучение учащихся выявлению устойчивых связей и отношений между физическими величинами: Методическое пособие для учителей физики. Элиста: Элистинский лицей,  1998.

5. Попова О.Н. Обучение учащихся выявлению устойчивых связей и отношений между физическими величинами. Дисс... канд. пед. наук. М., 1999.

6. Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. М.: Просвещение, 2010.

7. Ивашкина Д.А. Системы познавательных задач для открытия законов термодинамики и постоянного тока в 8 классе // Фестиваль педагогических идей. 2003/2004 уч. г. – URL: http://festival.1september. ru/2003_2004/index.php?member=102668.

8. Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009.