Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по техническим дисциплинам \ Механика \ 1214. Лекция Динамическая модель машины с жесткими звеньями

Лекция Динамическая модель машины с жесткими звеньями

« Назад

Код роботи: 1214

Вид роботи: Лекція

Предмет: Механіка

Тема: Динамическая модель машины с жесткими звеньями

Кількість сторінок: 15

Дата виконання: 2016

Мова написання: російська

Ціна: безкоштовно

Если все приложенные к звеньям силы известны, то можно определить закон движения какого-либо звена и механизма. Однако практическое решение этой задачи оказывается весьма сложным. Поэтому, как правило, прибегают к отдельным частным решениям, применяя способы приближенного определения движения механизма. Для этого сложный многозвенный механизм заменяют его динамической моделью. Если механизм имеет только одну степень свободы, то в качестве модели механизма принимают одно условное звено. Так, для системы двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – рабочая машина выбирают в качестве начального звена коленчатый вал ДВС. Закон движения условного звена должен полностью совпадать с законом движения начального звена. При этом угловые скорости начального и условного звеньев должны быть равны.

При построении модели механизма все силы и моменты, действующие на его звенья, должны быть приведены к одному звену, называемому приведенным, и заменены приведенной силой или приведенным моментом.

Таким же образом массы всех звеньев приводят к одному звену и заменяют суммарным приведенным моментом инерции, который эквивалентен всей инерции механизма. В итоге заданный многозвенный механизм, нагруженный сложной системой сил и моментов, заменяют простой моделью, состоящей одного приведенного звена.

Как следует из уравнения Лагранжа II рода, при приведении сил должно соблюдаться равенство элементарных работ, а при приведении масс – равенство кинетических энергий.

Приведение сил и моментов сил. Если плоский механизм состоит из п звеньев и на каждое из них действуют силы и моменты сил, то всех их можно привести к одному звену, которое называется звеном приведения. При этом должно соблюдаться условие, чтобы мощность (или работа), развиваемая на элементарном перемещении приведенной силой или приведенным моментом силы, было равна сумме мощностей (или работ) всех сил и моментов, приложенных к п звеньям. При этом предполагают, что план скоростей для механизма построен. На рис. 5.5, а приведена схема механизма и звено приведения 1.

Сформулированное условие для мощности в общем виде имеет вид (i = 1, 2, 3, ... – номер звена механизма)

Б1214, 1. (5.8)

При приведении к силе имеем

Б1214, 2 (5.9)

где Б1214, 3 – скорость точки приложения приведенной силы; Fi – сила, действующая на i-е звено; Б1214, 4 – скорость точки i-го звена, в котором действует сила Fi, αi – угол между векторами силы и скорости i-го звена; Mi – момент силы, действующий на i-е звено; Б1214, 5 – угловая скорость i-го звена. Тогда

Б1214, 6 (5.10)

Аналогично определяем приведенный момент силы звена приведения

Б1214, 7.

Принимая во внимание уравнение (5.9), имеем

Б1214, 8 (5.11)

Значение приведенной силы можно определить с помощью теоремы Н. Е. Жуковского. При этом вектор полученной уравновешивающей силы надо повернуть на 180˚.

Кинетическая энергия механизма. Кинетическая энергия механизма, состоящего из п звеньев, определяется из соотношения

Б1214, 9, (5.12)

где Б1214, 10 - кинетическая энергия i-го звена при его поступательном движении со скоростью Б1214, 11 - кинетическая энергия i-гo звена при его вращательном движении; тi – масса i-го звена, сосредоточенная в центре масс; Ji – момент инерции i-го звена относительно оси, проходящей через центр масс.

Приведение масс и моментов инерции. Каждое i-e звено механизма обладаем массой тi, сосредоточенной в центре масс звена, и моментом инерции Ji, относительно оси, проходящей через центр масс. Эти массы и моменты инерции можно заменить приведенной массой тП, сосредоточенной в точке В звена приведения 1 (рис. 5.5, б), или приведенным моментом инерции JП звена приведения 1 (рис. 5.5, в).

Приведение масс и моментов инерции производится из условия равенства кинетических энергий.

Кинетическая энергия приведенной массы, сосредоточенной в точке В звена приведения 1, равна -

Б1214, Рис. 5.5 - Схемы проведения сил, моментов, масс и моментов инерции механизма

Рис. 5.5 - Схемы проведения сил, моментов, масс и моментов инерции механизма

Б1214, 12, должна равняться сумме кинетических энергий всех звеньев, т. е. Б1214, 13.

Отсюда найдем Б1214, 14 (5.13)

Полученная формула позволяет вычислить приведенную массу звена приведения 1, совершающего поступательное или вращательное движение.

Переменная приведенная масса является условной величиной, которой пользуются для упрощения динамических расчетов. Поэтому звено приведения нельзя рассматривать в качестве твердого тела с действительно изменяющейся массой. Если звено приведения совершает вращательное движение, то все массы и моменты инерции звеньев заменяют приведенным моментом инерции, приписываемым звену приведения.

Кинетическая энергия звена приведения с моментом инерции JП должна равняться сумме кинетических энергий звеньев механизма, т. е.

Б1214, 15

откуда находим Б1214, 16 (5.14)

В формулах (5.13) и (5.14) отношения скоростей не зависят от действительных скоростей механизма, но зависят от положения механизма и положения его звеньев, включая и звено приведения. Следовательно, приведенная масса и приведенный момент инерции являются функциями только положения звена приведения. Если звено приведения совершает поступательное движение, то = f(s), а если вращательное, то Б1214, 17. Для большого класса механизмов mП и JП являются постоянными величинами (зубчатые механизмы с круглыми колесами, турбины, компрессоры и др.). Когда передаточное отношение в механизме не меняется (зубчатые и другие механизмы), приведенный момент инерции остается постоянным, а его значение всегда положительно. Так как отношения скоростей отдельных точек механизма зависят только от его положения, то приведенный момент инерции не зависит от скорости движения механизма.

Уравнения движения динамической модели

Кинетические параметры механизма при заданных массах звеньев и силах можно определить из уравнения Лагранжа II рода, изучая движение звена приведения. С учетом сил сопротивления движению приведенный момент сил будет МП = (МП)Д – (МП)С, где (МП)Д – приведенный момент движущих сил; (Мп)С – приведенный момент сил сопротивления.

При этом уравнение движения

Б1214, 18 или

Б1214, 19 (5.15)

С учетом зависимости Б1214, 17 это уравнение дифференцируют как функцию двух независимых переменных Б1214, 20 и Б1214, 21:

Б1214, 22, где

Б1214, 23.

Отсюда дифференциальное уравнение движения для вращающегося звена приведения механизма принимает вид

Б1214, 24. (5.16)

По аналогии дифференциальное уравнение поступательно движущегося звена будет

Б1214, 25, (5.17)

FП – приведенная сила от движущихся сил и сил сопротивления; S и Б1214, 26 – перемещение и скорость звена приведения; mП – приведенная масса.

В том случае, когда Б1214, 27, например при движении машинного агрегата с электродвигателем, движение описывается нелинейным дифференциальным уравнением второго порядка

Б1214, 28 (5.18)

При решении уравнения (5.18) коэффициенты задаются таблицами или графиками, а решение, как правило, проводится с помощью графических методов.

В том случае, когда JП = const, что имеет место в механизмах с постоянными передаточными отношениями, уравнения (5.16) и (5.17) принимают вид: Б1214, 29 (5.20).

Если (МП)Д, (МП)С и JП являются лишь функциями положения звеньев механизма, то уравнение движения в энергетической форме примет вид Б1214, 30, (5.21), где Б1214, 31 – избыточная работа при перемещении звена приведения из i-го в п-е положение.

Для вращательного движения звена приведения уравнение (5.21) принимает вид

Б1214, 32 (5.22)

где (JП)п и (JП)i приведенный момент инерции механизма в положениях п и i звена приведения; Б1214, 33 – соответствующие угловые скорости; Б1214, 34 – приведенные моменты сил движущих и сопротивления, зависящие от положения механизма.

Для поступательного движения

Б1214, Рис. 5.6 - Схемы к определению избыточной работы в механизме

Рис. 5.6 - Схемы к определению избыточной работы в механизме

а – механизм; б – индикаторная диаграмма; в – диаграммы сил и работ

Б1214, 35 (5.23)

где (mП)п и (mП)i приведенная масса механизма в двух положениях звена приведения; [FП(S)]Д и [FП(S)]С – приведенные силы движущие и сопротивления; S – перемещение звена приведения.

Пример 5.4. Определим работы движущих сил, сил сопротивлений и избыточную работу для двухтактного двигателя, предполагая, что действуют только газовые силы на поршень, закон изменения которых известен.

На рис. 5.6, а приведена кинематическая схема кривошипно-шатунного механизма, а на рис. 5.6, б индикаторная диаграмма (закон изменения газовых сил, действующих на поршень). По индикаторной диаграмме определяем движение силы Б1214, 36 за цикл (один оборот кривошипа).

Приводим силы Б1214, 36 к пальцу кривошипа по формуле Б1214, 37. Строим график движущих сил Б1214, 38 по перемещению пальца кривошипа (рис. 5.6, в).

Предполагая установившееся движение, считаем, что работа движущих сил равна работе сил сопротивления АД = АС. Силы сопротивления изменяются по сложному закону, и действительную диаграмму их определить по существу невозможно. Предположим в данном случае, что силы сопротивления за цикл работы постоянны, тогда  Б1214, 39

Кривую Б1214, 40 условно строим в положительной части диаграммы. Проводя графическое интегрирование, определяем графики изменения работ АД, АС – и избыточную работу Б1214, 41.

Для вращательного движения звена приведения из уравнения движения (5.21) имеем

Б1214, 42,

откуда мгновенная угловая скорость звена приведения

Б1214, 43. (5.24)

Используя ту же формулу для поступательного движения звена приведения, получим соотношение для мгновенной скорости звена приведения

Б1214, 44. (5.25)

Эту же задачу можно решить с помощью графоаналитического метода Виттенбауэра. Этот метод применим при силах, зависящих от положения звеньев.

На рис. 5.7 показано построение графика Т = f(Jп) для вышерассмотренного примера. Здесь принимаем

Б1214, 45.

По диаграмме Т = f(Jп) можно определить мгновенную скорость движения кривошипа. Так, если для i-й точки Б1214, 46 или

Б1214, 47

откуда Б1214, 48. (5.26)

Б1214, Рис. 5.7 - Схема построения диаграммы Виттенбауэра

Рис. 5.7 - Схема построения диаграммы Виттенбауэра

Обеспечение заданного движения исполнительных звеньев

Периодическая неравномерность хода машины является следствием изменяющихся в течение цикла мгновенных значений приведенных моментов движущихся сил и сил сопротивления, а также периодического изменения приведенного момента инерции механизма.

На рис. 5.8 показан график изменения ω по времени.

Степень неравномерности хода машины за цикл установившегося движения определяется средним коэффициентом неравномерности хода

Б1214, 49. (5.28)

Б1214, Рис. 5.8 - Кривая изменения угловой скорости во времени

Рис. 5.8 - Кривая изменения угловой скорости во времени

Допустимая наибольшая величина коэффициента неравномерности хода зависит от типа машин. Например, для поршневых двигателей внутреннего сгорания Б1214, 50 = 1/80...1/200, для поршневых насосов Б1214, 50 = 1/20...1/30 и т. д.

Б1214, Рис. 5.9 - Диаграмма Т = f(Jп)

Рис. 5.9 - Диаграмма Т = f(Jп)

Регулирование периодических колебаний скорости машин. Задачу регулирования периодической неравномерности хода машины решают посредством установки дополнительной массы.

По диаграмме (рис. 5.9) Т = f(Jп) определяют Б1214, 51, используя формулу (5.26):

Б1214, 52. (5.30)

Коэффициент неравномерности хода

Б1214, 53 или Б1214, 54. (5.31)

Устанавливают связь между Б1214, 55. Из (5.27) и (5.28) имеем Б1214, 56. Совместно решая эти два равенства, получим

Б1214, 57 или Б1214, 58 (5.32)

Б1214, 59 (5.33)

Б1214, Рис. 5.10 - Схема к расчету маховой массы

Рис. 5.10 - Схема к расчету маховой массы

Из (5.29) и (5.30) получаем Б1214, 60.

Представляя из (5.32) и (5.33) значения Б1214, 61 в полученные значения Б1214, 62 имеем . (5.34)

Используя эти формулы, проводим к кривой Т = f(Jп) две новые предельные касательные под полученными углами Б1214, 64 к оси Jп (рис. 29.8) и продолжаем их до взаимного пересечения (в точке Ом). Новая система координат будет отличаться от старой тем, что в машине увеличивается кинетическая энергия на Б1214, 65. При этом увеличивается и приведенный момент инерции на Б1214, 66. Новая система координат с началом в точке Ом обеспечивает заданные значения Б1214, 67.

Б1214, Рис. 5.4 - Кривые изменения крутящего момента и угловой скорости во времени

Рис. 5.4 - Кривые изменения крутящего момента и угловой скорости во времени

Если точка Ом выходит за пределы чертежа, то находим отрезок kl, отсекаемый касательными на пересечении с прежней осью ординат, и из геометрических соотношений определяем

Б1214, 68. (5.35)

Так как Б1214, 69, то Б1214, 70 и с учетом значений (5.33) и (5.34) имеем Б1214, 71. (5.36)

При углах Б1214, 72, близких к 90°, касательные могут не пересечься с осью ординат в пределах чертежа. Тогда значения kl находят по формуле (5.35).

Добавочная масса вращающего звена, предназначенная для обеспечения заданного коэффициента неравномерности движения механизма, называется маховой массой (маховиком).

Маховик накапливает кинетическую энергию на тех участках цикла, которые имеют приведенный момент движущих сил больший, чем приведенный момент сил сопротивлений. На участках же с обратным соотношением этих моментов скорость снижается и маховик отдает накопленную кинетическую энергию, выполняя роль механического аккумулятора энергии.

Расчет маховой массы можно произвести по заданной кривой крутящего момента (рис. 5.4). Тогда формула (5.36) принимает вид Б1214, 73, где Б1214, 74 – избыточная работа в интервале, соответствующем изменению кинетической энергии от минимума до максимума.