Контрольная работа с курса Международное экономическое право - 7 вопросов
Код роботи: 5094
Вид роботи: Контрольна робота
Предмет: Международное экономическое право (Міжнародне економічне право)
Тема: 7 вопросов
Кількість сторінок: 19
Дата виконання: 2016
Мова написання: російська
Ціна: безкоштовно
1. Правовая природа международного экономического права
2. Понятие и становление международного экономического права в качестве самостоятельной отрасли международного права
3. Отраслевые принципы, регулирующие правоотношения в сфере международного экономического права
4. Субъекты международного экономического права
5. Источники международного экономического права. Гатт. Соглашение о ВТО 1994 г.
6. Система международного экономического права
7. Международные экономические организации. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Всемирная торговая организация (ВТО). Международная организация в области торговли отдельными товарами
Список использованных источников
1. Дергачев В. А. Международные экономические отношения. Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 368 с.
2. Г. М. Вельяминов. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004. — 496 с.
3. Шумилов В. М. Международное экономическое право. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2014. 287с.
4. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 544 с.
5. Matthias Herdegen. Principles of International Economic Law. Oxford University Press, 2016. — 624 с.
6. The World Trade Organization. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.wto.org/index.htm.
7. The Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org/.
1. Правовая природа международного экономического права
Так как право является регулятором общественных отношений, то его появление и природу следует выводить именно с конкретного вида отношений, которое оно регулирует. В данном случае предметом правового регулирования являются международные экономические отношения.
На сегодня экономические отношения являются одним из столпов международных отношений. С процессами глобализации и информатизации усилились интеграционные процессы в международном сообществе. Вряд ли, в современном мире, можно найти хоть одну страну, которая бы была полностью независима от внешней торговли и производство которой могло в полном объеме удовлетворить все материальные нужды населения. Как показала практика, экономика в условиях автаркии неспособно удовлетворить потребительский спрос населения страны. Произвести все товары и услуги невозможно и неразумно. Гораздо дешевле и выгоднее вести торговлю с другими странами, ориентироваться на производство тех товаров и услуг в которых страна имеет преимущества.
Теоретическое обоснование политики свободной торговли, выгодной всем странам и народам, дали А. Смит, Д. Рикардо, Ф. Кенэ и другие экономисты.
Данные концепции и идеи повлияли на становление международного экономического права, которое впитало все основные принципы и постулаты либеральной экономики.
Таким образом, правовая природа международного экономического права значительно отличается национального. Оно ориентировано на создании глобальный экономической системы, которая не отдает предпочтений национальным производителям товаров и услуг, в отличии от национального экономического права. Его основной задачей является предоставление равного доступа всех субъектов международного права к мировому рынку, а также защита и развитие честной конкуренции между ними.
2. Понятие и становление международного экономического права в качестве самостоятельной отрасли международного права
Как уже упоминалось выше, международное экономическое право берет свое начало с древних времен:
«Экономическое общение древних государств с самых ранних этапов происходило в форме торговли. Вначале торговлей занимались на внутриконтинентальном уровне. К средним векам международная торговля вышла за пределы одного континента, стала межконтинентальной. После открытия Америки международная торговля превратилась в мировое, глобальное явление. Постепенно сложилась международная торговая система, эволюция которой продолжается и сегодня….
Можно сделать вывод, что взаимодействие государств в экономической сфере шло и идет, главным образом, по трем основным линиям – торговой, финансовой, инвестиционной. В результате в мире сложилась международная экономическая система – сфера, в которой разного рода ресурсы (товары, услуги, капиталы/инвестиции) перемещаются из одной национальной экономики в другую, взаимодействуют между собой государства, международные организации и частные лица (операторы) по поводу ресурсов или в связи с ними».[1]
Таким образом, процесс становления международного экономического права находится в стадии развития и прогресса. В современном мире экономические отношения все больше определяют вектор развития международных отношений. Экономическая мощь стала куда важнее политической или военной мощи.
Развитие экономических отношений позитивно отразилось на международном праве. Экономика не может существовать без права, несмотря на заверения либеральных идеологов XVII – XIX века, экономика не саморегулятивная система. Полная свобода экономических отношений может привести к негативным последствиям, таким как монополизации и нечестная конкуренция. Потому международное экономическое право призвано выполнять регулятивную и охранительную функции в экономических отношений.
В науке международного права понятие международного экономического, в целом, не имеет сильных различий у разных авторов.
Лукашук И.И определяет Международное экономическое право (МЭП), как отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют экономические отношения между его субъектами.[2]
Международное экономическое право регулирует торговые, финансовые и другие экономические отношения. Данные отношения делятся на две группы: отношения, в которых оборот товаров и денежных средств осуществляется между государствами, и отношения, в которых такой оборот осуществляется между физическими и юридическими лицами, находящимися под юрисдикцией разных государств.[3]
Данные определения не являются исчерпывающими, но они дают возможность точно определить понятие и суть международного экономического права (МЭП).
3. Отраслевые принципы, регулирующие правоотношения в сфере международного экономического права
Основными принципами в данной отрасли международного права выделяют:
- принцип суверенности в выборе экономической политики;
- принцип либерализации торговли: снижение тарифов и устранение нетарифных барьеров;
- принцип справедливого отношения к иностранным инвесторам;
- принцип недискриминации;
- принцип благоприятных условий для развивающихся стран;
- принцип постоянного развития;
- принцип уважения к правам человека.[4]
Лукашук И.И выделяет общие и специальные принципы МЭП:
- суверенного равенства;
- неприменения силы и невмешательства;
- сотрудничества;
- принцип всеучастия — полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;
- принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;
- принцип преференциального режима для развивающихся стран;
- принцип международной социальной справедливости;
- принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему;
- принцип наибольшего благоприятствования.[5]
По нашему мнению, основными принципами международного права являются
- принцип суверенного равенства. Этот принцип означает, что государства вольны сами выбирать, какую экономическую политику они предпочитают. Международные право имеет диспозитивный характер, международное экономическое право не исключение, потому необходимо дать возможность его субъектам самостоятельно определять пути своего экономического развития.
- принцип взаимности. На данном принципе строится вся система международных отношений. Принцип взаимности эффективно гармонизирует с принципом суверенитета государств. Он регулирует отношения между государствами, но при этом не нарушает их суверенитета. Каждое действие державы может повлечь за собой ответные действия с боку другой страны или стран. Таким образом, субъекты сами регулируют свои отношения в сфере экономики на основании ими же утвержденных норм и принципов.
- принцип недискриминации обязывает субъектов не создавать расовых, религиозных, национальных, культурных, политических и других отличий в экономических отношениях.
- принцип уважения к правам человека. Считаем, что данный принцип закрепляет физическое лицо, как субъекта экономического права. Хотя, экономические отношения частных лиц находится под правовым регулированием национальных правовых систем государств их пребывания. На сегодняшний день уже сформулировались целые институты, которые регулируют международные экономические отношения частных лиц. Примером тому, могут быть термины «Инкотермс», международная купля-продажа, электронная торговля, международные перевозки, защита интеллектуальной и промышленной собственности, международные инвестиции и т.д.
- принцип сотрудничества. Принцип сотрудничества проявляется в установление национального режима или режима наибольшего благоприятствования, установлении единых тарифов и пошлин для иностранных граждан, участии в интеграционных объединениях и союзах (СНД, ЕС, ГУААМ, БЕНИЛЮКС, Таможенный Союз и т.д.), а также в подписании двусторонних соглашений, которые облегчают частным лицам и организациями вести коммерческую деятельность.
4. Субъекты международного экономического права
В науке международного права нет единого перечня субъектов МЭП. Советские и постсоветские ученные склонны признавать правосубъектность в МЭП только за государствами и международными правительственными организациями.
Вельяминов Г.М. объединяет субъектов МЭП с субъектами международного права в целом, по его словам, субъекты МЭП имеют такие же правомочности и особенности, как и субъекты международного права, а именно:
- вступать в международные публичные правоотношения с другими субъектами международного права;
- заключать с ними международные договоры;
- поддерживать дипломатические и подобные им связи, используя при этом дипломатического характера иммунитеты и привилегии;
- обладают нормотворческой правоспособностью, в том числе и в сфере МЭП.[6]
Трудно согласится с данным определением. Оно совсем не учитывает тот факт, что международное экономическое право регулирует также и частные правоотношения, в которых субъектами являются физические и юридические лица.
Мнение Вельяминова распространено и среди других ученых международного права: «Субъектами международного экономического права (МЭП), как и международного права в целом, являются, главным образом, государства и международные (межгосударственные) организации. Они обладают признанной всеми доктринами и практикой международной правосубъектностью, являются творцами международно-правовых норм, которым сами же и подчиняются. Государства равны в обладании правосубъектностью, но объем правосубъектности у разных государств – не одинаков. Так, все они в равной степени могут заключать международные экономические договоры, однако не у всех государств одинаковое количество таких договоров и, соответственно, одинаковый набор прав и обязанностей, вытекающих из них».[7]
Интересным, на наш взгляд, является точка зрения Лукашука И. И., который признает ТНК «важным субъектом экономических связей». В качестве аргументов он приводит их влияние на мировую и национальную экономику, сосредоточение в их руках половины мирового производства и внешней торговли, 4/5 всех патентов и лицензий на новую продукцию, а также их тесные связи с государствами, которые обеспечивают им поддержку и защиту.[8]
Однако не ясно, какие именно нормы международного права регулируют деятельность ТНК? Их деятельность регулируется национальными законами, а также договорами с физическими и юридическими лицами, которые подпадают под сферу регулирования международного частного права.
В западной доктрине международного права, признают и других субъектов международного экономического права:
«Традиционное международное право признает лишь ограниченное число лиц, способных иметь международные права или обязанности и подавать иски в международные судебные инстанции. Основными субъектами в международном праве всегда были государства. Другие традиционные субъекты международного права- это повстанцы, признанные воюющей стороной и субъекты sui generis, например Святой престол, Мальтийский орден и Международный Комитет Красного Креста. Международные (межправительственные) организации, также признаются носителями международной правосубъектности, наиболее известная из них — Организация Объединенных Наций. С конца Второй Мировой Войны, число и значение международных организаций в экономической миссии, такие как МВФ, Группа Всемирного банка и ВТО, неуклонно растет. Сфера деятельности субъектов международных экономических отношений выходит за рамки международной правосубъектности в прямом смысле.
Международные неправительственные организации (НПО), транснациональные корпорации, неформальные правительственные форумы, межведомственное сотрудничество формируют современную международную экономическую сцену и влияют на создание правил и норм. Кроме того, развитие норм в области прав человека и возможность инвесторам подавать иски против государства в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) укрепили роль и правовой статус компаний и частных лиц в международных экономических отношениях».[9]
Из вышесказанного следует, что развитие международных отношений, в том числе и экономических, ставят под сомнение концепции непризнания правосубъектности физических и юридических лиц в международном праве. Все чаще мы видим то, как частные физические и юридические лица судятся с государствами в международных инстанциях, заключают договоры с ними, влияние ТНК настолько возросло, что они способны влиять на принятие решений государственной власти в той или иной стране и т. д. Поэтому, считаем, что частные физические и юридические лица, на данный момент, являются полноправными субъектами международного частного права, в том числе и экономического.
5. Источники международного экономического права. Гатт. Соглашение о ВТО 1994 г.
«В философско-правовом смысле источником международного торгово-экономического права, понимаемого как отрасль международного публичного права, можно считать согласованные воли двух или более государств (Г.И.Тункин), включая опосредованные воли государств, выражаемые межправительственными организациями.
В формально-юридическом смысле под источниками права понимаются различные формы выражения государственных воль, закрепляемых в конкретных правовых нормах международного права и, в частности, в нормах, регулирующих правоотношения между субъектами международного права в области международного торгово-экономического сотрудничества. Под правовыми нормами при этом понимаются нормы, соблюдение которых обеспечивается индивидуальной или коллективной государственной властью.
В формально-юридическом смысле источники международного экономического права те же, что и вообще в международном публичном праве, а именно: международный договор, решения межправительственных организаций и конференций, обычай, общие принципы права. Доктрина и судебный прецедент - источники вспомогательного, справочного характера».[10]
«Источники МЭП те же, что и у международного права в целом. Но есть и специфика. Экономические связи поддерживаются в основном физическими и юридическими лицами. Для того чтобы норма международного права могла регулировать отношения физических и юридических лиц, она должна быть инкорпорирована во внутреннее право.
Арбитражи и стороны в контрактах нередко апеллируют к международному праву на том основании, что оно является частью права страны. Другим путем является ссылка на норму международного права в частноправовом контракте, что делает ее обязательной для сторон даже в том случае, если соответствующая норма не является частью права их государства.
Например, если государства сторон в контракте не участвуют в международном договоре, на который ссылается контракт. Наконец, арбитраж должен применять нормы как МЭП, так и международного права в целом в тех случаях, когда без этого невозможно решить дело, например при определении юрисдикции государства….
Значительную роль в регулировании международных экономических связей играет мягкое право. Обладающее юридической силой мягкое право присутствует в международных договорах. Обычно в них говорится: «сторонам следует предоставлять» (вместо «будут предоставлять») или стороны будут соблюдать положение договора, «поскольку это возможно с учетом экономического положения»».[11]
Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.
Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.
Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе.
Из вышесказанного можно сделать выводы, что источники международного экономического права имеют сложную и многоуровневую структуру. Новый экономический порядок, который развивается под эгидой ВТО позволяет обеспечить поддержкой развивающиеся страны, а также предоставить помощь бедным странам, помочь преодолеть кризисы и бедствия в мировой экономике.
6. Система международного экономического права
Под системой права следует понимать совокупность его элементов таких, как нормы, институты, отрасли и подотрасли, которые регулируют общественные отношение, в данном случае, международно-экономические.
Однако в науке не существует единого мнения по этому поводу:
«В настоящее время международное экономическое право представляет собой одну из наиболее консолидированных и институционально оформленных отраслей международного права. Основными его элементами являются право развития, международное финансовое право и международное торговое право».[12]
«Международное экономическое право тесно связано с другими отраслями, институтами международного права. Отдельные нормы и институты МЭП являются общими для МЭП и для других отраслей МП, а также комплексных институтов МП. Так, режим морских исключительных экономических зон, режим морского дна как «общего наследия человечества» устанавливаются международным морским правом; режим рынка услуг в области авиаперевозок – международным воздушным правом и т.д. В то же время многие нормы данных отраслей – часть МЭП, поскольку эти нормы регулируют статус определенных ресурсов или правила управления глобальными (региональными) рынками товаров и услуг».[13]
В науке нет единого мнения по поводы структуры системы международного экономического права. По нашему мнению, основными отраслями МЭП являются международное торговое, финансовое, инвестиционное, банковское право, а также право развития.
7. Международные экономические организации. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Всемирная торговая организация (ВТО). Международная организация в области торговли отдельными товарами
«Институциональная организация международного экономического сотрудничества осуществляется на всех уровнях: универсальном, региональном и двустороннем. Отдельно следует отметить организацию данного сотрудничества на уровне параорганизаций. На универсальном уровне основными институтами являются ООН, ее специализированные учреждения (прежде всего, МВФ, МБРР, МФК, МАР) и ВТО. Роль ООН и одного из ее главных органов — ЭКОСОС в регулировании международных экономических отношений является важной, но второстепенной. ООН повлияла на становление права развития, однако в настоящее время основная нагрузка по разработке универсальных стандартов в области международного экономического права ложится на МВФ, Группу Всемирного банка и ВТО. Причины заключаются в отсутствии у ЭКОСОС полномочий по принятию обязательных для государств решений и в невозможности выработки консолидированной и действенной позиции данного органа на основе принципа «одно государство — один голос».
На региональном уровне основными институтами являются региональные интеграционные объединения, многие из которых сконцентрированы именно на экономической интеграции. Выделяются четыре основные формы региональной экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.
В зоне свободной торговли происходит отмена таможенных пошлин на импорт/экспорт; в таможенном союзе, помимо этого, устанавливается общий таможенный тариф для торговых отношений с третьими странами; общий рынок характеризуется свободой движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; экономический союз предполагает «федерализацию» экономических отношений: создание единой правовой базы, введение единой валюты, проведение единой внешней политики и др.2 Наиболее эффективным объединением показал себя Европейский союз, являющийся экономическим союзом, в других объединениях (СНГ, МЕРКОСУР, НАФТА, Андское сообщество, Карибское сообщество, ЭКО ВАС и др.) процессы интеграции отстают. СНГ фактически может быть охарактеризовано как зона свободной торговли». [14]
«Миссия Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заключается в продвижении политики, ориентированной на экономический рост и социальное благополучие людей во всем мире.
ОЭСР представляет собой форум, в рамках которого правительства могут работать вместе, делиться опытом и заниматься решением общих проблем. Мы работаем с правительствами, пытаясь понять главные причины экономических, социальных и экологических изменений. Мы измеряем производительность и глобальные потоки торговли и инвестиций. Мы анализируем и сравниваем данные для предсказания будущих тенденций. Мы установили международные стандарты в различных областях человеческой деятельности от сельского хозяйства и налогообложения до безопасности химических веществ.
Мы также изучаем вопросы, которые непосредственно затрагивают повседневную жизнь каждого человека, такие как размер налогов, расходы на социальное обеспечение или наличие свободного времени. Мы сравниваем, как школьные системы разных стран готовят молодых людей к жизни в современном обществе и насколько хорошо пенсионные системы разных стран способствуют благополучию граждан в старости. Опираясь на факты из реального жизненного опыта, мы рекомендуем политические меры, способствующие улучшению качества жизни людей. При помощи различных комитетов ОЭСР мы работаем как с предпринимателями, так и с рабочими. Мы также активно сотрудничаем с другими организациями гражданского общества.
Основополагающим принципом в нашей совместной работе является общая приверженность к рыночной экономике при поддержке демократических институтов, ориентированных на благосостояние всех граждан». [15]
В итоге, можем придти к выводу, что международное экономическое право наиболее эффективная и стремительно-развивающиеся отрасль международного права. Глобализация стирает границы между государствами. Огромными потоками товары и услуги кочуют из одной страны в другую. Международный раздел труда заставляет государства сотрудничать друг с другом ради общей выгоды. Всемирная сеть Интернет сделала процесс покупки и продажи товаров и услуг быстрым и мобильным. Все эти процессы невозможны без правового регулирования. Потому основной задачей МЭП является систематизация и реформация норм и стандартов в сфере экономики.
[1] См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2014. С. - 3- 5.
[2] Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005.С. — 197.
[3] Толстых В.Л. Курс международного права. Учебник. – М.: "Волтерс Клувер", 2009. С. – 981.
[4] Matthias Herdegen. Principles of International Economic Law. Oxford University Press, 2016. С. - 65-77.
[5] Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005.С. — 205.
[6] Вельяминов Г..М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004. С. - 26-27.
[7] Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2014. С. - 14.
[8] Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005.С. — 215.
[9] Matthias Herdegen. Principles of International Economic Law. Oxford University Press, 2016. С. - 27.
[10] Вельяминов Г..М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004. С. - 41.
[11] Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005.С. — 203.
[12] Толстых В.Л. Курс международного права. Учебник. – М.: "Волтерс Клувер", 2009. С. – 982.
[13] Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2014. С. - 10-11.
[14] Толстых В.Л. Курс международного права. Учебник. – М.: "Волтерс Клувер", 2009. С. – 988-989.
[15] ОБ ОЭСР. Миссия Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oecdru.org/oecd_about.html