Курсовая работа Фольклоризм романа А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» и фольклор повседневности города
Код роботи: 5814
Вид роботи: Курсова робота
Предмет: Русский язык и литература (Російська мова та література)
Тема: Фольклоризм романа А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» и фольклор повседневности города
Кількість сторінок: 24
Дата виконання: 2019
Мова написання: російська
Ціна: 450 грн
Введение
Глава 1. Фольклоризм романа А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»
1.1. Основные типы фольклорного заимствования в романе
1.2. Специфика фольклоризма творчества А. Чудакова
1.3. Влияние фольклорной традиции на творчество А. Чудакова
Глава 2. Фольклор повседневности города Чебачинска
2.1. «Фольклорные» локусы в Чебачинске
2.2. Обрядовая жизнь Чебачинска
2.3. Фольклорная инклюзивность, как элемент сюжета романа А. Чудакова
Глава 3. Официозный и неподцензурный фольклор в романе А. Чудакова
3.1. Повествовательные жанры
3.2. Песенные жанры
3.3. Позиция Чудакова-фольклориста
Заключение
Список использованной литературы
Фольклор выступает разновидностью народного художественного творчества, которая являет собой ценность для изучения народной психологии в наши дни.
К фольклору относятся произведения, которые передают основные важнейшие представления народа о таких жизненных ценностях, как семья, любовь, труд, общественный долг, родина. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора дает человеку знания о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Фольклор является синтетическим видом искусства. Не редкость, что в его произведениях сочетаются элементы различных видов искусства - словесного, музыкального, хореографического и театрального. Основой любого фольклорного произведения всегда является слово. Фольклор прежде всего интересен для исследования как искусство слова. Поэтому первостепенным значением являются изучение, знание и понимание поэтики фольклора.
Актуальность исследования заключается в определении использованных жанров фольклора в романе А. Чудакова "Ложится мгла на старые ступени". Обращение к этому материалу позволяет сосредоточить внимание на национальной специфике русского фольклора и способах его вовлечения в бытовую жизнь произведения.
Цель данной курсовой работы - изучить наследие народной художественной культуры русского народа и его отображение в романе А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
Цель предполагает решение следующих задач:
- выявить и определить типы фольклорного заимствования в романе "Ложится мгла на старые ступени";
- определить в чем заключается специфика фольклоризма творчества А. Чудакова;
- выявить каким образом фольклорная традиция влияет на творчество А. Чудакова;
– провести анализ примеров различных фольклорных явлений, использованных заимствования в романе "Ложится мгла на старые ступени".
Материалом исследования в нашей работе мы выступают различные фольклорные явления.
Теоретической базой курсовой работы стали труды С.Г. Лазутина, В.М. Сидельникова; Т.М. Акимовой и других исследователей русского фольклора. Практическая ценность работы заключается в возможности использовать результаты исследования в практике преподавания литературы в школе (в частности, при изучении фольклора), а также в перспективе дальнейших научных исследований по изучению заявленной тематики.
Новизной работы является анализ различных элементов жанров фольклора и их функции в романе А. Чудакова "Ложится мгла на старые ступени".
Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении изложено краткое описание работы. Обозначены актуальность исследования, его цель и основные задачи. Также были определены научная новизна и практико-теоретическая значимость работы.
В первой главе речь идет о типах фольклорного заимствования в романе "Ложится мгла на старые ступени" и фольклорной традиции, которая повлияла на творчество А. Чудакова.
Во второй главе акцент делается на анализе примеров различных фольклорных явлений в произведении.
В третьей главе особое внимание уделено жанрам фольклора, использованных в романе, а именно повествовательным и песенным жанрам.
В Заключении подведены итоги проделанной работы.
Фольклор выступает разновидностью народного художественного творчества, которая являет собой ценность для изучения народной психологии в наши дни.
К фольклору относятся произведения, которые передают основные важнейшие представления народа о таких жизненных ценностях, как семья, любовь, труд, общественный долг, родина. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора дает человеку знания о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
А. Горелову удалось более подробно классифицировать общие типы фольклоризма: «К первому типу относятся цитирования, а второй тип А. Горелов разделил на несколько групп:
1) органическая стилизация (к ней относятся фольклорные произведения в жанре литературного сказа), неорганическая стилизация (более известна как псевдостилизация) и книжная (она охватывает мотивы Библии и летописи);
2) поэтический фольклоризм (в данном виде фольклоризма используются все элементы фольклорной поэтики в стилистических и других целях);
3) песенный фольклоризм (в данном виде фольклоризма используется особый лирический эмоциональный потенциал фольклорной песни и мелодики фольклорного стиха);
4) жанровый фольклоризм (в этом виде происходит обращение к жанрам фольклора);
5) мифологический фольклоризм (в этом виде фольклор предстает перед нами в форме какого-либо жанра литературы мифологического сюжета, используется мифологическая символика и особенности мифологического мышления);
6) мировоззренческий фольклоризм (в данном виде фольклоризма используются особенности мировоззрения народа, его взглядов на мироустройство и т.д.».
Творчество Александра Чудакова, так как и фольклор разнообразен по своему содержанию. Это могут быть как веселые мотивы на подобие лирической песни, так и сатирические и озорные мотивы, которые характерны частушкам), а могут быть и трагические мотивы, которые свойственны балладам), а возможно это будет литературный сказ, анекдот или как мы уже убедились ранее – мировоззренческие взгляды народа на жизнь и библейские мотивы (молитвы) и т.д.
В связи с этим, мы можем с уверенностью утверждать, что творчество Александра Чудакова непосредственно связано с фольклорными явлениями и народной мудростью. В его творчестве отображаются верования, ритуалы, мировоззрения русского народа.
Под традиционностью в фольклоре подразумеваются правила и рамки, которые необходимо обязательно соблюдать. Также в фольклоре часто встречается слияние нескольких сюжетов в один. Такое слияние называется контаминацией. Фольклор отображает народную позицию, воспитание, мораль, мировоззрение.
На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. поэтому они так легко переносят читателя в эпоху повествования.
Повествовательные жанры в романе в большей мере представлены реминисценциями, то есть воспоминаниями и относятся к органической стилизации (литературному сказу).
Песенные жанры, в свою очередь, представлены как народными песнями(фольклорными), так и авторскими. В романе также присутствуют частушки.
Так как автор описывает тяжелую работу людей, независимо от рода деятельности он использует неподцензурный фольклор.
1. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. – М-Л., А.Н., 1947.
2. Андреев Н. П. Фольклор и литература // Литературная учеба. – 1936. – №2.
3. Аникин В. П. Теория фольклора. - М., 1996.
4. Астахова А. М. Былины. Итоги и проблемы изучения. - М., 1966.
5. Гиляровский В. А. Москва и москвичи. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 448 с.
6. Горелов А. А. К истолкованию понятия «фольклоризм литературы» // Русский фольклор. – Л., 1979. – Т.12.
7. Далгат У. Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. – М., 1981.
8. Жукас С. О соотношении фольклора и литературы // Фольклор. Поэтика и традиция. – М., 1982. – С. 8.
9. Зырянов И. В. Поэтика русской частушки. - Пермь, 1974.
10. Лазарев А. И. Проблема изучения фольклоризма русской литературы. 1870-1890. – Северодвинск, 1985.
11. Лазутин С. Г. Очерки по истории русской народной песни. - Воронеж, 1964.
12. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. - Воронеж, 1964.
13. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.
14. Трыкова О. Ю. О классификации способов взаимодействия русской литературы XX века с фольклором // Педагогический вестник. – 2003. – №1.
15. Народная художественная культура / Под ред. И. Т. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. - М., 2000.
16. Сидельников В. М. Поэтика русской народной лирики. - М., 1959.
17. Чичеров В. И. Русское народное творчество. - М., 1959.
18. Чудаков А. П." Ложится мгла на старые ступени". - 2000.
19. Шаззо К. Г. Новые рубежи. О некоторых тенденциях развития современной северокавказской прозы. – Майкоп, 1988.