Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по гуманитарным дисциплинам \ Педагогика \ 5760. Дипломная работа Организационно-педагогические условия развития и оптимизации подросткового клуба в современной экономической ситуации на примере клуба «Гармония»

Дипломная работа Организационно-педагогические условия развития и оптимизации подросткового клуба в современной экономической ситуации на примере клуба «Гармония»

« Назад

Код роботи: 5760

Вид роботи: Дипломна робота

Предмет: Педагогика (Педагогіка)

Тема: Организационно-педагогические условия развития и оптимизации подросткового клуба в современной экономической ситуации на примере клуба «Гармония»

Кількість сторінок: 118

Дата виконання: 2014

Мова написання: російська

Ціна: 1500 грн

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты оптимизации деятельности подростковых клубов в современной экономической ситуации

1.1. Анализ ресурсов развития подросткового досуга в условиях современной социально-экономической ситуации

1.2. Психолого-педагогические аспекты развития массового и детско-юношеского досуга

1.3. Возможности оптимизации условий деятельности подростковых клубов

1.4. Региональные условия и специфика развития подросткового и юношеского досуга

Вывод по первой главе

Глава 2. Организационно-педагогические условия развития подросткового клуба в современной экономической ситуации

2.1. Характеристика организационной деятельности клуба «Гармония»

2.2. Анализ исследования

2.3. Проект развития клуба «Гармония»

2.4. Рекомендации по совершенствованию деятельности подросткового клуба «Гармония»

Выводы ко второй главе

Заключение

Литература

Состоятельность принятой гипотезы. Учет современных аспектов социализации подрастащего поколения и специфики его психолого-педагогической адаптации в современном социальном пространстве позволили разработать и обосновать программу развития подрасткового клуба по месту жительства, которая позволяет учитывать максимально большую долю интересов современной молодёжи. Это дает основания для утверждения, что учет современных трансформационных явлений в молодёжной социализации позволил скоректировать должным образом образовательную систему, координально переосмыслив роль педагого в ней.

Теоретическая ценность и новизна результатов исследования определяется по итогам привлечения к обоснованию культурной программы многодневного тура.

Практическая значимость мониторинга и анализа потребительского рынка сводится к тому, что в дипломной работе достоверно устанавливается прямая связь между морально-психологической и нравственно-педагогической состовляющей формирования подростающего поколения.

Повышению эффективности предложенного проекта повышения эффективности деятельности отдельно взятого подраскового клуба отдельной административно-территориальной единицы позволила выработать определённый алгоритм повышения эффективности деятельности данных учережденый, конечным эффектом от которого являеться формирования полноценного здорового подрастающего покаления.

Современное развитие сферы молодёжного досуга много в чем предопределила экономические изменения. Главной тенденцией развития и в тоже время тормозом данного развития в последние года стала излишняя капитализация всех сфер жизнедеятельности, в том числе и досуговой. Прежде всего для рядового гражданина это сказалось ограничением возможностей удовлетворения досуговых посребностей. Ему пришлось искать новые источники досуга.

Последнее время досугом «перемистился из улиц в дом». Этому способствовало развитие таких сфер социализации как телевиденье, игровое и интернет-пространство. Данные сферы сейчас являются доминирующими в списке источников досуга большинства подрастающего поколения. Последние тенденции развития данных сфер характеризуются постоянными трансформациями вкусов и качеств ощущений тех или иных видов досуга. Современная молодёжь стала больше ориентироваться на свои собственные предпочтения, а не те, которые диктуют из вне.

Кардинальные изменения произошли в педагогической науке. В их число следует отнести переосмысления понятия преподавания-метода представления материала. Если раньше считалось нормой преподавателям полностью излагать материал, то сейчас необходимо формировать предпосылки к самостоятельному освоению материала учеником. Современный преподаватель стал своего рода субстанцией в самообразовании ученика.

В современной преподавательской деятельности практически во главу угла ставят стрессовый фактор, а точнее – его минимизация. Для максимизации уровня усвоения материала необходимым является выявления эталонного значения в каждой области изучений с последующим к нему стремлением. Ученику представляется право осуществлять самостоятельный выбор дисциплин, которые не внесены в список обязательных к обучению.

Введение

Общественные преобразования, происходящие в России под влиянием социально-экономических изменений, привели к пересмотру многих педагогических ориентиров. Процессы культурной трансформации охватывают все подсистемы общества, в том числе, систему социально-педагогической деятельности. Именно поэтому в современном педагогическом пространстве особую значимость приобретает проблема воспитания инициативной, творческой личности, с высоким уровнем сформированности тех качеств, которые способствуют ее успешной социализации. Данное положение актуализирует проблему исследования структуры, закономерностей и механизмов социального воспитания подростков.

Поэтому одним из теоретико-методических задач педагогической науки является создание оптимальных условий для развития, самореализации, социального становления молодого поколения. Это, в свою очередь, требует реформирования содержания, форм и методов социально-воспитательной работы с подростками. Такие задачи побудили исследователей к пересмотру методологических некоторых аспектов воспитания подростков.

Деятельность клубных объединений по месту жительства характеризуется развитием качественно нового уровня возможностей использования вне учебного времени, направленностью на личностное развитие в различных видах творческой деятельности и общения. Именно поэтому назрела необходимость активнее использовать возможности свободного от учебы времени для формирования тех личностных качеств подростков, способствуют их успешной социализации.

Формирование личности – многосторонний, длительный и противоречивый процесс. В нем соединяются неповторимость личности, ее индивидуальность, «единственность», с одной стороны, а с другой – включенность в целое, в семью, в группу, социум. Каждый человек уникален, но он же представляет собой частичку своей культуры, традиций и исторического опыта, к которому принадлежит.

Как интегрируются в одном и том же человеке разные по природе и существу своему элементы личностного и безличного поведения, как осуществляется выбор поведения, сдвиг от поведения межгруппового к межличностному и внутриличностному, есть ли разрыв и противоречие в этих уровнях общения, как формируется целостность личности и какие факторы оказывают влияние на этот процесс – ответ на эти и многие вопросы дает педагогическая теория.

Поиск близких по духу людей, идей, значимых групп, образцов для подражания очень важен в течение всей жизни человека, но особенно значимым он становится для подростков. В социализации и социальной идентификации современного подростка большую роль играет потребляемая ими видеопродукция: телепередачи, игровые и анимационные фильмы, компьютерные игры. Носителями этой информации стали такие виды масс-медиа, как телевидение, компьютерные программы, видео. Влияние их изучается в социологии и педагогике недавно, однако проблема оказалась столь значимой, что исследования разворачиваются очень активно, при этом много проблем пока еще не исследовано.

Анализ различных научных подходов свидетельствует, что проблема формирования и развития личности современного подростка и молодого человека в различных микросоциумах достаточно актуализирована, однако ощущается дефицит определённых исследований, которые бы раскрывали целостные характеристики процесса формирования качеств личности подростка, развивающихся в социализирующую процессе в клубных объединениях по месту проживания.

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования культуры подростков в условиях информационного общества и недостаточно соответствующей современным требованииям системы педагогического сопровождения подростков в условиях клубов по месту жительства.

Объект исследования – педагогическая деятельность по формированию условий социализации подростков по месту жительства.

Предмет исследования – организация воспитательной работы в условиях подросткового клуба.

Степень разработанности проблемы.

Существенное влияние на определение теоретических позиций автора оказали концепции педагогики и психологии подростка таких авторов, как И.С. Кон, В.А. Каган, А.В. Мудрик, Л.С. Выготский. Взаимодействие окружающей среды на личность исследовано в трудах В.Г. Афанасьева, С.Н. Иконниковой, Г.Н. Филонова; Проблемы современного социального воспитания анализировали: В.З. Вульфов, Г.П. Давыдова, Л.Е. Никитина; проблемы формирования новой среды развития – А.С. Черныша, Ю.А. Лунев, Л.И. Акатов. Социально-культурные аспекты воспитания подростков и молодежи раскрыты в работах М.А. Ариарского, А.С. Запесоцкого, А.А. Сукало, И.В. Шубиной, Б.А. Титова, Г.И. Фроловой и др. авторов.

Цель исследования заключается в анализе специфики и содержания социально-культурной деятельности по месту жительства в современных условиях, разработке проекта предложений по оптимизации психолого-педагогических условий деятельности подростковых клубов.

Задачи исследования:

1. Изучить педагогические ресурсы развития подросткового досуга в условиях современной социально-экономической ситуации.

2. Проанализировать психолого-педагогические аспекты развития подросткового и молодежного досуга.

3. Раскрыть возможности оптимизации условий деятельности подростковых клубов по месту жительства.

4. Охарактеризовать региональные условия и специфику развития подросткового и юношеского досуга.

5. Разработать проект рекомендаций по оптимизации психолого-педагогических условий деятельности подростковых клубов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что организационно-педагогические условия, обеспечивающие процесс социализации подростков в системе клубных объединений по месту жительства могут быть оптимизированы при ориентации педагогической деятельности на формирование широкого круга интересов подростков, максимальном использовании в деятельности подростковых клубов современных информационных и мультимедийных технологий; отборе социально-культурных методик, обеспечивающих эффективность педагогического процесса.

База исследования. Экспериментальной базой исследования явился клуб «Гармония», расположенный на территории Ярославской области в городе Переславль-Залесский.

Методология исследования.

Теоретическую базу исследования составили работы в области социально-культурной деятельности М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И Григорьевой, В.Д. Жаркова, А.С. Запесоцкого, И.А. Ивлиевой, А.С. Каргина, Ю.Д. Красильникова, Т.Г. Киселевой, А.П. Маркова, И.А. Новиковой, О.Л. Орлова, Е.И. Смирновой, В.Е Триодина, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, Г.Л. Тульчинского, Н.Н. Ярошенко и др. авторов.

Методы исследования. В процессе работы над дипломом использовались методы: теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, опроса экспертов, наблюдения, методы социально-культурного прогнозирования и проектирования.

Организация исследования включала следующие этапы:

На первом, аналитическом была изучена теория вопроса на основании анализа выявленного массива научно-методических материалов и проблем. Это позволило определить степень научной разработанности проблемы, сформировать цель, задачи, рабочую гипотезу.

На втором этапе, организационно-методическом, разработана технология решения поставленных задач исследования, определены методы и формы реализации в педагогической практике современных средств СКД.

На третьем этапе – проектном, на основании обобщения накопленного опыта и использовании методов социально-культурного проектирования был разработан проект оптимизации использования социально-культурных технологий в практике организации досуга подростков по месту жительства.

Новизна исследования состоит в попытке комплексного изучения проблемы совершенствования педагогической деятельности подростковых клубов по месту жительства в современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов и обоснованных рекомендаций в социально-педагогической практике различными субъектами СКД, в практике психолого-педагогической помощи подросткам, в решении проблемы оптимизации деятельности подростковых клубов.

На защиту выносятся:

1. Результаты исследования проблемы оптимизации организационно-педагогических условий формирования культурных ориентаций подростков, организации их досуга посредством их вовлечения в клубную деятельность по месту жительства.

2. Анализ педагогического опыта деятельности подростковых клубов по месту жительства по вовлечению подростков в различные виды социально–культурной деятельности.

3. Социально-педагогический проект оптимизации деятельности подростковых клубов как инструмент формирования культурных ориентаций подростков и организации их социально-значимого досуга.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. “Гуманная педагогика”, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bleckt.com/publication/children/8399.html.

2. Андриенко А. В. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в вузе посредством стилей педагогического общения //Образование. Педагогика, серия "Гуманитарные науки", №6, 2006 г. - 201-205 с.

3. Афанасьев С. П. Веселые каникулы: настольная книга воспитателя / С. П. Афанасьев, С. Коморин. - М.: ACT - Пресс книга - 2007 - с. 287.

4. Белаш Т. В. Организация досуга, подростков и молодёжи по месту жительства // ГУДОДиМ «Многопрофильный центр по работе с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства с. Барановичи» - 2012 г. - 11 с.

5. Березин О. "Поколение Z" - 2011: http://kinobizon.ru/2011/09/12/berezin-nevafilm-z-gener/.

6. Бехтерев М. В. Гипноз Внушение Телепатия. - Москва "Мысль" – 1994.

7. Бодряшина М. А. Вариативный образовательный процесс как фактор развития образовательной среды урока. Автореферат - 2012. - с. 3.

8. Болтин С. Как передать рекламное сообщение кинозрителю / С. Болтин // Рекламные технологии. – 2006. - №6. – С. 10.

a. Бондаренко Е. А., Петрова О. Г. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы // Москва - 2009. - 242 с.

9. Валькова У. В. Наркотизм в молодежной среде: социологический анализ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М., - 2012.

10. Воронцова Т. В., Джишкариани Т. Д. Подростковые клубы как форма организации досуга подростков // II Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2010 г.

11. Галкин Н. В. Анализ воздействия современного аудиовизуального контента на зрительскую аудиторию // Отчет о научно-исследовательской работе // ООО «Универс-Консалтинг». - Москва - 2012 г.

12. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида. Человек и общество (проблемы социализации индивида). - Л., 1971 г.

13. Гура В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 77-80 с.

14. Добреньков В. И., Смакотина Н. Л., Васенина И. В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. - М.: Макс Пресс, 2007. - с. 34.

15. Е. А. Адаховская - Факторы, влияющие на посещение ночных клубов как формы досуга в современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена - 2008 №63-1.

16. Елищев С. Проблемы современной российской молодёжи: чего хочет молодежь? // Русская народная линия - 2010.

17. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 в редакции 2007 года.

18. Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа второй республики - Издательство МГУ, переизданное, 2010, - 388 с.

19. Карева Т. П. Программа деятельности детских клубов по месту жительства // Центр развития творчества и юношества г. Новотроицка Оренбургской области. 2011 – 65 с.

20. Козлова О. Н. Социализация в поле безнадежности и за ее пределами // Социально-гуманитарные знания, 2012, - № 2. - С. 20.

21. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А., Хохлушкина Ф. А. Жизненные траектории молодежи: 10 лет спустя. Социологическое исследование – М.: Институт социологии РАН, 2010 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.isras.ru/publ.html?id=1983.

22. Красова Е. Ю. Кино и реклама: анализ предпочтений кинозрителей // Акценты - 2009 - №5-6 - с. 73-76.

23. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. - М.: 2007 - С. 48.

24. Липский И. А. Молодежь в системе социально-педагогических отношений // в: Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11-12 июля 2000 г. - Тамбов, 2010. - С. 175-179.

25. Макаренко А. С. Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vologdavml.narod.ru/doc/1.ppt.

26. Мануйлов Ю. С. Модель урока в концепции средового подхода.//Материалы XI Международной научно-практической конференции, Киров, 14-16 октября 2008 г. - В 4 ч. - Ч. 1. – Киров: КИПК и ПРО, 2008.

27. Манько Ю. В., Оганян К. М. Социология молодёжи. - СПб: ИД «Петрополис». 2008. - С. 79.

28. Манько Ю. В., Оганян К. М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. - с. 80.

29. Методика и технология социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. М. Алмазов, М. А. Беляева, H. H. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия" - 2007 - с. 192.

30. Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dsmp.mos.ru/documents/dosc.

31. Митрохин А. А. Создание условий в детских и подростковых клубах по месту жительства для привлечения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом и развития у подростков качеств жизнестойкости//Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - СПб.: Реноме. 2012. - 428 с.

32. О понятии «социализация» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cross-kpk.ru.

33. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога // Р. В. Овчарова – М: ТЦ «Сфера» 2004 – 365 с.

34. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Т. С Зубкова, Н. В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия" - 2007 - С. 224.

35. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М - 2008 - С. 395.

36. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В.Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

37. Пензин С. Н. Мир кино: учеб. пособие / С. Н. Пензин. – Воронеж: Изд.-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2009. – С. 56.

38. Пластун О. Н. Организация работы с детьми и подростками по месту жительства // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

39. Подростковые клубы – от кружков по интересам до молодёжных центров// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://klgd.ru/press/news/detail.php?ID=121863.

40. Пожарская А. В. Современный педагог-стремление к идеалу // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-940.

41. Полукаров В. В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды / Моделирование воспитательных систем: теория - практике. - М., 2008 - С. 327.

42. Полукзров В. В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды / Моделирование воспитательных систем: теория - практике. - М., 2008 - С. 73.

43. Сидокина С. Л. Формирование социальной ответственности у подростков посредством социально значимой деятельности // Автореферат 2010 - с. 4.

44. Скворцов Л. В. Информационная культура и цельное знание. - М.: изд-во МБА, - 2011, - 440 с.

45. Слышкин Г. Г., М. А. Ефремова Кинотекст: опыт лингвокультурологического анализа // Москва - 2004 г. - 164 с,

46. Социальное воспитание детей и молодежи России: современные реалии и проблемы//Демографические исследования, - №14 - 2012 г. - с. 15-19.

47. Социально-культурная деятельность: История. Теоретические основы. Сферы реализации. Субъекты. Ресурсы. Технологии: Учебная программа для студентов ВУЗов культуры и школ / Министерство образования РФ. Московский государственный университет культуры и искусств. Авторы Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: 2007 - С. 136.

48. Социальный педагог в образовательном учреждении. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

49. Социологические концепции личности. Социализация личности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://shpori-vsem.ru/sociology/75-examsociol.html?start=9.

50. Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dsmp.mos.ru/documents.

51. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. - М.: Издательско-тооговая корпорация "Дашков и К", 2007 - С. 236.

52. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008 - С. 240.

53. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt.

54. Щавлинский Ю. А. Детерминанты профессионального выбора молодежи среднего города России: социокультурный анализ. - Автореферат. Ростов-на-Дону – 2009.

55. Эрзанукаева Л. Р. Роль современного российского телевидения в формировании культуры повседневности студенческой молодёжи. Автореферат дисс. канд. социолог. наук. - М., - 2009.