Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по гуманитарным дисциплинам \ Русский язык и литература \ 5231. Дипломная работа Аллегория как жанр и прием в творчестве М. Горького 1890-1900-х годов

Дипломная работа Аллегория как жанр и прием в творчестве М. Горького 1890-1900-х годов

« Назад

Код роботи: 5231

Вид роботи: Дипломна робота

Предмет: Русский язык и литература (Російська мова та література)

Тема: Аллегория как жанр и прием в творчестве М. Горького 1890-1900-х годов

Кількість сторінок: 75

Дата виконання: 2017

Мова написання: російська

Ціна: 1000 грн

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СИМВОЛ И АЛЛЕГОРИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

1.1. Понятие символа и аллегории в Серебряном веке

1.2. Символ у символистов

1.3. Аллегория в модернистской литературе

ВЫВОДЫ К I ГЛАВЕ

ГЛАВА II. ПОЭТИКА ИНОСКАЗАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ГОРЬКОГО КОНЦА XIX ВЕКА

2.1. Аллегоричная образность Горьковских песен: «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике», «О Сером», «Мудрец», «Зрители», «Послание в пространство», «Старик», «Собака»

2.2. Специфика Горьковской аллегории

ВЫВОДЫ КО II ГЛАВЕ

ГЛАВА III. АЛЛЕГОРИЧНОЕ НАЧАЛО В ДРАМЕ Л. АНДРЕЕВА «ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА» И ПОЭМЕ М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛОВЕК»

3.1. Сравнительный анализ и идея сверхчеловека в драме Л. Андреева «Жизнь человека» и поэме М. Горького «Человек»

ВЫВОДЫ К III ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Творческое наследие Максима Горького - одного из самых известных писателей XX века – изучается уже более ста лет. Литературные критики сделали целый ряд точных и значимых наблюдений, но так и не сошлись во мнениях относительно горьковских героев, их своеобразия, а также творческого метода писателя, художественной и эстетической значимости его произведений. Для Венгерова С. А. Горький был романтиком. Семён Афанасьевич рассматривал вопрос «оригинального романтизма» в творчестве писателя. Боцяновский В. Ф. провел всесторонний анализ горьковского героя, при этом так же определяя М. Горького как романтика.

В творчестве М. Горького происходит сложное соединение реалистических средств и романтических средств. Ранний период творчества характеризуется склонностью к романтической манере. Постепенно М. Горький применяет в своей романтической манере изображение нереального, что выражалось посредством аллегории.

На ранний период творчества Горького литературные критики смотрят как на начинающий этап, но в тоже время этап, который определил достаточно много в дальнейшем творчестве. Так же необходимо отметить, что в творчестве Горького аллегория - это не только средство, это еще и жанр. Сам жанр аллегория достаточно близок к жанру притчи, которая в свою очередь имеет философскую направленность.

Миропонимание Горького эволюционирует от романтически - анархистского индивидуализма, философско - символическое выражение которого – босяк из ранних рассказов, – к гуманистическому коллективизму, символ которого – Человечество (или Человек с большой буквы). Человечество – ядро богостроительских размышлений писателя. Символизм для писателя – органическая форма творчества. Максима Горького называют художником - философом.

Литературоведение насчитывает большое количество работ, посвященных творчеству Горького. На сегодняшний день наследие писателя требует ещё более разнопланового изучения. Существует необходимость в исследовании возникновения и развития художественного мира М. Горького, рассмотрения символизма и аллегории в его произведениях. Исследование ранней прозы писателя в направлении философских и эстетических идей, а так же в ракурсе литературного процесса Серебряного века является одной из актуальных задач современного литературоведения.

О мастерстве М. Горького высказывались также многие критики и художники. В силу разных возможностей собственного слова эти высказывания составляют большое количество разнообразных фраз. В творчестве М. Горького эти проблемы не анализировались в чистом виде без связи с основными тенденциями общественной жизни. В ранних рассказах его интересовали мотивы поисков человека и человечности. В то же время писатель осуждал безнравственность человеческого поведения в общественной жизни. Именно поиском человечности в человеке насыщено ранее творчество писателя.

О М. Горьком написано много как его соотечественниками, так и зарубежными коллегами, последователями - литераторами и критиками. В работах о писателе встречается разная тематическая направленность: исследования знакомств с известными людьми, исследования участия в литературных кружках и союзах, исследования биографических, родовых и семейных историй и тому подобное, но о месте художественной символики и аллегории в его произведениях трудов значительно меньше.

С 30-х годов прошлого века определился круг ведущих литературоведов – исследователей творческого наследия М. Горького, в частности: С. Балухатый, И. Груздев, В. Десницкий, С. Касторский, К. Муратова, М. Пиксанов, Ю. Юзовский.

В 50-80-е годы круг расширился: в него вошли В. Барахов, Б. Бурсов, Н. Кузьмичев, Б. Михайловский, О. Мясников, О. Овчаренко, В. Панков, Л. Спиридонова, Е. Тагер и другие.

Сопоставление ранней прозы Горького с беллетристикой конца XIX - начала XX века обусловило использование работ по теории массовой литературы И. Гурвича, К. Дьякова, М. Лотмана, М. Мельникова, М. Черняк. Её характерными чертами исследователи считают жанрово - тематические каноны, заданность сюжетной схемы, общность тематики, тиражирование приемов, использование шаблонных конструкций, типичность героев, изображающие представителей определенной профессии и среды.

На рубеже ХХ-ХХI веков появились новые имена и исследования: В. Барахова («М. Горький на пороге ХХ столетия: поиски научной мысли и массовая литература», 1998), В. Муромского («Все дальше от канона: новые труды в Горький», 1997), Л. Спиридоновой («Горьковедение на рубеже веков», 2001), а также работы П. Басинского, И. Вайсберга, Л. Егоровой и И. Есауловой, Р. Певцовой, Н. Примочкиной, Л. Резникова, А. Синявского, С. Сухих и других. Акценты времени конца ХХ века изменили направление литературоведческого изучения фигуры М. Горького, творчество его начали переоценивать, поэтому появились новые взгляды на эстетическую природу произведений писателя.

Повышенное внимание к символу и аллегории наблюдалось у Горького всегда. Иносказание в произведениях М. Горького, отсылающее к глубинным пластам повествования, прежде всего и с особой силой, передает трагизм авторской рефлексии.

Несмотря на огромное количество различных направлений исследования фигуры М. Горького и его трудов, на данный момент достаточно мало внимания уделялось именно применению иносказаний в его произведениях, поэтому тема данного исследования является актуальной.

Целью работы выступает характеристика поэтики иносказаний в раннем творчестве М. Горького.

Основными задачами исследования являются:

- обобщить теоретические исследования по проблемам символа и аллегории;

- рассмотреть связь символико-аллегоричной образности;

- охарактеризовать основные особенности раннего творчества М. Горького с определенными художественными направлениями;

- охарактеризовать аллегоричную образность Горького в «Песне о буревестнике», «Песне о Соколе», «Старухе Изергиль», «О Сером», «Мудреце», «Зрителях», «Послании в пространство», «Старике», «Собаке».

Объектом исследования являются «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике», «О Сером», «Мудрец», «Зрители», «Послание в пространство», «Старик», «Собака», «Жизнь человека», «Человек».

Предмет исследования – проблема иносказания в творчестве Горького.

Теоретико - методологической основой исследования являются работы современных ученых, посвященные проблемам поэтики иносказания. В работе использованы достижения методики целостного, мотивного и интертекстуального анализа художественного произведения. Сопоставление ранней прозы Горького с современной ему беллетристикой, опирается на историко-литературные и теоретические исследования массовой литературы.

Структурно исследование состоит из введения, трех основных глав, выводов к каждой главе, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе удалось сделать выводы, показывающие, что нравственные уроки, отражённые в лирических произведениях Максима Горького, позволяют произвести тщательный анализ ситуаций на внутреннем уровне, помогают определять свой личный путь, своё положение в обществе.

Уже с первых лирических произведений одной из ведущих тем стала у Горького несовместимость в человеке собственнического и по - настоящему человеческого. В начале писательской деятельности Горький писал немало стихов. Они интересны в биографическом плане - как отражение духовной жизни писателя в те годы, но художественно многие из них явно несовершенны: в них много прозаизмов, книжных выражений, натянутых сравнений, избитых эпитетов. Однако наряду со слабыми стихами у Горького есть и талантливые стихотворные произведения - «Девушка и Смерть», «Легенда о Марко».

Мастерски сочинял он стихи для своих литературных героев (таких стихов насчитывается больше 100). Нельзя также не упомянуть, говоря о Горьком - поэте, написанных ритмической прозой «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике», поэмы «Человек». Это шедевры не только русской, но и мировой поэзии. К своим поэтическим опытам Горький относился сурово, считал свои стихи «дубоватыми», но все же сочинял стихи вплоть до последних лет жизни.

Умение задавать правильные вопросы, освещать догму «едким» светом скепсиса, проверять метафизику практикой человеческих взаимоотношений, а результаты экспериментальной деятельности героев рассматривать сквозь призму вечных истин – именно это творческое наследие Леонида Андреева. Не случайно, что именно в творчестве этого писателя, остро чувствуется определяющая роль интеллекта в эпоху «переоценки ценностей» и отслеживание «главным образом сгибов идей человека нового времени», а тема интеллектуального знания о жизни приобрела особое развития.

Проблему этических экспериментов - манипуляций над человеческой жизнью Андреев нарушил задолго до ее возникновения на новом рубеже ХХ - ХХI вв. Сегодня эту проблему современности философы назвали понятием «экология человека» и привлекли к ней комплекс вопросов о безопасности любой деятельности относительно личности, так как «превращение индивидуального бытия из высшего дара в средство манипуляции той или иной силы... максимально драматизировало проблему смысла жизни человека и его места в Универсуме».

Абсолютные начала для автора, поиск «веры - опоры», были творческой сверхзадачей Андреева - художника и жизненной необходимостью Андреева - человека, духовная жажда которого завуалирована в напряжениях постоянного поиска ответов на болезненные вопросы, отстаивание «надежности» аксиологических ориентиров для своего поколения и человечества вообще.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникина О. А. Рассказ «Старуха Изергиль» М. Горького / О. А. Аникина // Литература в школе. - 2006. - №7. - С. 26-27.

2. Баранов В. «Надо прекословить!» М. Горький и создание Союза писателей / В. Баранов // Вопросы литературы. - 2003. - № 9-10. - С. 34-57.

3. Баранов В. И. Как быть с Горьким в школе? / В. И. Баранов // Литература в школе. - 2006. - №7. - С. 18-22.

4. Булышева Е. В., Л. Н. Андреев. «Мысль» (Опыт анализа «панпсихической» драмы) / Е. В. Булышева // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение: Сборник статей по материалам Всероссийской научно - практической конференции. – Киров: ВятГГУ, 2003. – С. 54-60. (0,4 п. л.).

5. Булышева Е. В. Роман Л. Н. Андреева «Дневник Сатаны» (К проблеме драматургии «панпсихизма») / Е. В. Булышева // Центральная Россия и литература русского зарубежья (1917 - 1939): Исследования и публикации. – Орел.: Вешние воды, 2003. – С. 215-218. (0,3 п. л.).

6. Булышева Е. В. Некоторые проблемы театра «панпсихизма» Л. Н. Андреева / Е. В. Булышева // Славянский сборник: Вып. 2. – Орел: ОГИиК, 2003. – С. 173-178. (0,5 п. л.).

7. Булышева Е. В. История одной пьесы (Л. Н. Андреев. «Екатерина Ивановна») / Е. В. Булышева // Балтийские сезоны. – 2004. – № 9. – С. 155-159. (0,5 п. л.)

8. Борисова Л. М. Иносказание в романе М. Горького / Л. М. Борисова. - М.: Высшая школа, 1975. - 215 с.

9. Бундзен Г. В. М. Горький в современной общественной жизни / Г. В. Бундзен, Т. В. Савинкова. - Л., 1989. - 30 с.

10. Бундзен Г. В. М. Горький в современной общественной жизни / Г. В. Бундзен, Т. В. Савинкова. - Л., 1989. - 30 с.

11. Ведерникова Е. В. О драме М. Горького «На дне» / Е. В. Ведерникова. // Литература в школе. - 2006. - №7. - С. 42-43.

12. Гаврилова Т. И. Об изучении романа М. Горького «Фома Гордеев» ХI класс / Т. И. Гаврилова // Литература в школе. - 2006. - №7. - С. 27-28.

13. Гавриш Т. Р. К изучению рассказов М. Горького 20 - х годов в школе / Т. Р. Гавриш // Литература в школе. - 1999. - №6. - С. 40-44.

14. Гегоров О. Г. Духовный кризис русской интеллигенции в пьесах М. Горького «Дачники» и «Варвары» / О. Г. Гегоров // Литература в школе. - 2006. - №7. - С. 2-5.

15. Головчинер В. Е. Открытия М. Горького в контексте драматургических исканий эпохи. К 100 - летию создания пьесы «На дне» / В. Е. Головчинер // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер. Гуманитарные науки (филология). - 2004. - № 3. - С. 20-27.

16. Горький Максим. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре / Максим Горький // Литературное обозрение. - 1988. - №9. - С. 99-112; №10. - С. 99-110; №12. - С. 85-101.

17. Горький М. Литературные портреты / М. Горький. - Изд - во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1967. - 468 с.

18. Горький М. Несвоевременные мысли: заметки о революции и культуре / М. Горький. - М.: Советский писатель, 1990. - 400 с.

19. Есаулов И. Жертва и жертвенность в повести М. Горького «Мать» / И. Есаулов // Вопросы литературы. - 1998. - №6. - С. 54-66.

20. Иванов Н. Н. Человек все может... лишь бы захотел. Пьеса А. М. Горького «На дне» / Н. Н. Иванов // Литература в школе. - 2003. - № 7. - С. 5-11.

21. Кунарев А. А. Комментарий к драме М. Горького «На дне» / А. А. Кунарев // Литература в школе. - 2007. - №5. - С. 18-22.

22. Колобаева Л. Горький и Ницше: (к обсуждению проблемы ницшеанства в творчестве молодого Горького) / Л. Колобаева // Вопросы литературы. 1990. - № 10. - С. 162-173.

23. Кравченко А. Проблема положительного героя в творчестве A. M. Горького. Спецсеминар / А. Кравченко, З. Е. Семенова. — Чебоксары, 1971. - 54 с.

24. Кузьмичев И. К. М. Горький и художественный прогресс. / И. К. Кузьмичев. - Горький: Волго-Вятское кн. изд - во, 1975. - 192 с.

25. Кузьмичев И. К. В нравственном мире Максима Горького. / И. К. Кузьмичев. - Волга, 1977, № 12, - с. 131-143.

26. Кузьмичев И. К. К вопросу о горьковской концепции человека. В кн.: Горьковские чтения. 1978: Материалы конференции «А. М. Горький - великий гуманист». Горький, / И. К. Кузьмичев. – М.: 1978, - с. 17-26.

27. Кузьмичев И. К. Литература и нравственное воспитание личности. / И. К. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 1980. - 176 с.

28. Кузьмичев И. К. «На дне» М. Горького: Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. Горький: / И. К. Кузьмичев. – Волго-Вятское кн. изд-во, 1981. - 223 с.

29. Крутикова Н. Е. В начале века. Горький и символисты / Н. Е. Крутикова. Киев: Наукова думка, 1978. - 307 с.

30. Любутин К. Н. Размышления на тему Максим Горький как философ / К. Н. Любутин // Философия и общество. - 2002. - № 1. - С. 5-16.

31. Михайловский Б. В. Творчество М. Горького и мировая литература 1892 - 1916 / Б. В Михайловский. - М.: Наука, 1965. - 648 с.

32. Михеичева Е. А. Творчество Л. Андреева: особенности психологизма и жанровые модификации: дис.... д-ра филол. наук. / Е. А. Михеичева. - М., 1995. - 433 с.

33. Муратова К. Д. Леонид Андреев / К. Д. Муратова // История русской литературы: в 4 т. Л., 1983. Т. 4. С. 330–372.

34. Любушин В. И. Принципы иносказательности в поэзии М. Горького / В. И. Любушин // Вестник Московского университета – 1976. - №5. – с. 3 – 12.

35. Овчаренко А. Горький Максим и литературные искания XX столетия / А. Овчаренко. - М.: Сов. писатель, 1971. - 285 с.

36. Овчаренко А. Публицистика М. Горького / А. Овчаренко. - М.: Сов. писатель, 1965. - 626 с.

37. Овчаренко, А. И. М. Горький и литературные искания XX столетия / А. И. Овчаренко. - М.: Сов. писатель, 1978. - 508 с.

38. Пранцова Г. В. «Слова, которые оформляют картины, характеры, идеи...». Рассказ М. Горького «Маленькая!...» VIII класс / Г. В. Пранцова, Н. Е Кутейникова // Русская словесность. - 2002. - № 8. - С. 27-34.

39. Примочкина Н. Н. Антиномия «Восток-Запад» в мировоззрении и творчестве М. Горького / Н. Н. Примочкина // Известия академии наук. Серия литературы и языка. - 2005. - № 1. - С. 10-22.

40. Печенкина А. О. Три театра Л. Андреева: онтология автора и ее отражение в модификациях драматического конфликта: автореф. дис. … канд. филол. наук. / А. О. Печенкина. - М., 2010. - 26 с.

41. Сапир А. М. Целостный анализ рассказа А. М. Горького Старуха Изергиль. Урок по опережающим заданиям / А. М. Сапир, Н. Л. Лейдерман // Литература в школе. - 2003. - № 7. - С. 29-35.

42. Самойлов В. В. Проблема революционного героизма в творчестве А. М. Горького (1892 - 1906 гг.). Учен. зап. Красноярского пед. ин-та, 1959, т.13, вып. З, - с. 3-38.

43. Сафронова Э. П. Особенности художественного сознания раннего М. Горького. / Э. П. Сафронова // Учен. зап. Уральского гос. ун-та, Свердловск, 1968, №84 (серия филологическая, вып.9), - с. 6-22.

44. Скабичевский А. «М. Горький, очерки и рассказы». В кн.: Критические статьи о произведениях Максима Горького. / А. Скабичевский. - СПб., 1901, с. 106-121.

45. Скабичевский А. Новые черты в таланте. М. Горького. В кн.: Критические статьи о произведениях Максима Горького. / А. Скабичевский. - СПб., 1901 - с. 125-145.

46. Селезнева М. А. Мастерство Горького - художника / М. А. Селезнева // Литература в школе. - 2006. - №7. - С. 29-31.

47. Спиридонова Л. Пленник «нелепого дома». О последних днях Горького / Л. Спиридонова // Родина. - 2000. - №8. - С. 71-76.

48. Сургучев И. Д. Иконка Горького / И. Д. Сургучев // Слово. - 1994. - №1 - 6. - С. 86-87.

49. Сухих С. И. Максим Горький и другие. Избранные статьи. / С. И. Сухих. - Н. - Нов - город, 2007. – 120 с.

50. Тарасова А. А. Работа Горького над текстами ранних рассказов: Подготовка собрания сочинений в издательстве «Книга». 19231927 годы. В кн.: О художественном мастерстве М. Горького: Сборник статей. / А. А. Тарасова. - М., 1960, - с. 332-374.

51. Тахо-Годи А. А. Миф и символ в сказке М. Горького «Девушка и Смерть». Научные доклады высшей школы: Филологические науки, 1968, № 4, - с. 3-11.

52. Троицкий В. Исторические реалии в пьесе М. Горького «На дне». - 196 / В. Троицкий. - Литература в школе, 1980, № 6, - с. 50-52.

53. Троицкий В. Ю. Пьеса А. М. Горького Дачники / В. Ю. Троицкий // Литература в школе. - 2003. - № 7. - С. 11-15.

54. Троицкий В. Ю. Пьеса М. Горького «На дне» / В. Ю. Троицкий // Литература в школе. - 1998. - №8. - С. 44-55.

55. Фолимонов С. С. «Чудесная, солнечная книга!»: по страницам очеркового цикла А. М. Горького «Сказки об Италии». VI класс / Фолимонов С. С. // Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 38-43.

56. Франк С. Л. Максим Горький / С. Л. Франк // Русская литература. - 1997. - №3. - С. 141-145.

57. Филоненко Н. Ю. Становление и развитие поэтики экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева 1898–1908 гг.: дис.... канд. филол. наук. Липецк, 2003. - 187 c.

58. Фрумкин К. О ложном гуманизме и настоящей магии. Взгляд на пьесу Горького «На дне» после прочтения Густава Майринка / К. Фрумкин // Нева. - 2006. - №9. - С.198-204.

59. Ханов В. А. «Без имени - нет человека!». О номинации действующих лиц в драме М. Горького «На дне» / В. А. Ханов // Литература в школе. - 2006. - №7. - С. 11-17.

60. Ханова В. А. Драма М. Горького «На дне»: истоки, проблемы, пути / В. А. Ханова // Литература в школе. - 1996. - №4. - С. 48 - 59.

61. Христофоров Е. А. М. Горький / Е. Христофоров. - Лениздат, 1965. - 165 с.

62. Художественные материалы музея А. М. Горького. Описание / М.: Наука, 1986. - 351 с.

63. Юзовский Ю. Горький о личности и массе. / Ю. Юзовский. - Звезда, 1957, № 6, - с. 154-167.

64. Юзовский Ю. Спор Горького с Достоевским (Лунев и Раскольников). / Ю. Юзовский // Вопросы литературы, 1959, № 5, с.: 104-144.

65. Юзовский Ю. Максим Горький и его драматургия. / Ю. Юзовский. - М.: Искусство, 1959. - 780 с.

66. Юзовский Ю. И. «На дне» М. Горького: Идеи и образы. / Ю. И. Юзовский. - М.: Художественная литература, 1968. - 144 с.

67. Шкапа И. Семь лет с Горьким / И. Шкапа. - М.: Сов. писатель, 1990. - 512 с.

68. Шумский А. М. Горький и советский очерк / А. Шумский. - 2 - е изд. - М.: Сов. писатель, 1975. - 367 с.

69. Шустов М. П. «Мудрая» старуха М. Горького / М. П. Шустов // Литература в школе. - 2006. - №7. - С. 6-10.

70. Hellman B. Леонид Андреев в начале Первой мировой войны. путь от «Красного смеха» к пьесе «Король, закон и свобода» // Hellman B. Встречи и столкновения. Статьи по русской литературе. Helsinki, 2000. (Slavica Helsingiensa 36). С. 71–88.