Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по гуманитарным дисциплинам \ Педагогика \ 4713. Курсовая работа Развитие творческого потенциала у дошкольников средствами дизайна

Курсовая работа Развитие творческого потенциала у дошкольников средствами дизайна

« Назад

Код роботи: 4713

Вид роботи: Курсова робота

Предмет: Педагогіка (Педагогика)

Тема: Развитие творческого потенциала у дошкольников средствами дизайна

Кількість сторінок: 40

Дата виконання: 2018

Мова написання: російська

Ціна: 350 грн

ВВЕДЕНИЕ

1. Проблема развития творческого потенциала детей дошкольного возраста

2. Детский дизайн, его особенности и виды

3. Методика обучения детей дошкольного возраста элементам дизайна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наук. - М.: Союз, 1979 - 60 с.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). – М.: Знание, 2008 – 168 с.

3. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. – 1982. - №11. - С. 32-38.

4. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997 – 154 с.

5. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994 – 45 с.

6. Евдокимова Л. М. Условия формирования творческого мышления // Детский сад: теория и практика. - 2011. - №5. - С. 12-13.

7. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2000 – 246 с.

8. Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания. - М.: Зимородок, 2006. - 415 с.

9. Комоед Н. И. Дизайнерская деятельность дошкольников. – М.: ООО ИД Белый ветер, 2011 – 70 с.

10. Конышева Н. М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. - №5. - С. 26-30.

11. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010 - 128 с.

12. Лыкова И. А. Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образовании // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 10. - С. 6-25.

13. Малиновская Л. П. Вопросы формирования дизайнерского мышления. - М.: Просвещение, 1994 – 138 с.

14. Пантелеев Г. Детский дизайн // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 26-30.

15. Пантелеев Г. Н. Детский дизайн - М.: Карапуз - дидактика, 2006. – 192 с.

16. Пантелеев Г. Н. Детский дизайн // Изобразительное творчество и дизайн в детском саду. – 2008. - №1. – С. 10-13.

17. Пантелеев Г. О детском дизайне // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 11. - С. 55-60.

18. Скрябина О. В. Развитие у детей 3-6 лет творческих способностей на основе дизайн – деятельности // Дошкольное воспитание.- 2008. №4. – С. 34-36.

19. Ярыгина А. Дети и графическая сценография // Дошкольное воспитание. - 2005. - №11. - С. 24-30.

20. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов // Дошкольное воспитание. - 2006. - №2. - С. 65-71.

21. Ярыгина А. Н. Графический дизайн // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. – С. 18-20.

ВВЕДЕНИЕ

В современной педагогической науке возрастает интерес к выявлению и развитию творческого потенциала детей и развитию творческой личности. Данная курсовая работа посвящена проблеме развития нового направления художественного воспитания детей дошкольного возраста - детскому дизайну, который даёт широкий простор творчеству.

В настоящее время вопрос о развитии творческого потенциала является актуальным, так как этот вид деятельности значим для художественно - эстетического и интеллектуального развития детей. Дизайн, как явление современной жизни, как вид искусства, как часть культуры не может не присутствовать в системе дошкольного образования. Интерес к дизайнерской деятельности в дошкольном возрасте и сохранение его в дальнейшем будет способствовать развитию у ребенка предметно - образных способов познания, невербального мышления и коммуникативных способностей.

Велика опасность того, что ребенок, ориентируясь на образец взрослых, будет склонен к шаблонной деятельности. Для того чтобы поощрять творчество ребенка следует вводить новые виды деятельности, повышающие собственную активность ребенка, развивающую его воображение и другие психические процессы, каковой и является детская дизайнерская работа.

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности - как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка

По детским дизайном мы понимаем новую художественно-продуктивную деятельность, которая рассматривается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Цель курсовой работы: определение возможности обучения детей дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития их творческого потенциала.

Объектом работы является процесс развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются условия развития творческого потенциала детей средствами дизайна

Задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретические положения по проблеме развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

2. Изучить понятие «детского дизайна», выделить его виды.

3. Описать методику обучения детей дошкольного возраста элементам дизайна.

Несмотря на большое количество исследований в области развития детского творчества, вопрос формирования творческого потенциала еще не до конца раскрыт. Ряд теоретических и практических исследований достаточно широко рассматривают вопросы обучения детей различным нетрадиционным техникам изобразительной деятельности, но вопросы природы развития воображения и методического сопровождения развития творческих процессов изучены недостаточно.

Отсюда вытекает противоречие между возросшими в силу времени потребностями детей осваивать элементы дизайнерской деятельности, требованиями общества к развитию творческой личности и недостаточными возможностями традиционного подхода к обучению и воспитанию. Следовательно, возникает необходимость использования таких методов и приёмов, которые содействовали бы развитию творчества у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов и является дизайн-деятельность.

Детский дизайн и его возможности в практике развития творческого потенциала детей дошкольного возраста рассматривали такие авторы как Пантелеев Г.Н., Скрябина О.В., Кузнецова О.В., Ярыгина А., Валиулина Е.А. Описание опыта работы представлено ими в основном в статьях профессиональных педагогических журналов.

Пантелеев Г. в своей работе описывает различные формы взаимодействия детей и взрослых через организацию разнообразных видов детского дизайна. Им освещены некоторые культурологические и воспитательно-образовательные аспекты детского дизайна, представлены тематические циклы художественно-творческих занятий с детьми, даны советы и рекомендации педагогам и родителям.

Кузнецова О.В. отмечает значимость дизайн - деятельности в художественно-эстетическом развитии, творческом самовыражении детей. В своей статье она поместила примерный перспективный план работы воспитателя подготовительной группы по внедрению дизайн - деятельности в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Использование фитодизайна и графического дизайна в работе с детьми считает наиболее приемлемыми Ярыгина А.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования творческого потенциала детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является наиболее актуальной, так как творческие способности в жизни ребенка играют исключительно важную роль в его развитии как личности.

Под творческим потенциалом мы понимали индивидуальные особенности качества человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности.

Целью курсовой работы было определение возможности обучения детей дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития их творческого потенциала.

В теоретической части нашей работы мы раскрыли значение понятия творческий потенциал, а также определили понятие детского дизайна, его типы и виды, проблему обучения этой деятельности детей дошкольного возраста и методику организацию занятий по дизайн-деятельности.

В результате изучения и анализа теоретических наработок в области детского дизайна нам удалось показать, что путем целенаправленной, рационально построенной работы можно прогнозировать формирование у дошкольников особого стиля мышления, которое мы назвали «дизайнерским мышлением». Для данного вида мышления характерно понимание основных критериев гармоничной вещи, таких как: целесообразность, художественная выразительность, чувство стиля и эстетическое отношение к миру вещей.

Нам также удалось обосновать то, что формирование творческого потенциала детей дошкольного возраста наиболее успешно протекает при соблюдении определенных условий: учебно - дизайнерских, социально - эмоциональных, эвристико - дидактических, индивидуально - творческих, что подтверждает положения теоретической части исследования.

В результате исследования нами был решен вопрос, касающийся организационных условий, а также подробно раскрыты методы, приемы, формы работы с детьми по формированию у них дизайнерских умений и навыков. Все это имеет большое значение для развития творческой личности ребенка, формировании у него эмоционально-ценностного отношения к миру, умения самовыражаться в дизайнерской деятельности. Также в процессе дизайн - деятельности у детей развиваются психические познавательные процессы, уровень развития которых влияет на дальнейшее обучение в школе и успешность в жизни.

В ходе теоретического исследования нами было описано, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого потенциала детей, тем более что дошкольный возраст - сенситивный период для развития этого процесса.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их результативное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться ним с симпатией и теплотой.

К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Таким образом, можно сказать, что под давлением времени, вопрос обучения детей элементам дизайна стала невероятно актуальным, изучение его только-только начинается, возможно, уже на подходе несколько серьезных трудов по этой проблеме. Но сейчас объем источников невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка.