Дипломная работа Социальная защита детей на примере Одинцовского муниципального района Московской области
Код роботи: 4457
Вид роботи: Дипломна робота
Предмет: Социальная защита (Соціальний захист)
Тема: Социальная защита детей в Одинцовском муниципальном районе Московской области
Кількість сторінок: 95
Дата виконання: 2018
Мова написання: російська
Ціна: 1400 грн
Введение
Глава 1. Теоретико-метологические основы социальной защиты
1.1. Понятие и сущность социальной защиты
1.2. Основные принципы и формы социальной защиты детей
1.3. Муниципальный опыт организации социальной защиты детей
Выводы глава 1
Глава 2. Анализ организации социальной защиты детей в Одинцовском муниципальном районе Московской области
2.1. Потребности Одинцовского муниципального района в социальной защите детей
2.2. Общая характеристика Одинцовского управления Минсоцзащиты Московской области
2.3. SWOT-анализ системы управления социальной защитой детей
Выводы глава 2
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию работы Одинцовского управления Минсоцзащиты в области социальной защиты детей
3.1. Рекомендации по совершенствованию технологии социального обеспечения детей
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Выводы глава 3
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В современном мире социальную работу принято рассматривать с позициисоциального явления, являющего собой специфичную модель социальной поддержки, которую социумосуществляет в конкретной временной период, вместе с особенностями культурного, политического совершенствования и политики страны [1]. Это - предельно широкое толкование понятия социальной работы.
В узком понимании социальная деятельность - это общественно-необходимая работа, нацеленная на социальную охрану личности, прав и считающаяся гарантом стабильности общества, должна препятствовать увеличению маргинальных слоев социума [2].
Социальная деятельность, ее существо, формы и методы реализации неотделимы от проблем совершенствования. Действуя в системе социальных отношений, социальная работа влияет на их регулирование, реализацию функций, которые гарантируют жизнедеятельность и конкретного человека, и всего социума [3].
Под социальной охраной понимается общность законодательно определенных экономических, социальных, правовых обеспечений и прав, общественных институтов и учреждений, гарантирующих их осуществление и опосредующих условия для жизни многих социальных слоев, особенно, социально уязвимых [4].
На сегодняшний день одной из актуальных проблем современного общества является социальная защита детства.
Дети, как недостаточно развитые в силу своего возраста для самостоятельной жизни, всегда нуждались в опеке взрослых, и в сфере федеральной власти и МСУ — в социальной охране. Содержание детей, удовлетворение потребностей, охрана от невзгод и рисков были и остаются необходимой потребностью человека, общности, государства.
Актуальность проблемы увеличивается и тем, что в нашем государстве не имеется целостной, обоснованной и обеспеченной необходимыми ресурсами системы социальной охраны детства. Опыт многих государств, в том числе и РФ, говорит о том, что самым результативным субъектом осуществления политики охраны детства считаются институты МСУ. На этом критерии возникает возможность в увеличенной степени учесть общую совокупность социальных, медицинских и остальных проблем; социальная охрана детства на местном уровне имеет адресные, индивидуализированные черты, содействующие ее позитивности и эффективности; возникают условия для рациональной реализации материальных, коммуникативных и остальных ресурсов МСУ в интересах несовершеннолетних.
Совершенствование системы охраны детства и управления такой системой на местном уровне, является актуальным, в теоретическом и практическом отношениях.
В разработку теоретических основ понятия детства внесли Ф. Бэкон, М. Монтель, Д. Юм, Ж. Руссо, И. Кант, Джон Локк, Эмиль Дюркгейма и другие. Рассмотрение детства как социального феномена особое значение имеют работы Е. М. Рыбинского, В. А Варывдина, И. П. Клементович, Т. Н. Поддубной, П. Д. Павленка [5], Е. И. Холостовой [6], Н. В. Лазуренко. В работах этих авторов рассматриваются сущность и нормы правового регулирования социальной защиты детства, социальная защита отдельных категорий детей, детей из семей социального риска, дается характеристика социальной службы семьи и охраны материнства и детства в Российской Федерации.
Стоит отметить, что ввиду своей актуальности данная тема широко освещается как в специализированной, так и в периодической печати.
Целью магистерской диссертации является разработка предложения по совершенствованию системы социальной защиты детей на примере Одинцовского муниципального района.
Исходя из поставленной цели исследования рассматриваются следующие задачи:
- исследовать понятие и сущность социальной защиты детей;
- рассмотреть основные формы и принципы социальной защиты детей;
- исследовать структуру и функции социального обеспечения детей в Одинцовском управлении Минсоцзащиты Московской области;
- исследовать особенности организации деятельности Управление социальной защитой населения Одинцовского района Московской области;
- разработать рекомендации по совершенствованию структура социального обеспечения детей;
-дать оценку эффективности разработанных предложений.
Объектом исследования - магистерской диссертации является система защиты детства в Одинцовском муниципальном районе.
Предметом исследования – отношения между государственными и муниципальными органами социальной защите детей в Одинцовском муниципальном районе.
Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, логического анализа, общей теории социальной работы, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области.
Анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, которая предполагает, что совершенствование социальной защиты детей на муниципальном уровне способствует улучшению ситуации в целом по вопросам социальной защиты детства.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты настоящего исследования могут быть реализованы в практической работе специалистов управления социальной защиты.
Поставленные задачи определили следующую структуру данной работы: последняя состоит из введения к настоящей работе, трех последовательных глав, заключения и списка литературы.
[1] Социальная работа / под общ. ред. В. И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов н/Д, 2005. – С.3
[2] Там же, - С.3.
[3] Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие. / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорина. – М.:ИНФРА – М, 2002. – С.7
[4] Словарь-справочник по социальной работе / под общ. ред. Е. И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997. – С. 238.
[5] Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005.; Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие. / под ред. П. Д. Павленка – М.: Дашков и К, 2005.;
[6] Теория социальной работы. Учебник / под. ред. проф. Е. И. Холостовой.-М.: Юристъ, 1999.; Холостова Е. И. Социальная работа: Учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2005.; Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе. – М.: Дашков и К., 2006.
Заключение
Система социальной защиты граждан - институт осуществления экономической политики, цель которого - гарантированность общественной стабильности и экономического совершенствования общества.
Основными элементами системы социальной охраны являются гарантии, индексация, страхование и поддержка. Составляющими функций МОТ являются социальна защита, страхование, помощь.
Детство - пространственно-временной промежуток (с момента рождения до 18 лет), время возникновения и совершенствования главнейших функций организма, его становления как личности. Основным правовым документом, закрепляющим право на социальную защиту за несовершеннолетним является Конвенция ООН "О правах ребенка". Объект социальной охраны детства - лица не достигшие 18 летнего возраста. Основными признаками соц. защиты населения являются всеобщность и доступность; многообразие форм социальной охраны детства в форме пенсий, льгот; единство и дифференциация охраны детства; реализация социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; права каждого ребенка на социальную защиту. Принципами соц. защиты детей являются: всеобщность и доступность базовых форм защиты, многообразие форм и видов защиты, единство и дифференциация охраны детства, осуществление социального обеспечения, охрана права любого ребенка на защиту. Формами соц. защиты детей являются: постановления и решения уполномоченных органов, программы.
В качестве муниципального опыта регулирования соц. защиты детей рассмотрена система Sitex и её подсистема ГИС "ЭСРН" "Учреждения социального обслуживания", а также персонифицированный учёту потребителей социальной поддержки от муниципальных образований.
Основными законодательными актами регулирования соц. защиты в Одинцовском районе являются:
- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
- указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012, № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Практической реализацией является разрабатываются меры социальной защиты, которые призваны обеспечить на территории района единое пространство сферы социальной политики, определить основные мероприятия, направленные на стабилизацию жизненного уровня детей и обеспечение их социальной защищенности, и представляет собой комплексную систему мер дополнительной поддержки.
Анализ показателей социального обслуживания населения и данных о стационарных учреждениях соц. обслуживания свидетельствует об улучшении социальной обстановки в области. В тоже время, сокращение числа мест в учреждениях для престарелых и инвалидов является негативной тенденцией, т.к. муниципальная власть сокращает финансирование социально значимых мест для незащищённых слоёв населения.
В районе запушен проект "Доступная среда", цель которого - на основе четырёх специализированных школ обеспечить организацию соц. сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тер. подразделение мин. соц. защиты Московской области начало функционировать с 2005 года. за 18 лет деятельности Одинцовского управления Минсоцзащиты Московской области существенно увеличились перечень базовых направлений деятельности, число социальных выплат и деятельности социальной поддержки, услуг населению. Самым значительным шагом в развитии соц. поддержки населения стало возникновение в Одинцовском муниципальном районе "Централизованной системы регистрации граждан, имеющих социальные льготы и др. виды помощи". Так, был введен совокупный порядок регистрации лиц, обладающих правом на социальную помощь.
Приведено некоторые мероприятия с сфере соц. обеспечения жителей региона, в частности проиндексировано значительное количество выплат ветеранам, труженикам тыла, реабилитированным, признанным пострадавшими от репрессий, 820-ти людям выдано звания "Ветеран труда", ежегодный социологический опрос жителей, увеличения количества санаторного лечения за счёт муниципалитета, предоставление компенсации за отдых несовершеннолетних сотрудников, введена новая коррекционно-развивающая технология "Мозарт-диагностика", представляющая синтез игротерапии и психоанализа. Социальные услуги реализовывались в рамках частичной оплаты 196-ти лиц пожилого возраста, 5 - в рамках полной оплаты, 60 - бесплатно. За отчетное время получили помощь 169 человек, единовременное пособие при рождении - 1224. Организован пункт проката средств реабилитации.
SWOT-анализ системы управления социальной защитой детей - средство получения мгновенной "картинки" позиции анализируемого объекта и основывается на принципе стратегического соответствия внутренних возможностей системы (ее сильных и слабых сторон) и внешней среды.
В центре внимания СВОТ-анализа находились четыре ключевые концепции:
1) объединенный подход к обслуживанию со стороны "ключевых" ведомств и негосударственного сектора;
2) ориентация на клиента в обслуживании детей и семей;
3) доступность для всех граждан информации об услугах;
4) профилактическое обслуживание и совершенствование диагностирования на ранней стадии.
В качестве рекомендаций по совершенствованию технологии социального обеспечения детей предоставлена стратегия развития основной упор в которой установлен на создание информационного портала на базе платформы Sitex, которая себя зарекомендовала о этого в Омске. Предоставлена структура информационного веб-ресурса. Для осуществления данного мероприятия необходимо нанять специалиста извне. Для того, чтобы утвердить кандидатуру человека, претендующего на должность разработчика программного продукта необходимо провести ряд действий, которые должны обеспечить объективность сделанного выбора. Затраты на оплату труда задействованных в проведении ряда мероприятий специалистов составят 12 570 рублей, и не связанные с прямыми затратами: отчисления с з/п - 3 771 руб. и на расходные материалы, канцелярию и другое - 3 946,2 руб. Капитальные затраты на внедрение программного продукта составят 55287,2 руб., расходы на содержание персонала - 13000 руб. Совокупная стоимость социального портала составит 55287,2 рублей.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты и иные акты органов государственной власти РФ:
1. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // «Собрание законодательства РФ», 08.0001, N 2, ст. 163.
3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
5. Федеральный закон от 30.1011 N 357-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2012 год» // «Российская газета», N 272, 02.12.2011.
6. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
9. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах».
10. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 427.
11. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
12. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.
14. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 07.03.2011) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СПС «Консультант Плюс».
15. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012).
16. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
17. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.
18. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
19. Постановление Минтруда РФ N 26, ФСС РФ N 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002) «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами» (вместе с разъяснением Минтруда РФ N 3, ФСС РФ N 02-18/05-2256 от 04.04.2000) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.05.2000 N 2238) // СПС «Консультант Плюс».
20. Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести, умерших, ставших инвалидами) в связи с выполнением служебных обязанностей» // СЗ РФ. 1999. N 35. Ст. 4321.
21. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию».
22. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (ред. от 01.03.2011) «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
23. Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 N 1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан».
24. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2460.
25. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
26. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н (ред. от 27.0012) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2009 N 15909).
27. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 06.09.2011) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.2008 N 12189) // «Российская газета», N 190, 10.09.2008.
28. Письмо «Минздравсоцразвития РФ от 08.10.2009 N 4719-17 <О дополнительных оплачиваемых выходных днях для ухода за детьми-инвалидами» // «Официальные документы в образовании», N 7, март, 2010.
Специальная литература
29. Радуто В. И. О правовом наполнении понятия «социальная защита» // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1. С. 15 - 17.
30. Шайхатдинов В. Ш. О некоторых правовых вопросах социального обеспечения в странах ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства // Российский юридический журнал. 2012. N 5. С. 191 - 195.
31. Сабодаш А. Н. Правовые аспекты социальной защиты ветеранов боевых действий // Российский юридический журнал. 2011. N 6. С. 190 - 200.
32. Снежко О. А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7. С. 7 - 8.
33. Морозова Е. Л. К определению социальной политики и социальной защиты // Доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социологии в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 259 - 263.
34. Чепурной А. Г. Социальная защита инвалидов боевых действий в Российской Федерации. Монография. М., 2006. С. 61, 155 - 156 и др.
35. Радуто В. И. О правовом наполнении понятия «социальная защита» // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1. С. 15 - 17.
36. Григорьев С. И. Социальная работа с молодежью / С. И. Григорьев. М.: Гардарики, 2006. - С. 11.
37. Капицын В. И. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Общерос. журн. соц. работы. 1998. - №8. - С. 31.
38. Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х гг. СПб., 1998. - С. 20-21.
39. Социальная политика: парадигмы и приоритеты: моногр. / под ред. В. И. Жукова. М., 2000. - С. 88.
40. Зайнышев Э. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994. С. 6.
41. Социальная политика: Учебник. / Под общей редакцией Н. А. Волгина. М., 2003. С. 9.
42. Социальная политика, уровень и качество жизни: словарь. М.: ВЦУЖ, 2001. С. 113.
43. Додонов В. Н., Панов В. П., Румянцев О. Г. Международное право. Словарь-справочник. М., 1997. С. 5; Международное право / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2000. С. 43.
44. Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009. 656 с.
45. Гармаш А., Аносов М. Правовые основы замещающей семьи // ЭЖ-Юрист. 2012. N 20. С. 4.
46. Гусева Т. С. Метод сравнительного исследования в праве социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2011. N 2. С. 4 - 6.
47. Антропов В. В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС: Дис... д-ра экон. наук. М., 2007.
48. Шумило М. М. Аксиоматический метод и правовые аксиомы при исследовании проблем социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 2. С. 37 - 41.
49. Масленников А. В. Правовые аксиомы: Автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.00.01. Владимир, 2006. С. 12 - 13.
50. Экимов А. И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984. С. 57.