Курсовая работа Решение проблемы личности и гуманизма в философии эпохи Возрождения
Код роботи: 4454
Вид роботи: Курсова робота
Предмет: Философия (Філософія)
Тема: Решение проблемы личности и гуманизма в философии эпохи Возрождения
Кількість сторінок: 24
Дата виконання: 2017
Мова написання: російська
Ціна: 250 грн
Введение
Глава 1. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения
Глава 2. Основные направления решения проблем человеческой личности
Заключение
Список использованной литературы
Эпоха Возрождения по праву считается одним из важнейших и прекраснейших периодов в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Зародившись в Италии, на рубеже XV-XVI вв. гуманистическое мышление Ренессанса захватило и заальпийские страны - от Англии и Нидерландов в Германии и Швейцарии, от стран Пиренейского полуострова в Польшу и Венгрию (Северный Ренессанс).
Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) в истории культуры Западной и Центральной Европы - это эпоха перехода от средневековой культуры к культуре нового времени. Это была эпоха пересмотра человеком его представлений о мироустройстве, законах природы и общественного развития и, самое главное, о себе самом, о своей сущности и предназначении в этом мире. XIV-XVI века были временем великих географических открытий, утверждения гелиоцентрической системы мира Николаем Коперником, что существенно изменило представления человека о размерах Земли и о месте, которое она занимает во вселенной.
В работах Парацельса и Везалия впервые после античности отразился интерес к строению человека, что положило начало развитию научной медицины и анатомии. Переосмыслению подвергались и общественные науки – история и политика впервые стали рассматриваться как процесс взаимодействия и столкновения групп людей, отстаивающих определнные интересы (Жан Боден, Макиавелли).
Удивительных высот достигает искусство Возрождения, произведения которого стали одной из самых ярких и в определенной степени недосягаемой по уровню мастерства и духовной насыщенности страницей истории художественного творчества человечества. То есть, во всех сферах жизни царил небывалый подъём – интеллектуальный и духовный.
Объектом данного исследования является философия эпохи Возрождения на разных её этапах, предмет его составляет гуманистическое направление философской мысли Ренессанса.
Цель работы – представить философию гуманистов эпохи Возрождения в в её развитии – от Проторенессанса до периода Позднего возрождения, уделив особое внимание проблемам человеческой личности, рассматриваемым в трудах философов того времени.
Наиболее важным процессом Ренессанса, давшим толчок к развитию во всех сферах жизнедеятельности, было отрицание классических идеалов человека средневековья - аскета-монаха или рыцаря-воина. На смену им приходит новый идеал яркой, сильной личности, которая, стремясь достичь счастья на земле, развивает и утверждает творческие способности своей активной натуры. Эти черты были присущи гуманистам как представителям нового типа людей. Среди них были люди разных профессий и положения в обществе, но их объединяло одно – высокий гуманистический пафос, вера, что человек предназначен для счастья на земле.
Эпоха Возрождения, охватывающая около трёх веков (XIV-XVII) не оставила великих философских систем, а философская мысль, по словам В.П Кохановского, развивалась в русле «осовременивающего воспоминания» [11], значение её трудно переоценить, так как она обосновала идею доверия к естественному человеческомк разуму, заложила основі философии, свободной от религиозного диктата.
Гуманизм возникает как светское свободомыслие эпохи Возрождения. Основной проблемой эпохи Возрождения является проблема отношения человека к человеку и его деятельности. Человек Ренессанса - это, прежде всего, уникальная индивидуальность, которой свойственны гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта, разносторонние знания. Именно эпоха Возрождения дала миру немало выдающихся индивидуальностей, которые отличались энциклопедическими знаниями, целеустремленностью.
Яркой чертой философии Возрождения был антропоцентризм. Человек традиционно был важным объектом философского анализа и неоднократно в истории философии становился центральным звеном в системе связей универсума. Гуманистическая философия Возрождения интересуется прежде всего земным назначением человека.
Гуманизм как идеология Возрождения сыграл главную роль в обновлении общей культуры эпохи. Прежде всего, он сформировал новое отношение к человеческой личности, признал индивидуальность одним из самых ценных человеческих качеств. Гуманистической идеологии также присуще новое понимание природы. «Реабилитация» природы означала подход к ней как к объекту научного исследования и начало развития нового естествознания на основе новой методологии. Гуманистическая культура изменила отношение к научной традиции, к способу получения и трактовки знаний о мире, сам характер научной информации.
Гуманистическая педагогика способствовала формированию нового типа человеческой личности - многосторонней, свободной, независимой от догм и традиций, с развитым чувством собственного достоинства в отношениях с современниками и предшественниками в истории.
Итак, развитие философской мысли в эпоху Возрождения свидетельствует рождение нового мировоззрения, основными чертами которого являются натурализм и рационализм. Основной признак философии Возрождения - светский, земная направленность. Философия Возрождения создала основу и условия для перехода от средневековых философских традиций в философии Нового времени. В этом заключается ее значение и этапный исторический характер.
1. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм: пер. с нем. / К. Бурдах. - М.: РОССПЭН, 2004. - 207 с.
2. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. — М.: Высшая школа, 1980.. – 396 с.
3. Дмитриева Н. А. Философия гуманизма и просвещения: критерии, специфика, проблематика русского неокантианства / Н. А. Дмитриева // Философские науки. - 2007. - N 1. - С. 101-119.
4. Иванов А. А. Научно-гуманистическая мысль и становление западноевропейской пенитенциарной системы в XVIII - первой половине XIX в. / А. А. Иванов // Юридическое образование и наука. - 2005. - N3. - С. 33-36.
5. Культурология: учебное пособие / сост., отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 303 с.
6. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982.
7. Марков Б. В. Философская антропология: учебное пособие для вузов / Б. В. Марков. - 2-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 349 с.
8. Нижников С. А. Философия: учебник / С. А. Нижников. - М.: Проспект, 2006.
9. Парандовский Я. Алхимия слова. Львов, 1971.
10. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985.
11. Основы современной философии: учебник для вузов / М. Н. Росенко, [и др.], отв. ред. М. Н. Росенко. - СПб.: Лань, 1997. - 301 с.
12. Кохановский В. П. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995.