Дипломная работа Речевая ситуация на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных действий у младших школьников
Код роботи: 4448
Вид роботи: Дипломна робота
Предмет: Русский язык и литература (Російська мова та література)
Тема: Речевая ситуация на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных действий у младших школьников
Кількість сторінок: 129
Дата виконання: 2017
Мова написання: російська
Ціна: 1500 грн
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников посредством создания речевых ситуаций на уроках русского языка
1.1. Формирование коммуникативных действий у детей как одна из основных задач современного школьного образования
1.2. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
1.3. Речевая ситуация на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей
Глава 2. Формирование коммуникативных действий у младших школьников в процессе экспериментального обучения
2.1. Содержание и логика организации исследования
2.2. Обучающий эксперимент
2.3. Итоговая диагностика
Заключение
Библиография
Приложения
Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленным низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, недостаточностью государственного и социального контроля над ходом и динамикой психического развития детей в дошкольном периоде в условиях многообразия программ дошкольного образования и расплывчатости его инвариантного ядра. Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».
Возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального образовательного стандарта.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные психологические методы и система коррекционно-развивающих занятий, основанные на совместной деятельности в парах (ученик-ученик и ученик-педагог), и в малых группах.
Вышеуказанные позиции определили актуальность и позволили уточнить проблему исследования, заключающуюся в поиске путей наиболее эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в психологической и педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первых классов».
В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована литература по теме исследования;
2. Рассмотрено формирование коммуникативных действий у детей в современном школьном образовании;
3. Рассмотрено психолого-педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
4. Изучены речевые ситуации на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей.
На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования универсальных учебных действий младших школьников. Проведенное исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на ее недостаточную изученность в теории и практике современного образования.
Введение
В процессе обновления начального образования, ориентированном на кардинальное изменение приоритетов целей обучения, на первый план выносится развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая развитие личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей.
В связи с этим возрастает значимость предметов гуманитарного цикла, таких, как русский язык и литературное чтение, в формировании личности младшего школьника, его духовно-нравственного мира, его ценностно-ориентационной культуры.
Процесс сохранения и развития культуризации страны во многом зависит от образования, в частности от школы, от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственной, правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащении культурой учебно-воспитательного пространства урока и внеклассного мероприятия.
Основными направлениями деятельности для каждого педагога стали:
- развитие индивидуальных, культурных, творческих способностей каждого ученика;
- индивидуальный подход в обучении и воспитании;
- формирование коммуникативных умений и навыков.
Центральное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных умений и навыков.
Всем хорошо известна та роль, которую играет речь как средство общения. Умение говорить, а также писать ясно, последовательно, убедительно и правильно – не только показатель культуры, но и одно из условий активного участия человека в общественной жизни страны. Действительно, есть ли что-нибудь важнее хорошо развитой речи? Без нее не может быть настоящих успехов в учении, не будет настоящего общения между людьми. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно. Несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, в практике работы школ данную проблему нельзя считать полностью решённой.
Речевая среда, которая окружает ребенка, не всегда удовлетворяет школу, а обучение речи пока имеет определенные недостатки. Как отмечает Н. И. Жинкин, основная трудность развития речи в школе состоит в том, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи». Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у ученика возникла потребность в коммуникации» [Жинкин Н. И, 1996:1].
Актуальность концепции развития коммуникативных универсальных учебных действий для начального общего образования диктуется следующими обстоятельствами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоидентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации и никак не может быть предоставлена воле случая;
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.
Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленным низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, недостаточностью государственного и социального контроля над ходом и динамикой психического развития детей в дошкольном периоде в условиях многообразия программ дошкольного образования и расплывчатости его инвариантного ядра. Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».
Возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального образовательного стандарта.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные психологические методы и система коррекционно-развивающих занятий, основанные на совместной деятельности в парах (ученик-ученик и ученик-педагог), и в малых группах.
Вышеуказанные позиции определили актуальность и позволили уточнить проблему исследования, заключающуюся в поиске путей наиболее эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в психологической и педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первых классов».
Тема выпускной квалификационной работы: «Речевая ситуация на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных действий у младших школьников».
Объект исследования: формирование коммуникативных действий у младших школьников.
Предмет исследования: речевая ситуация на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных действий.
Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках окружающего мира систематически применять комплекс приемов и методов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных действий учащихся начальных классов.
Цель: выявление особенностей создания речевой ситуации на уроках русского языка для формирования коммуникативных действий у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования
2. Рассмотреть формирование коммуникативных действий у детей в современном школьном образовании;
3. Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
4. Изучить речевые ситуации на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей.
В работе использованы такие методы исследования, как метод подбора литературных источников, метод анализа, метод сравнения и эмпирические методы.
Работа структурирована следующим образом: введение, две главы, заключение, библиография. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников посредством создания речевых ситуаций на уроках русского языка. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в процессе исследования были рассмотрены вопросы формирования коммуникативных действий у детей в современном школьном образовании.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшей работе по теме.
Библиография
1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 122 с.
2. Арбатский Д. И. Основные способы толкования значений слова / Д. И. Арбатский // Русский язык в школе. 2009. №3. С. 4.
3. Арефьева О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Начальная школа. 2012. №2. С. 74-78.
4. Асмолов А. Г., Салмина Н. Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий [Текст]. М.: Просвещение, 2010. 160 с.
5. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. - 416 с.
6. Атарщикова Е. Н. Теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: Преподавание русского языка: Учебно-методический комплекс. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. - 332 с.
7. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программа по русскому языку // Программы для общеобразовательных учреждений. М., 2010. – 213 с.
8. Баранов М. Т. Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе / М. Т. Баранов, В. Е. Мамушин. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 2007. - 184 с.
9. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя / М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 2008. - 191 с.
10. Баринова Е. А. Методика русского языка: Учеб. пособие / Е. А. Баринова. М.: Просвещение, 2011. - 368 с.
11. Башкатова Ю. А. Организация работы по развитию коммуникативной сферы младших школьников / Ю. А. Башкатова // Психология обучения. 2011. №12. - С.111-118.
12. Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.
13. Будякова Т. П. Знаково-символическая деятельность и ее генез / Т. П. Будякова. Елец: Изд-во Елец.гос. ун-та им. И. А. Бунина, 2005. - 48 с.
14. Буренкова Н. В. Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках русского языка / Н. В. Буренкова // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 3. - С. 33-35.
15. Вахрушев А. А., Горячев А. В., Данилов Д. Д., Бунеева Е. В., Чиндилова О. В., Козлова С. А. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступенях начального образования (образовательная система «Школа 2100») // Начальная школа. - 2011. - №4. - С. 4.
16. Возняк И. В. «Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС». Волгоград, издательство «Учитель», 2012. – 231 с.
17. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. Пособие для вузов / Т. М. Воителевва. М.: Дрофа, 2007. 319 с.
18. Воронина Т. П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методические аспекты). М.: Информатик, 2005. - 224 с.
19. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 96 с.
20. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М: Педагогическое общество России. 2003. - 512 с.
21. Герасимова О. В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после. 2011. №5. - С. 75-78.
22. ГОСТ 2. 105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам»: введен Постановлением Госстандарта России от 8 августа 1995 г. № 426. М.: Стандартинформ, 2005. - 30 с.
23. ГОСТ 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»: введен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст. М.: Стандартинформ, 2008. - 20 с.
24. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 2006. - 544 с.
25. Запятая О. В. «Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников». Волгоград, издательство «Учитель», 2012. – 122 с.
26. Зимненко В. А. Формирование универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в свете ФГОСНОО // Начальная школа. 2013. № 5. - С. 58-60.
27. Игнатенко А. В. Информационная среда и развитие коммуникативных навыков младшего школьника / А. В. Игнатенко // Начальная школа. 2013. № 5. - С. 58-60.
28. Интернет-ресурс: Комплект методик психолого-педагогической диагностики универсальных учебных действий http://goronoozersk. ru/sites/default/files/naprav_deayt/slujba_sopr/psihology/complexdiagnostikfgos.pdf (Дата обращения 25.06.2012).
29. Калмыкова И. Р. Методика проведения лексико-синтаксической подготовки к сочинению / И. Р. Калмыкова // Лингвистические знания – основа умений и навыков: Сб. статей / Сост. Т. А. Злобина. М.: Просвещение, 2009. - С. 149 – 159.
30. Кодухов В. И. Лингвистические основы развития речи / В. И. Кодухов // Лингвистические основы аспекта программы «Развитие речи»: Сб. научных трудов. СПб., 2009. - С. 18 – 27.
31. Косикова Л. В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Л. В. Косикова // Психология обучения. 2014. № 2. - С. 114-121
32. Костомаров В. Г. Вопросы культуры речи в подготовке преподавателей-русистов. // Теория и практика преподавания русского языка и литературы: Роль преподавателя в процессе обучения. М., 2009. - С. 11.
33. Кронгауз М. Сочинение: за и против // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2009. №22 (190), июнь.
34. Куклина Г. Ф. Создание сочинений-образцов на уроках развития речи по русскому языку. Нижний Новгород, 2007. – 111 с.
35. Кулагина И. Ю. Младшие Школьники: особенности развития. М., 2009. – 122 с.
36. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 2003. – 144 с.
37. Лидман-Орлова Г. К. Содержание и методика развития речи на уроках изучения теории языка / Г. К. Лиман-Орлова // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Сб. статей / Сост. А. Н. Матвеева. М.: Просвещение, 2008. - С. 90 – 102.
38. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. М.: Просвещение, 2007. - 213 с.
39. Литневская Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. М.: Академический проект, 2008. - 590 с.
40. Локтионова И. Ю. Знакомство первоклассников с некоторыми лингвистическими понятиями // Начальная школа. 2010. №10. - с.17 – 21.
41. Лысова О. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка / О. В. Лысова // Русский язык в школе. 2013. № 5. - С. 32-35.
42. Львов М. Р. Основы-развития речи младших школьников // Начальная школа. 2011. № 7. - С. 9.
43. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников / М. Р. Львов. М.: Просвещение, 2005. – 176 с.
44. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» / М. Р. Львов. М.: Просвещение, 2008. - 240 с.
45. Марахова В. А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2013. № 3. - С. 23-26.
46. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 2010. - 368 с.
47. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2008. - 240 с.
48. Мишанова О. Г. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников // Теория и практика образования в современном мире. СПб: Реноме. 2013. - С. 102-106.
49. Могилев А. В. Новые образовательные стандарты: давай разберемся! // Народное образование. 2011. №5. - С. 32-39.
50. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 688 с.
51. Обследование детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии: Из опыта работы И. А. Малышевой, учителя-дефектолога областного государственного бюджетного учреждения «Центр психолого-медико-педагогической помощи». – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. - 24 с.
52. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз., 2009. - 750 с.
53. Основы методики русского языка в 4 – 8 классах: Пособие для учителей / Под ред. А. В. Текучева. М.: Просвещение, 2008. - 381 с.
54. Парубченко Л. Б. Проблемы школьного сочинения: история и современность // http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0088410.pdf.
55. Пахнова Т. М. Знания о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков / Т. М. Пахнова // Лингвистические знания – основа умений и навыков: Сб. статей / Сост. Т. А. Злобина. М.: Просвещение, 2008. С. 102 – 124.
56. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности, направленное на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2011. № 3. С. 116-122.
57. Пешковский А. М. Наш язык: Книга для учителя. М. 2009.– Ч. 1.– С. 21
58. Пещерова О. В. Методические рекомендации по руководству самостоятельной деятельностью студентов в процессе педагогической практики по теме: «Обогащение словарного запаса младших школьников» (Теория. Дидактические игры.) // http://wiki.iteach.ru/images/ %8F.pdf.
59. Подласый И. П. Педагогика начальной школы, Москва, 2004. – 90 с.
60. Прохорова С. Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников // Управление начальной школой. 2013. №8. - С. 3.
61. Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителей / А. В. Прудникова. М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
62. Пушкин А. А Система письменных работ в методическом наследии Ц. П. Балталона // http://www.science-education.ru/pdf/2011/6/268.pdf.
63. Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы: Из опыта работы Екатерины Гавриловны Лавришиной, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с. Камышовка. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009. - 32 с.
64. Реан А. А. Психология личности. СПб: Питер. 2013. - 288 с
65. Самойлова Е. А. Создание речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинения // Начальная школа. 2002. - №10 - с. 51 – 53.
66. Синицын В. А. Путь к слову / В. А. Синицын. М.: АО «Столетие», 2007. – 96 с.
67. Система творческих заданий по развитию коммуникативных навыков учащихся / Т. И. Башук // Начальная школа. 2013. № 5. С. 28-32. - Библиогр.: с. 32.
68. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе: Учеб. для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / А. В. Текучев М.: Просвещение, 2008. - 414 с.
69. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведенй / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2005. – 320 с.
70. Требования к выпускной квалификационной работе. СПбГУ. URL: psy.spbu.ru›uploads/students/GAK/1.treb_titul.doc (дата обращения: 28.08.2013).
71. Турчин А. С. Педагогическая психология: учеб. пособие / А. С. Турчин. М.: Изд-во Иван. гос. ун-та, 2000. - 104 с.
72. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. М.: Экзамен, 2005. - 528 с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
74. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников Теличко О. А. Культура. Наука. Интеграция. 2012. Т. 17. № 1. С. 54-58. http://elibrary.ru/item.asp?id=17791784.
75. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно- методического комплекта. Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. - С. 433-437. http://elibrary.ru/item.asp?id=21736772.
76. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А. Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2011. – 123 с.
77. Чиндилова О. В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. 2011. №2. - С. 3-6.
78. Шакина Г. В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества / Г. В. Шакина // Начальная школа плюс до и после. 2012. №5. - С. 17-22.