Курсовая работа Типология семьи в современной России
Код роботи: 4297
Вид роботи: Курсова робота
Предмет: Социология (Соціологія)
Тема: Типология семьи в современной России
Кількість сторінок: 26
Дата виконання: 2018
Мова написання: російська
Ціна: 350 грн
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Основные понятия, сущность и критерии типологии семей
1.2. Методологические подходы исследования типологии семей
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТИПОЛОГИИ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Социально-демографические типы и особенности современной семьи в России
2.2. Анализ социологических типов современной российской семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Общественные трансформации – информационная революция, глобализация, демократизация общества – повлияли на основы социальной системы, привели к изменению социальных институтов и повседневной жизнедеятельности человека. При данных обстоятельствах, проблемы самореализации личности, межличностных коммуникаций становятся предметом многих научных методологий и исследований, в частности гендерных студий. На основе этого, актуальность данной работы определяется следующими позициями.
Во-первых, изменение категориального аппарата и методологии обществоведческих исследований: институализация гендерных исследований в систему науки и образования предопределяет пересмотр существующих теоретических практик по социальной роли и мужчины, и женщины. В частности, актуальной становится проблема реализации как женской, так и мужской индивидуальности, поскольку границы ее репрезентации были заданы господствующими стереотипами: мужчина руководствуется инструментальной ценностью профессиональной самореализации, женщина – экспрессивной ценностью.
Современная система социальных взаимоотношений меняет доминирующую долгое время одновекторную модель самореализации в современной семье. Проявляя себя в разных видах деятельности, и женщина, и мужчина, пытаются реализовать как маскулинные, так и феминные черты характера.
Современная женщина все чаще совмещает материнство и профессиональную самореализацию, а современный отец, в отличие от «традиционного», больше занимается уходом и воспитанием детей. Наблюдается расширение границ самореализации как для женщины, так и для мужчины.
Во-вторых, гендерная образованность. Знания о биологические и социальные факторы в процессе формирования гендерной идентичности, гендерных ролей направлено на:
- успешную гендерной социализации личности; формирование гендерной культуры социума;
- гармонизацию межличностных коммуникаций и общественных отношений;
- развитие беспристрастного отношения к процессу личностной самореализации, безотносительно половых характеристик человека.
Кроме того, это делает возможным восприятие обществом взаимозаменяемости гендерных ролей в семье.
В-третьих, взаимозаменяемость гендерных ролей. Современное общество начинает предлагать и мужчине, и женщине равные возможности в выборе профессиональной деятельности. Это свидетельствует как о демократизацию общественных отношений и создание равных возможностей для личностной самореализации и женщине, и мужчине, так и о трансформации содержания гендерных ролей. Женщина / мужчина стремится самореализоваться как профессионал, а не только в традиционной роли. Однако, необходимо отметить существование гендерной вариации, что содержится в каждой роли: даже если гендерная роль является одинаково приемлемой для каждого и не зависит от пола человека, женщина и муж ее выполняют по-разному.
В-четвертых, механизм самореализации. Он направлен на практическое воплощение личностью социальной активности. В данном случае, таким механизмом выступают социальные институты – семья, образование, государство. Как механизм самореализации современная семья раскрывает характер общественных взаимоотношений в системе «личность – общество», где самореализация выступает принципом включенности индивида к такому типу отношений.
Концепция гендерного равенства данное противоречие решает при помощи равномерного распределения домашних обязанностей между женщиной и мужчиной в современной семье. Институт образования через анализ отношений между мужчиной и женщиной формирует систему знаний, ориентированную на преодоление гендерной асимметрии и закрепления идей гендерного равенства, что привело к разнообразию типов современной семьи. Государство обеспечивает поддержку стратегии гендерного равенства путем законодательства.
Объект исследования – процесс самореализации семьи в современном российском обществе.
Предмет исследования – различие типов семьи как условие самореализации личности в современном российском обществе.
Цель курсовой работы заключается в социально-философской концептуализации сущности и роли гендерного равенства в процессе самореализации личности в семье.
Достижение цели работы предполагает формирование и решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные понятия, сущность и критерии типологии семей;
- определить специфику методологических подходов исследования типологии семей;
- раскрыть содержание социально-демографических типов и особенностей современной семьи в России;
- провести анализ социологических типов современной российской семьи.
Структура исследования направлена на реализацию поставленной цели и задач и состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка использованной литературы.
Во все времена семья была консервативной малой группой, никогда поспешно не реагировала на различные воздействия окружающей среды, а стремилась целостно их осмыслить и принять взвешенное решение, которое бы соответствовало ее интересам.
Семья - ячейка общества, своеобразный коллектив, организованный совсем иначе, чем школьный. Члены семьи, разные по возрасту, часто и по профессии, имеют родственные связи. Взаимоотношения членов семьи строятся на взаимной любви, уважении, поддержке во всех делах. Общение детей в семье с родителями, старшими братьями и сестрами, дедушками и бабушками обогащает жизненный опыт детей, дает им первые нравственные уроки.
Особое место в семейной структуре принадлежит ролевым ожиданиям и ролям, которые выполняет каждый член семьи. Систему взаимодействий и отношений членов семьи в соответствии с ролевых предписаний характеризует ролевая структура. Ее формирование испытывает влияние ценностей, традиций и обычаев, сложившихся в обществе, регионе в целом и семьи в частности, ближайшего социального окружения и личностного опыта членов конкретной семьи, правовых норм, традиций, регламентирующих права и обязанности каждого из них.
Семья–группа людей, объединенных узами брака и родства, которая ведет отдельное домашнее хозяйство, в лоне семьи происходит взаимодействие ее членов, выполняющих соответствующие роли: мужа и жены, матери и отца, сына и дочери, брата и сестры. Семья создает и сохраняет общую культуру.
Важнейшей функцией семьи является комплексность, то есть семья может удовлетворить каждую потребность в комплексе, которую невозможно распределить между другими людьми, не являющимися членами семьи. Такой взгляд на функции семьи, отличает семью от других, похожих на нее малых групп (например, от пары влюбленных).
Сейчас в российской социологии усиливается интерес к проблемам семьи как малой социальной группы. Это во многом объясняется тем, что разрушение тоталитарного режима и болезненный переход к качественно новому типу общества, сопровождается кризисными явлениями, сделал семью одним из центральных ячеек жизни человека, обусловил его растущую приватизацию.
В переходный период в российском обществе появились несколько различных моделей семьи. Этот феномен связан с глубокими социальными изменениями, имеющих глобальные и национальные характеристики и выражаются в изменении ценностных парадигм. Традиционная парадигма заменяется инновационной, личностно ориентированной, направленной на саморазвитие и автономию личности в вопросах выбора стратегии поведения.
Семья - институт, творит культуру определенного общества и влияет на нее. Это, без преувеличения, первооснова любого общества. Семья выступает не только следствием выявления и утверждения элементарных природных эмоций человека (любви, ненависти, сексуальности, эмоций, связанных с жертвенностью, религиозными взглядами и т.д.), а также пространством, на котором происходит формирование и воспроизводство поколений, воспитания и институциализация человека.
1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. / А. И. Антонов, В. М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2016. – 304 с.
2. Анурин В. Ф. Социология семьи / В. Ф. Анурин. - М.: Академический проект, 2015. - 496 c.
3. Бачинин В. А. История социологии семьи / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. - М.: Лань, 2014. - 384 c.
4. Боровик В. С. Основы социологии семьи / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. - М.: Высшая школа, 2015. - 392 c.
5. Громов И. А. Западная социология: моногр. / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. - М.: ДНК, 2017. - 560 c.
6. Западно-европейская социология / ред. В. И. Добреньков. - М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 2015. - 352 c.
7. История теоретической социологии. Том 3. - М.: Канон, 2017. - 448 c.
8. Кареев Н. И. Основы русской социологии / Н. И. Кареев. - М.: СПб: Ивана Лимбаха, 2015. - 286 c.
9. Култыгин В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. - М.: Наука, 2017. - 526 c.
10. Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии / Г. Я. Миненков. - М.: Экономпресс, 2016. - 352 c.
11. Петер Л. Личностно-ориентированная социология / Л. Петер. - М.: Академический проект, 2016. - 648 c.
12. Реснянская Л. Л. Семья и социология / Л. Л. Реснянская, Л. Н. Федотова. - М.: Московский Университет, 2016. - 200 c.
13. Степанов Е. И. Современная семья: общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. / Е. И. Степанов. — М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 176 с.
14. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию семьи / В. В. Семенова. - М.: Добросвет, 2012. - 292 c.
15. Сирота Н. М. Общая Социология / Н. М. Сирота, С. А. Сидоров, и др. - М.: ООО ИКЦ, 2017. - 120 c.
16. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учебное пособие. Гриф Российской Академии образования. - М.: МПСИ, 2015. — 584 с.
17. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии / Г. Г. Татарова. - М.: Nota Bene, 2015. - 224 c.