Курсовая работа Организация кружковой работы в начальной школе
Код роботи: 4226
Вид роботи: Курсова робота
Предмет: Педагогика (Педагогіка)
Тема: Организация кружковой работы в начальной школе
Кількість сторінок: 75
Дата виконання: 2018
Мова написання: українська
Ціна: 600 грн
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Сущность кружковой работы
1.2. Состояние исследуемой проблемы в теории и практической деятельности начальной школы
1.3. Модель кружковой работы
ГЛАВА II. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Содержание и методики опытной работы кружковой работы
2.2. Реализация занятий кружка «Умелые ручки» в 3 классе
2.3. Анализ результатов опытной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальности темы. В рамках школьной программы наиболее подходящей формой дополнительного образования является факультатив и кружки. Главная задача кружковой работы – это активизация процесса познавательной деятельности учащихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного материала.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, в материалах Концепции духовно-нравственного развития учащихся, являющейся «идеологической и методологической основой ФГОС», внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе: «Внеурочную деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы».
В данной курсовой работе на тему: «Организация кружковой работы в начальной школе» для решения данной проблемы предлагается разработка курса «Умелые ручки». Это интересное направление и его изучение способствует формированию художественно-творческих способностей, развитию эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее изучена организация кружковой работы. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью кружковой работы и недостаточной разработанностью в теории и практике.
Это обусловило актуальность нашего исследования и определило его проблему, которая заключается в выявлении кружковой работы в начальной школе.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Организация кружковой работы в начальной школе».
Целью исследования явилось конструирование и апробация кружковой модели.
Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.
Предмет – кружковая работа в начальной школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что кружковая работа будет эффективной, если:
- определены теоретические основы;
- установлены и реализованы педагогические модели кружковой работы в начальной школе.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические и практические предпосылки реализации сущности кружковой работы в начальной школе при изучении философской и психолого-педагогической литературы.
2. Определить состояние исследуемой проблемы в теории и практической деятельности начальной школы.
3. Опытно – экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели кружковой работы в начальной школе.
В основу работы были положены такие принципы, как:
1. Научность. Следование данному принципу предполагает использование принципов и законов научного исследования, четкое определение используемых понятий и т.д.
2. Системность. Следование данному принципу предполагает выстраивание исследования в стройную и четкую систему, составные элементы которой логично взаимосвязаны друг с другом.
3. Объективность. Следование данному принципу предполагает критическое отношение к понятиям и теориям, отказ от предвзятого отношения к фактам, а также формулирования выводов, не отражающих существующее положение дел в рассматриваемой ситуации.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, моделирование, опытная работа.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (поисково-теоретическом: июнь 2014 года) изучалась психолого-педагогическая литература, проводилось наблюдение за деятельностью учителей, что позволило изучить современное состояние проблемы исследования и сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования.
На втором этапе (опытно-экспериментальном: сентябрь – октябрь 2014 года) разрабатывалась модель кружковой работы, проводились беседы и анкеты с педагогами образовательных учреждений, внедрялся комплекс занятий по кружковой работе.
На третьем (заключительно-обобщающем: декабрь-январь) печатались статьи и тезисы, формулировались основные выводы, производилось их внедрение в практику, осуществлялось литературное оформление курсовой работы.
Программа кружка «Умелые ручки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
Образовательная программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с солёным тестом, с пластилином, со спичками. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт, и состоит уникальное значение кружка «Умелые ручки».
В результате проведенного педагогического эксперимента была выявлена динамика изменения памяти младших школьников. В экспериментальной группе показатели развития памяти значительно выше, чем у учащихся контрольной группы.
В ходе исследования были подобраны упражнения и игры для развития памяти, используемые на уроках в общеобразовательной школе.
По данной проблеме для выявления зависимости развития воображения от изобразительной деятельности нами были изучены и проведены методики П. Торренса, Е. Е. Туник, Богоявленской Д. Б.
Констатирующий эксперимент позволил определить уровень развитости творческого воображения и показал, что данная психическая функция развита довольно слабо (70 –80 % составляют средний и низкий уровни).
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам спланировать работу по формирующему эксперименту. С целью повышения уровня творческого воображения нами были разработаны и внедрены занятия, содержащие серию упражнений и игр, направленных на развитие данной психической функции.
Сопоставив результаты, полученные после второго среза, мы увидели, что уровень творческого воображения в экспериментальном классе стал выше (50 % - составили высокий уровень), а контрольном почти не изменился.
При сравнении результатов до и после проведения формирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что целенаправленная работа с использованием специальных упражнений в изобразительной деятельности и активное участие в ней младших школьников способствует развитию высокого уровня творческого воображения. На данном этапе нашу работу можно считать завершенной, так как основной целью экспериментально-опытного исследования было выявление влияния изобразительной деятельности на уровень воображения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выгонов В. В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие / В. В. Выгонов. - М.: Слово, 2000. - 134 с.
2. Выгонов В. В. Я иду на урок в начальную школу: трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителей / В. В. Выгонов. - М.: Владос, 2002. - 140 с.
3. Журба А. Ф., Юрченко Н. А. Трудовое обучение. 3 класс. Учебник / А. Ф. Журба, Н. А. Юрченко. — 2-е изд., пересмотр. и доп. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. — 88 с.
4. Зуева О. Л. Уроки труда в начальной школе. Пособие для учителя. / О. Л. Зуева. / под ред. В. Н. Даванова. - М: Илекса, 2006. - 120 с.
5. Иванова Т. Г., Матяш Н. В. и др. Технология. 3 класс. Учебник. — Под ред. Симоненко В. Д. — 2-е изд., перераб. — М.: Вентана–Граф, 2013. — 128 с.
6. Конышева Н. М Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: учебное пособие. / Н. М. Конышева. - М.: Владос, 2000. -88с.;
7. Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. Учебное пособ. Для студентов сред.пед. завед. / Н. М. Конышева. - М.: Академия,1999 - 192 с.
8. Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие / Н. М. Конышева. - М.: Ассоциация XXI, 2006. - 296 с.
9. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. / учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Кругликов. - М.: Академия, 2004. – 418 с.
10. Куревина О. А., Лутцева Е. А. Технология. Прекрасное рядом с тобой. 3 класс. Учебник / О. А. Куревина, Е. А. Лутцева. — 2-е изд., перераб. — М.: Баласс, 2012. — 64 с
11. Куревина О. А., Лутцева Е. А. Технология. Прекрасное рядом с тобой. 3 класс. Учебник. — 2-е изд., перераб / О. А.Куревина, Е. А. Лутцева. — М.: Баласс, 2012. — 64 с.
12. Николаенко Н. Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. Учебно-методическое пособие. / Н. Н. Николаенко, С. Н. Худоярова, Т. Н. Николаенко. - М.: Граф-пресс, 2006. - 260 с.
13. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. / Н. Г. Пищикова. – М.: Из-во: Скрипторий, 2006. - 104 с.
14. Проснякова Т. Н. Технология. Уроки мастерства. 3 класс. Учебник. — 4-е изд., испр / Т. Н. Проснякова. — Самара: Учебная литература; Издательский дом "Федоров", 2011. — 96 с.
15. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова Н. В. Технология. 3 класс. Учебник / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова. — M.: Просвещение, 2013. — 144 с.
16. Сидоренко В. К., Котелянец Н. В. Трудовое обучение. 3 класс. Учебник / В. К. Сидоренко, Н. В. Котелянец. — Х.: Сиция, 2012. — 128 с.
17. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Технология. 3 класс. Учебник / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.: Астрель, 2013. — 142 с.
18. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1 класса / Н. А. Цирулник, Т. Н. Проснякова. - Самара: "Федоров", Учебная литература, 2005 г. - 80 с.
19.Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н., Умные руки. Книга поделок (Учебник для 3-го класса) / Н. А. Цирулник, Т. Н. Проснякова - Самара, «Учебная литература», 2005. – 80 с.
20. Юрченко Н. А., Журба А. Ф. Трудовое обучение. 3 класс. Учебник / Н. А. Юрченко, А. Ф. Журба. — 2-е изд., пересмотр. и доп. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 73 с.