Дипломная работа Рама в интерьере эпохи барокко
Код роботи: 4223
Вид роботи: Дипломна робота
Предмет: Культура Российской империи (Культура Російської імперії)
Тема: Рама в интерьере эпохи барокко
Кількість сторінок: 82
Дата виконання: 2018
Мова написання: російська
Ціна: 2200 грн
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ БАРОКО
1.1. Cмысл главных понятий темы исследования
1.2. Основные стили рам для картин
1.3. Анализ картин и рам разных эпох
1.4. Характерные особенности рам стиля барокко
ГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАМ ЗАПАДНОГО БАРОККО
2.1. Палаццо Барберини. Внешнее описание строения
2.2. Внутреннее описание картин Палаццо Барберин
2.3. История создания Версаля
2.4. Архитектурный стиль Версаля и его картины
ГЛАВА 3. РАМЫ КАРТИН РУССКОГО БАРОККО ПЕРИОДА РАСТРЕЛЛИ
3.1. Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе
3.2. Картины Эрмитажа в Царском селе
3.3. Сравнение стилей рам русского барокко с западным барокко
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Возникновение стиля связано с общим кризисом гуманизма и наступлением феодально-церковной реакции, выступавшей против рационалистических, светских тенденций в искусстве, против научных открытий, подрывающих идеологические устои католицизма. Борьба «силы разума» нового времени и средневекового мистицизма сопровождалась острыми социальными противоречиями.
Актуальность работы. Первые обрамления родились в архитектуре. Своеобразными рамами для дверей являлись порталы, рамами для окон пилястры, а рамами для изображений в рельефе фронтоны и фризы. Сама идея обрамления во все времена сочетала в себе две функции утилитарную функцию и декоративную. В философии рамы прослеживается дуалистическое начало: появление обрамления и рам связано с отрывом изображения от стены, с появлением станковой живописи. Первой живописью в интерьере были монументальные росписи: египетские росписи в гробницах, римские фрески, фрески в пещерах Индии, росписи дворцов на греческом острове Крит. Но со временем картина перестала быть только неотъемлемой частью интерьера, что было связано с переменой места жительства человека, и стала переносным самостоятельным произведением искусства. Возможно, к этому времени можно отнести и появление идеи обрамления и появление первых рам для картин.
Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью, и в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени -смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому было бы интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях.
Взволнованность и впечатляющую силу барокко стремилась использовать в своих интересах римско-католическая церковь для укрепления веры в народе. Этот стиль поддерживали и правители, которые видели в нём средство, чтобы показать своё могущество и власть. Поэтому барокко получило особый размах там, где господствовала католическая вера или о его распространении заботились правители. В конце концов барокко покорило почти всю Европу и, благодаря испанцам, достигло Америки, где его до сих пор называют «испанским стилем».
Объектом исследования является совокупность необходимых условий для успешного изучения рамы в интерьере на протяжении эпохи барокко.
Предметом исследования является рама в интерьере эпохи барокко.
Степень научной разработанности проблемы. Значительные по объёмам исследования по изучению разных вариантов рамы в интерьере на протяжении эпохи барокко проведены такими учеными, как С. С. Алексеев, Г. Н. Манов, Э. В. Бурлай, Н. В. Витрук, Е. В.Тарасова, В. Н. Горицкий.
К проблеме обращались также Л. Вентури, Дж. Ревалда, О. Рейтерсверда. Н. Одноралова считает, что мастеров постепенно вытеснили фабричным производством багета с симметричным бордюрным рельефом. Такой способ упростил профилировку и декорирование и позволил изготовлять рамы в больших количествах. Картинные рамы практически повторяют формы художественных рам с их гладкими, плоскими поверхностями, дополнительно выделенными (в силуэте рамы) углами, нарядной резной композицией, лежащей на верхнем листе и выходящей за поле рамы.
Цель исследования заключается в анализе доступной литературы за выбранной темой исследования, анализе основных подходов к классификации направлений барокко, рассмотрение путей развития и значения данного направления для развития человечества.
Задачи исследования можно сформулировать так:
- провести обзор научной литературы по данной проблеме;
- описать основные стили рам для картин и дать анализ картин и рам разных эпох;
- перечислить характерные особенности рам стиля барокко;
- проанализировать архитектурные особенности рам Западного барокко (палаццо Барберини и история создания Версаля);
- рассмотреть рамы картин русского барокко периода Растрелли (Екатерининский (Большой) дворец и картины Эрмитажа в Царском селе);
- провести сравнение стилей рам русского барокко с западным барокко.
Методология и методы исследования: аналитическая оценка научной литературы; систематизация и обобщение; статистический анализ литературных данных.
Новизна исследования. Впервые проведен широкий литературный поиск с детальным анализом научной информации. Систематизированы и адаптированы полученные результаты.
Структура работы. Представленная дипломная работа состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованной литературы и приложения. За время работы обработано 61 литературных источников. Содержание дипломной работы изложено на 73 страницах машинописного текста.
Источниками информации для решения вышеперечисленных задач являются сборники научных трудов, монографии, периодическая литература, учебники и справочники, периодические журналы.
В результате проведенного исследования можно сделать такие выводы:
Проведен анализ научной литературы по выбранному направлению исследования. Даны наиболее удачные определения главных понятий темы исследования.
В работе рассмотрены основные стили рам для картин и акцентировано внимание на том, что обрамления эпохи ренессанса отличались низким рельефом и симметрией и они были выполнены из дерева с использованием римского античного декора: портиков, полу иконок, жемчужных нитей. Тогда как в венецианских рамах для портретов зачастую были использованы изображения фамильных гербов и рельефные изображения профилей предков. В эпоху постмодерна, когда выбор деревянного багета необычайно велик, подобрать раму к картине - особое искусство. В раме проявится вкус и эстетические пристрастия владельца. Поэтому следует быть внимательным и к изображению, и к интерьеру, прислушиваться к ним, чтобы рама не нарушила их внутреннего содержания и баланса.
Проведен анализ картин и рам разных эпох, где показано что с развитием перспективы в живописи и усилением правдоподобности в передаче красками действительности, у рам для картин появились сложные и тонкие профилировки - как бы целый ряд небольших ступенек, нисходящих к изображению. Такие рамы помогали зрителям погружаться в мир изображенного, усиливали впечатление глубины и перспективы картины.
Отдельно проведено исследование характерных особенностей рам стиля барокко, где для барокко всегда характерна показная роскошь, но от классического стиля он сохранил такую важную черту, как симметрия. Настенная роспись в барокко получил чрезвычайное распространение. В отделке интерьеров применяется много цвета и крупных, богато украшенных элементов: потолок с фресками, мраморные стены и камины, другие мраморные детали и позолоченные украшения. А характерной особенностью барокко является проникновение светского мировоззрения во все сферы художественной деятельности.
Проведено исследование архитектурных особенностей рам Западного барокко на примере палаццо Барберини и Версаля, где показано, что рамы для картин в Версале как бы вовлекают зрителя в живописное пространство. Часто даже на прямоугольных холстах изображены овальные обрамления. Овалы наиболее употребляемы для портретов, придают некоторую интимность. Рамы с рельефом из гирлянд цветов, фруктов или растений, перевитых лентами, выглядели особенно помпезно. Описаны рамы картин русского барокко периода Растрелли и проведено их сравнение с европейским барокко.
Показано, что оформление рамы как целостного культурного феномена происходит в живописи - актуальном для данного времени виде искусства, одном из наиболее чутко реагирующих на трансформации культуры и общественного сознания. Камиль Писсарро утверждал: «Наши учителя - Это Клуэ, Николя Пуссен, Клод Лоррен, XVIII век с Шарденом и группа 1830-х годов с Коро». Для творчества характерно не слепое подражание великим живописцам прошлого в технике и стиле, не механическое заимствование художественных открытий предшественников, но - качественная переработка, синтез лучших в истории искусства достижений и претворение их в жизнь актуальными для эпохи художественными средствами.
Результаты проведенной работы представляют значительный теоретический и практический интерес для студентов и ученых, работающих в данной области в качестве информационного источника, содержащих анализ типов рам в интерьере стиля барокко.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абеляшева Г. В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль / Г. В. Абеляшева. - Л.: Искусство, 1994. - 256 с.
2. Алленов М. М., Евангулова О. С. Русское искусство X - начала XX в. / М. М. Алленов, О. С. Евангулова - М.: Искусство. - 1989. - 184 с.
3. Алпатов М. Архитектура ансамбля Версаля. / М. Алпатов - М.: Издательство Академии Архитектуры, 1940. - 106 с.
4. Апчинская Н. Выставка французской живописи из Вашингтона / Н. Апчинская // Пространство картины: сб. статей / сост. Н. О. Тамручи. - М.: Сов. художник, 1989. - 368 с.
5. Астахов О. Ю. Особенности самоидентификации личности в процессе художественного освоения мира в период культурного кризиса России конца XIX начала XX века: автореферат диссертации / О. Ю. Астахов. - Кемерово, 2000. - 18 с.
6. Бражнев И. А., Баташкова А. Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. / И. А. Бражнев, А. Н. Баташкова - М.: Сварог ИК. - 2000. - 160 с.
7. Вельфин Х. Ренессанс и барокко / Х. Вельфин. М.: Познание, 1989. - 340 с.
8. Виноградов М. А. Барокко - жемчужина неправильной культуры XVII века / М. А. Виноградов. - М.: Эдельвейс, 1999. - 158 с.
9. Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). / Ю. Б. Виппер - М.: Художественная литература, 1990. - 318 с.
10. Владимирова С. А. Эстетика барокко: причины появления, происхождение термина / С. А. Владимирова. М.: Гардарика, 1994. - 203 с.
11. Волкова Д. В., Новиков А. Ю. Культурология / Д. В. Волкова, А. Ю. Новиков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 320 с.
12. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры / В. Н. Воскобойников. - М.: МГУК, 1996. - 288 с.
13. Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков. - М.: Искусство. 1963. - 479 с.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 350 с.
15. Гамбрих Э. История искусства / Э. Гамбрих. - М.: АСТ, 1998. - 688 с.
16. Гривнина А. С. Искусство XVIII Века в Западной Европе. / А.С. Гривнина - М.: Издательство Академии Художеств СССР. 1963. - 74 с.
17. Гуляницкий Н. Ф. Традиции классики и черты Ренессанса в архитектуре Москвы XV XVII вв. / Н. Ф. Гуляницкий // АН. - М.. 1978. 26. - С. 13-30.
18. Дмитриева H. A. Передвижники и импрессионисты / H. A. Дмитриева // Из истории русского искусства 2-й п. XIX - н. XX века: сб. исследований и публикаций / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания Министерства культуры СССР. - М., 1978. - С. 18-39.
19. Дрюк М. А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм / М. А. Дрюк // Вопросы философии. 2004. - №10. - С. 102-113.
20. Згура В. В. Проблема возникновения барокко в России / В. В. Згура// Барокко в России. - М., 1926. - С. 13-42.
21. Евсина Н. А. Архитектурная теория в России XVIII в. / Н. А. Евсина - М., 1975. - С. 29.
22. Елисеева О. Музеи мира / О. Елисеева. - М.: Мир энциклопедий Аванта+. 2006. - 184 с.
23. Ильин М. А. К вопросу о природе архитектурного убранства "московского барокко" / М. А. Ильин // Древерусское искусство. XVII век. - М., 1964. - С. 232 235.
24. Ионина Н. А. Сто великих городов мира / Н. А. Ионина. - М.: Вече, 2002. - 280 с.
25. Коломийцев В. Ф. Познание культуры / В. Ф. Коломийцев. - М.: Искусство, 2001. - 340 с.
26. Кон-Винер История стилей изобразительных искусств / Кон-Винер. - М.: СВАРОГ и К, 2000. - 218 с.
27. Конькова Е. А. Версаль / Е. А. Конькова. - М.: Вече. 2008. - 238 с.
28. Кочик О. Импрессионизм / О. Кочик // Западноевропейское искусство второй половины XIX века: сб. ст. / под ред. Б. Р. Виппера, И. Е. Даниловой. - М.: Искусство, 1975. - С. 17-37.
29. Лиманская Л. Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания / Л. Ю. Лиманская. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004. - 223 с.
30. Лихачев Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. 3-е изд., испр. и доп. / Д. С. Лихачев - М.: Согласие, 1998. - 470 c.
31. Логиш C. B. Импрессионизм в поэзии Поля Верлена: автореферат диссертации / C. B. Логиш. - М., 1987. - 24 с.
32. Локтев. В. Л. Барокко от Микеланджело до Гварини / В. Л. Локтев. - М., «Архитектура-С», 2004. - 230 с.
33. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1978. - 626 с.
34. Максаковский В. П. Всемирное культурное наследие / В. П. Максаковский. - М.: Логос, 2002. - 320 с.
35. Малюга Ю. А. Культурология / Ю. А. Малюга. - М.: Просвещение. - 1998. - 145 с.
36. Офицеров С. А. Диалогическая культура эпохи барокко / С. А. Офицеров - М.: Книжная лавка, 1997. - 206 с.
37. Полищук В. И. Культура: мир познания и жизни / В. И. Полищук, М. М. Новикова Б. В. Емельянов. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2008. - 380 с.
38. Померанц Г. Две модели познания / Г. Померанц // Померанц Г. Выход из транса. - М.: Юрист, 1996. - С. 41-53.
39. Прокофьев В. Н. Постимпрессионизм / В. Н. Прокофьев. - М.: Искусство, 1973. - 216 с.
40. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве // Отв. ред. Е. А. Виллер - М.: Наука, 1966. - 450 с.
41. Русское искусство барокко // Отв. ред. М. А. Алексеева. - М.: Наука, 1970. - 250 с.
42. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века / А. Н. Сахаров. - М.: Просвещение, 1999г. - 210 с.
43. Сборник «Барокко в славянских странах». - М, «Наука», 1982. - 174 с.
44. Силичев Д. А. Культурология: Учебное пособие для вузов / Д. А. Силичев. - М.: ПРИОР, 1998. - 352 с.
45. Семилет Т. А. Проблема кризиса культуры в новоевропейском сознании: автореферат диссертации / Т. А. Семилет. - СПб.: Питер, 1997. - 40 с.
46. Свечкарева В. Р. Цивилизационное взаимодействие "Запад-Восток": философско-методологический анализ: автореферат дис. кандидата философских наук: 09.00.11 / В. Р. Свечкарева. - Волгоград, 2008. - 24 с.
47. Симонова Е. В. История государства и народов России: Метод. пособие для учителей. / Е. В. Симонова - М.: Дрофа,2004. - 179 с.
48. Тельтевский П. А. Проблемы барокко в русской архитектуре: Автореф. дис.... д-ра искусствоведения. / П. А. Тельтевский - М., 1965. - 210 с.
49. Турчин В. Судьба пейзажа в эпоху пленэра / В. Турчин // Искусствознание. 1999. - № 2. - С. 249-270.
50. Усенко Л. В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века / Л. В. Усенко. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. - 240 с.
51. Федоров-Давыдов A. A. У истоков русского «импрессионизма» / А. А. Федоров-Давыдов // Русская живопись XIX века: сб.ст. / под ред. В. М. Фриче. - М., 1929. - С. 116-131.
52. Фейнберг Е. Л. Секреты живописи старых мастеров / Е. Л. Фейнберг, Ю. И. Гренберг. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 317 с.
53. Филиппов В. А. Импрессионизм в русской живописи / В. А. Филиппов. - М.: Белый город, 2003. - 320 с.
54. Фишер P. E. Искусство буддизма / Р. Е. Фишер. - М.: СЛОВО, 2001. - 224 с.
55. Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П. А. Флоренский; сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева). - М.: Мысль, 2000. - 446 с.
56. Фриче В. М. Социология искусства / В. М. Фриче. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 208 с.
57. Хилтухина Е. Г. Проблема «Запад-Восток» в изучении художественной культуры: автореферат диссертации. кандидата философских наук: 09.00.04. / Е. Г. Хилтухина. - Л., 1984. - 24 с.
58. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. - М., 1992. - 364 с.
59. Шёрбер У. Замки и дворцы Европы. Пер. с нем. / У. Шёрбер - М., БММ АО, 2003. - 200 с.
60. Юнак А. Е. Диалог восток-запад как проблема философии культуры: На примере развития диалога культуры Японии и Европы XVIII-XX веков: автореферат диссертации кандидата философских наук: 09.00.13. / А. Е. Юнак. Ростов-н/Д., 2006. - 24 с.
61. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. М.: Академический проект, 2001. – 240 с.