Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по гуманитарным дисциплинам \ Риторика \ 3058. Практическое занятие №3, Оратор и аудитория, искусство взаимодействия

Практическое занятие №3, Оратор и аудитория, искусство взаимодействия

« Назад

Код роботи: 3058

Вид роботи: Практичне заняття

Предмет: Риторика (Риторика)

Тема: №3, Оратор и аудитория, искусство взаимодействия

Кількість сторінок: 25

Дата виконання: 2017

Мова написання: російська

Ціна: 400 грн

ЗАДАНИЕ 1

Прокомментируйте следующие высказывания и попробуйте сформулировать требования, которые предъявляются к публичному выступлению. Выскажите свою точку зрения:

«Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика» (А. Михальская).

«Удачным можно считать то выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией» (Ф. Снелл).

«Доказательства следует не считать, а взвешивать» (античная риторика).

«Лаконичность не в том, чтобы говорить кратко, а в том, чтобы не сказать лишнего» (Цицерон).

«Порой люди помнят, о чем шла речь, только по примерам» (А. Стешов).

«Люди легко верят тому, чего страстно желают» (Вольтер).

«Прекрасно только то, что легко понять» (А. Франс).

«Что сильнее действует на воображение, то не скоро выбьется из головы» (Н.В.Гоголь).

«Говори не то, что хочешь сказать, а то, что хотят услышать те, кто тебя слушает» (античная риторика).

«Задумайся сам, а всем преподнеси свою задумчивость как всеобщую» (античная риторика).

«Главное - правильно назвать. Потому как, если сказать - месть, то и все деяние определить как зло. Назовешь же возмездие - и уже дело твое правое» (Г. Щербакова).

«Чем важнее и серьезнее предмет, тем веселее нужно рассуждать о нем» (Г. Гейне).

«Информация должна волновать, вызывать нервную дрожь, трепет и должна быть рассчитана на вовлечение читателя, слушателя или зрителя, на его эффект присутствия. Главное в информации не смысл, а ее подача» (Г.М. Маклауэн).

Вопрос: Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно?

 

ЗАДАНИЕ 2

Сформулируйте основной принцип, лежащий в основе управления аудиторией. Проанализируйте предлагаемые способы и средства реализации этого принципа. Какие из них, по вашему мнению, следует отнести к обязательным, а какие носят дискуссионный характер?

1. Умение хорошо говорить с трибуны, даже по написанному, дано не каждому. Во-первых, сам текст должен быть ясным, но не упрощенным, серьезным, но не сухим, аргументированным, но не перенасыщенным цитатами, критическим, но не мрачным. Во-вторых, читая текст (наизусть свои выступления учили только древние ораторы, которым рабовладельческий строй оставлял много свободного времени), нужно регулярно отрывать глаза от страничек и посматривать в зал, хорошо несколько раз как бы отвлечься и сказать нечто будто бы от себя, вызвать улыбку у слушателей. Наконец, говорить нужно внятно, не глотать окончаний, делать логические паузы, не путать слова, правильно ставить ударения. Но самое главное: нужно прочувствовать свои слова. Зал не Станиславский и не будет кричать из партера: «Не верю!» - он безропотно затоскует и ничего не запомнит (по Ю. Полякову).

2. Живой голос оратора раздается среди живой аудитории. Возьмем старое сравнение: бросьте зерно на засохшую твердую почву, оно погибнет; бросьте его во влажный чернозем, земля обнимет его своим теплом, всеми своими живыми силами пойдет навстречу его живому соку... Опытный оратор заранее знает мысли и настроения своих слушателей; он ведет свою речь в осмотрительном соответствии с этим настроением, он крайне сдержан до той минуты, пока не почувствует, что овладел ими и подчинил их себе. Но как только явилось у него это сознание, он уже распоряжается их чувствами, как хочет, и без труда вызывает вокруг себя то настроение, которое ему в данную минуту нужно. Он то нагревает. То охлаждает воздух; его семена падают на почву не только с искусственным орошением, но и с искусственной теплотой. Мудрено ли, что и посев всходит с волшебной пышностью и быстротой... Вы с сознательным расчетом увлекаете за собой всю залу; вы заражаете их своим чувством, они заражают друг друга; все они сливаются в единую живую лиру, струны которой звенят в ответ на каждый ваш удар (по П.С. Пороховщикову).

3. - Не объясните ли вы, что такое зарука?

- Как? - наморщился Чапаев. - Где вы это услыхали?

- Если я не ошибаюсь, вы сами только что говорили с трибуны о своей командирской заруке.

- А, - улыбнулся Чапаев, - вот вы о чем. Знаете, Петр, когда приходится говорить с массой, совершенно не важно, понимаешь ли сам произносимые слова. Важно, чтобы их понимали другие. Нужно просто отразить ожидания толпы. Некоторые достигают этого, изучая язык, на котором говорит масса, а я предпочитаю действовать напрямую. Так что если вы хотите узнать, что такое «зарука», вам надо спрашивать не у меня, а у тех, кто стоит сейчас на площади (В. Пелевин).

 

ЗАДАНИЕ 3

Ответьте на вопросы:

1. В чем заключается оценка места выступления?

2. По каким параметрам следует оценивать аудиторию?

3. Какой аудиторией легче / сложнее управлять?

4. По каким параметрам аудитория оценивает оратора во время выступления?

5. Какому оратору легче / сложнее наладить обратную связь с аудиторией?

6. Какую установку по отношению к аудитории следует / не следует демонстрировать оратору?

7. Как можно преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку»?

8. Какую роль играет начальная пауза?

9. В чем заключается контакт с аудиторией?

10. Какие способы восстановления внимания вам известны?

11. Какую роль играют невербальные средства воздействия?

12. Какие ограничения следует накладывать на жестикуляцию?

13. На какой части многочисленной аудитории вы фокусируете взгляд?

14. Какие выводы оратор может сделать по вопросам слушателей?

 

ЗАДАНИЕ 4

Выберите из предложенных ответов те, которые представляются вам правильными:

1. Выступая перед аудиторией, вы

а) зачитываете написанный текст; б) рассказываете заученный текст; в) составляете план выступления; г) импровизируете

2. Если вы выступаете перед незнакомой аудиторией, вы считаете необходимым:

а) представиться; б) представиться и рассказать о себе; в) не теряя времени, начать выступление

3. Если вы не сразу заметили, что допустили неточность в изложении фактов, вы считаете возможным:

а) вернуться к этому месту и исправить ошибку; б) сделать это в конце выступления; в) исправить, только если неточность заметила аудитория

4. Если вы чувствуете, что не можете ответить на вопрос, вы считаете возможным:

а) все-таки попытаться ответить; б) признаться, что не знаете ответа; в) пообещать ответить в следующий раз

5. Если вы чувствуете, что не укладываетесь в регламент, вы считаете возможным:

а) сократить основную часть; б) сократить заключительную часть; в) нарушить регламент

 

ЗАДАНИЕ 5

Что надо делать в следующих случаях?

1. В просторном помещении немногочисленная аудитория заняла последний ряд.

2. Вместо полной аудитории приходит всего несколько человек.

3. Опоздавшие слушатели с шумом рассаживаются.

4. Погас свет.

5. Выключился микрофон.

6. В аудиторию забежала кошка.

7. В аудиторию все время заглядывают посторонние.

8. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору.

10. Слушатели зевают.

12. По лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами.

13. С места раздаются громкие реплики несогласия.

14. С места раздаются провокационные выкрики, реплики.