Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по гуманитарным дисциплинам \ Риторика \ 3057. Практическое занятие №2, Речевая культура и риторика

Практическое занятие №2, Речевая культура и риторика

« Назад

Код роботи: 3057

Вид роботи: Практичне заняття

Предмет: Риторика (Риторика)

Тема: №2, Речевая культура и риторика

Кількість сторінок: 25

Дата виконання: 2017

Мова написання: російська

Ціна: 400 грн

План

1. Фразеологизмы и паремии как сильная позиция текста.

2. Стилистические функции синонимов.

3. Эпитеты как основа тропеической системы текста.

Задания взяты из книги: Любезная, Е.В. Риторика и ораторское искусство: практикум / Е.В. Любезная, И.М. Попова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 84 с.

Задание 1. Напишите речь на любую из приведенных ниже пословиц (длительность речи -- 1 минута). Потренируйтесь выступить с этой речью устно (без помощи написанного текста).

Язык разум открывает.

Человеческое слово стрелы острее.

Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Не спеши языком - торопись делом.

Ласковым словом и камень растопишь.

Хорошо верёвка длинная, а речь короткая.

Язык до Киева доведет.

Язык мой - враг мой.

За твоим языком не поспеешь босиком.

Выпустил словечко - не догонишь на крылечке.

Сказанное слово серебряное, несказанное - золотое.

 

Задание 2. Определите значение следующих фразеологизмов. В случае необходимости воспользуйтесь фразеологическим словарем словарем.

без сучка без задоринки

ни в зуб ногой

идти в гору

вавилонское столпотворение

время - деньги

зеленая улица

без изюминки

втирать очки

земля обетованная

соль земли

полезное с приятным

перемывать косточки

краеугольный камень

крылатые слова

казанская сирота

притча во языцех

прокрустово ложе

сжечь корабли

синий чулок

ярмарка тщеславия

плоть и кровь

гомерический хохот

бразды правления

всю подноготную

медовый месяц

попасть впросак

убить время

держать ухо востро

Какую функцию выполняют в речи фразеологизмы?

Подсказка. Лихачёв Д.С. признавался, что он с неделю подбирал следующие «идиомы»: вопрос зарождается, поднимается, выдвигается, касается, разрабатывается, излагается, ставится на обсуждение, ставится ребром, становится наболевшим, исчерпывается, снимается - для выразительности своей академической речи.

 

Задание 3. Используя только глаголы, составьте определенный сюжет.

Например. Взглянула. Обомлела. Проспала. Вскочила. Разогрела. Выскочила. Помчалась. Догнала.

Доехала. Поднялась. Уселась. Позвонила. Вздохнула. Успокоилась.

 

Задание 4. Чем отличаются данные однокорневые синонимы в эмоционально-стилистическом отношении? (В случае необходимости, воспользуйтесь толковым словарем.) Придумайте с ними предложения, выделяя это различие.

лицо - лик

куда - куды

немедленно - немедля

сторож - страж

тлен - тление

торговец - торгаш

учёба - ученье

Установите, что позволяет противопоставить друг другу синонимы в данных отрывках:

«А у Ули глаза были большие, тёмно-карие, - не глаза, а очи». А. Фадеев

«Он не ел, а вкушал». А. Чехов

«Двуличен он! Избави боже: Напрасно поклепал глупца. На этой откровенной роже нет и единого лица». П. Вяземский

«Чай, Палагея-то рада-радёшенька, что помер он...» Некоторые поправляли: «Не помер, а - издох». М. Горький

 

Задание 5. Подберите как можно больше эпитетов для слов глаза, руки, лицо, душа («эпитет» в переводе с греческого «прибавленное, приложенное»).

Подсказка. Образное, красочное определение усиливает выразительность и образность речи, подчеркивает признаки предмета, обогащает содержание высказывания. Произносите по очереди свои словосочетания, наполняя внутренним видением, а значит и отношением, создаваемый образ. Замечено что если выступающий хочет воздействовать на разум слушателей, то он использует имена существительные, на волю - глаголы, на эмоции - прилагательные. Найдите многочисленные прилагательные к выбранным словам - дорога, голос и др. Передавайте эпитетами образ предмета, явления, постарайтесь мысленно увидеть его, почувствуйте себя художником, рисующим картину:

Роза гордая, стыдливая, царственная, поникшая, брошенная...

Дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, косые...

 

Задание 6. Напишите речь «Самый счастливый (грустный) день в моей жизни» с использованием эпитетов. Речь должна звучать 2-3 минуты (проверьте время произношение речи с помощью часов). Вырабатывайте чувство времени! Потренируйтесь произносить речь перед зеркалом.