Практическое занятие №1, Риторика как наука и искусство
Код роботи: 3056
Вид роботи: Практичне заняття
Предмет: Риторика (Риторика)
Тема: №1, Риторика как наука и искусство
Кількість сторінок: 25
Дата виконання: 2017
Мова написання: російська
Ціна: 400 грн
Задания
1. Ознакомьтесь с определениями риторики.
- Сопоставьте различные определения риторики.
- Выпишите ключевые слова.
- Выделите в определениях общее и различное.
- Какое из этих определений, на Ваш взгляд, наиболее удачно? (аргументируйте развернуто свой ответ, не менее 0,5 страницы текста).
- Попробуйте на основе ключевых слов и Ваших собственных умозаключений составить свое определение риторики.
Аристотель: «Риторика - искусство находить способы убеждения относительно каждого предмета».
Цицерон: «Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить».
М. В. Ломоносов: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
Н. Ф. Кошанский, учитель Пушкина: «Риторика есть искусство изобретать, располагать и выражать мысли».
Н. Ф. Кошанский: риторика "уча выражать изящное в словах, возбуждает в душе учащихся живую любовь ко всему благородному, великому и прекрасному”.
Амвросий Серебренников: «Оратория есть искусство преклонять словом других к своему намерению».
И. С. Рижский: «Пленить воображение, убедить разум и тронуть сердце других посредством слова есть то изящное искусство, которое называется красноречием».
М. М. Сперанский: «Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих мыслей.
Ю. В. Рождественский: «Риторика -- теория речи как инструмента развития общества».
2. В. И. Аннушкин составил «Манифест ритора» и предложил задания к нему. Выполните их.
МАНИФЕСТ РИТОРА
Назовем условно «Манифестом» основные положения и советы, которым должен следовать ритор в своих речах. Такие советы и рекомендации традиционно предлагаются в учебниках риторики и культуры общения. Прочитайте внимательно и обдумайте данные положения, согласитесь с ними либо опровергните. Обоснуйте в каждом положении ключевые слова (выделены жирным шрифтом - Э. М.), объяснив ваше понимание этих слов (в связи с риторикой - Э. М.).
1. Ритор - прежде всего достойный человек, добивающийся речевого успеха честным путем и открытыми доказательствами.
2. Красноречие слагается из многих знаний и стараний, поэтому ритору требуется вдохновение и стремление к знанию.
3. «Основания красноречия суть страсти» (М. М. Сперанский), поэтому ритор тренирует волю и наводит на аудиторию нужные эмоции, настраиваясь на бодрое и энергичное общение.
4. Ритор шлифует ум и сознает, что «богатство языка есть богатство мыслей» (Н. М. Карамзин).
5. Риторика - не краснобайство, она требует подготовки, эрудиции, опыта и тренировки.
6. Всякую речь, которую ритор произносит публично, он предварительно готовит или продумывает.
7. Ритор старается говорить спокойно и уверенно, достаточно громко и отчетливо, владея собой и аудиторией. Если ритор проигрывает, то проигрывает достойно.
8. Произнося речь, он помнит, что обращается к людям, а не к бумажке, на которой написан текст его выступления.
9. Ритор говорит только то, что думает. При этом он всегда думает, что говорит, хотя и никогда не говорит всего, что думает и может сказать.
10. Телодвижения ритора естественны и не отвлекают внимания слушателей. Его мимика и жесты сдержаны и оправданы - он пользуется ими только в случае необходимости.
11. Свое отношение к предмету речи и эмоциональную оценку ритор выражает голосом. Голос - средство выражения эмоции и отношения к предмету речи.
12. Пауза и деление речи на такты - великое проявление мастерства. Пауза выделяются наиболее значимые слова и формулировки, именно в паузу воспринимается речь. Долой пулеметность речи!
13. Ритор употребляет только литературные слова и выражения, без лишних иностранных заимствований, стремится к богатству слов и выражений.
14. Он произносит речь не словами, а фразами. Его фразы связаны и каждая из них завершается четко и ясно.
15. Ритор стремится интонировать свою речь - и делает это естественно и умеренно.
16. Он не заливается соловьем - говорит для людей, а не для самовыражения, поэтому контролирует реакцию аудитории, фиксирует заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Старается видеть и реагировать.
17. Реплик из зала ритор не боится и реагирует по обстоятельствам, не давая втянуть себя в дискуссию. Он должен сказать все, что намеревался.
18. Завершение речи ритора энергично и оптимистично. Подъемом голоса и завершающей интонацией он показывает, что сказал все, что хотел сказать и не забудет поблагодарить вас за внимание.
19. Ритор человеколюбив, поэтому не говорит лишнего и не мучает людей своими речами. Ведь речь насильно действует на организм слушателя - предел этому насилию должен быть положен своевременно.
Задание:
Назовите 3 пункта Манифеста, которые представляются вам наиболее полезными.
Какие из советов представляются вам спорными?
Добавьте собственные советы.
3. Выполните в письменной форме следующее задание (из учебного пособия В.И. Аннушкина «Риторика. Экспресс-курс»; обратите внимание, что нельзя брать и вставлять куски текста из Интернета. Будет проверка!):
Напишите одну речь по образцу хрии. Выберите тему, сформулируйте тезис (название речи), напишите небольшую речь (1-2 страницы), произнесите ее без опоры на текст.
Темы (на выбор):
1. Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее (Достоевский).
2. «Говорить просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым» (С. Моэм).
3. «Старайся приобрести друзей своими достоинствами, а не деньгами» (Периандр).
4. «Лучшая из наук -- жизненный опыт» (Менандр).
5. «Свободен тот, кто может не лгать» (А. Камю).
6. «Нет счастья в бездействии» (Ф.М. Достоевский).
7. «Есть только один способ положить конец злу -- делать добро злым людям» (Л.Н. Толстой).
8. «Платье и облачает, и разоблачает человека» (Сервантес).
Оформите речь, как в старинных учебных рукописях: слева пишется топос, справа - текст речи.
Топос
Текст речи
1. Вступление
2. Определение
3. Причина
4. Противопоставление
5. Сравнение
6. Пример
7. Свидетельство
8. Заключение
Приложение к практическому занятию
1. Расположение - одна из основных задач ритора. Изобретенные мысли должны располагаться связно и целесообразно. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме.
2. Частями композиции речи являются: вступление (обращение и называние), описание, повествование, рассуждение (доказательство), опровержение, заключение.
3. Цель вступления - приготовить аудиторию к слушанию будущей речи, захватить внимание и добиться благорасположения. Основными способами начать вступление являются точное обозначение темы, цитата, неожиданный вопрос.
4. Описание - изображение предмета в определенный момент его существования. Описание осуществляется через определение предмета, его характеристику, описание целого и частей, свойств и качеств предмета. Энциклопедическое описание дает общую характеристику предмета, риторическое определение представляет предмет в яркой и образной форме, индивидуальной оценке.
5.Повествование показывает развитие, жизнь предмета во времени, или цепь событий, связанных с предметом. Описание - статично, повествование - динамично. Жанрами повествования являются летописи, биографии, мемуары, дневники, в художественной литературе - романы, то есть все, что представляет событийное развитие во времени.
6.Целью рассуждения является доказательство, убеждение в истине. Самые простые способы доказывать - анализ и синтез, показ причины или следствия какого-либо положения.
7.Опровержение есть доказательство от противного. Его используют, когда справедливость данного доказательства лучше всего показывается очевидной несовместимостью с противоположным.
8.В заключении оратор добивается двух целей: 1) суммирует сказанное, повторяя основные аргументы и мысли; 2) воодушевляет чувства слушателей, призывает их к действию.
В классической риторике существует проверенный метод обучения составлению речей по так называемой хрии. Хрия - это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определенном порядке. Хрия является как бы классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи.
Темой хрии избиралось обычно какое-либо изречение, либо афоризм, либо пословица. В сущности же можно избрать любое положение, которое предстоит доказывать, и применять к нему рекомендуемые топосы (части речи).
Хрия является своего рода упражнением для ученика, пытающегося построить рассуждение проверенными способами. Раскроем наугад книгу «мудрых мыслей» и выберем для доказательства несколько положений-тезисов. Например:
«Гений и злодейство две вещи несовместные...» (Пушкин)
«...Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку» (Л.Н.Толстой).
Традиционный порядок хрии таков:
1. Приступ (вступление). Во вступлении нередко указывалось на лицо, которому принадлежит данная мысль.
2. Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения).
3. Причина, объясняющая, почему данное положение верно.
4. Опровержение, то есть доказательство от противного.
5. Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).
6. Пример (подтверждение мысли примером).
7. Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника).
8. Заключение (вывод).
В классической русской школе учились писать по хриям - так оттачивали свое мастерство и Ломоносов, и Пушкин, и Гоголь. Справедливо критиковалось формально-рассудочное следование композиционному порядку, заведенному в хрии- и, действительно, речь может начинаться с самых разных частей: и с примера, и с афоризма, и со сравнения, и с объяснения причины, но педагогическая сила хрии состояла в том, что она учила систематическому мышлению и позволяла полностью исчерпать предмет, о котором говорилось в речи.
Примеры того, как творчески развивалась авторская мысль в примерах-рассуждениях при построении хрий в лучших учебниках словесности и риторики XIX века, показывают, какой простор для воспитания хорошего вкуса давало правильное обучение.
Моделью построения доказательной речи является хрия, предполагающая развитие рассуждения по следующей схеме:
1. Вступление. 2. Определение. 3. Причина. 4. Опровержение. 5. Пример. 6. Сравнение. 7. Свидетельство. 8. Заключение. Хрия полезна как представление возможного пути рассуждения, но пользоваться ею необходимо творчески, а не формально.Поэтому воспринимайте хрию прежде всего как подсказку к тому, как можно развернуть ваше доказательство.
В качестве примера можем взять строчку из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство две вещи несовместные...» - и попробуем построить рассуждение или доказательство этого тезиса по образцу хрии.
/Приступ/:
Эти слова принадлежат Моцарту, который говорит их Сальери, не подозревая, что через несколько минут коварный друг, измученный завистью к гению композитора, бросит отравленное кольцо в его бокал. Моцарт гениален и наивен, он не может подозревает обмана со стороны друга, также влюбленного в музыку.
Впрочем, для нас сегодня это также слова Пушкина - русского гения, чьи мысли проникали во все тайники человеческой души. Пушкина, который гениально прозревал и тайну музыкального вдохновения, и бессилие завистника, чувства которого не позволяют быть гением несмотря на упорство и трудолюбие.
/Определение: кто такой гений, кто такой злодей/
Гением по происхождению называли существо, представляющее средостение между божеством и человеком. Божественное начало требует от гения, чтобы он, во-первых, служил добру, любви, истине, красоте, во-вторых, чтобы он в этих качествах становился над природой человека. Поэтому когда сегодня мы говорим о каком-то человеке: «он - гений», то словно приравниваем его к чему-то сверхчеловеческому, божественному.
Напротив, злодейство связано с совершением именно человеком чего-то недостойного, неподобающего, лживого или безобразного - противоположного истине, добру и красоте. Даже само слово «злодей» - означает «человек, делающий зло».
/Причина/
Добро и зло сосуществуют в мире, но могут ли они существовать мирно? Не могут. Может ли в одном человеке уживаться доброе и злое? Как это ни странно, но уживается. Ведь совершаем же мы и хорошие и плохие поступки, человек в какие-то минуты может быть добрым и ласковым, в какие-то - злым и грубым. Но втом-то и дело, что злое и доброе не существует одновременно: нельзя одно и то же считать плохим и в то же время хорошим. В человеке могут соседствовать хорошие и плохие качества, но одни качества - добры, а другие - порочны.
Нельзя предательство, с одной стороны, оправдать, а с другой, осудить. Можно представить трудные обстоятельства, которые привели ко злу. Но на то человек и человек, чтобы противостоять обстоятельствам. Поэтому гений и злодейство как добро и зло несовместимы.
/Доказательство от противного/
Представим, что необыкновенный талант, гениальность соединились со злым поступком или качеством, например, «гениальным» назван какой-то злой поступок. Тогдагений, добро, красота перестают быть гением, добром, красотой... Следовательно, противоположное невозможно. Представьте, что человек, которому вы верили, которым восхищались (внутренне называли его «гениальным») вдруг открылся вам с дурной стороны - вы уже не будете доверять такому человеку.
В такие минуты очень важно не потерять веру: «веру потеряли - все потеряли». Конечно, не бывает людей, которые не терпят огорчений или разочарований в те или иные моменты своей жизни. В такие минуты важно не потерять ощущения «гениальности» как божественного начала собственной души, способности возрождаться для новой жизни и настоящего дела.
/Сравнение/
Божественное и дьявольское, доброе и злое, свет и тьма, радость и горе, любовь и ненависть не могут существовать одновременно. А как же, вы спросите, полутьма? Или бывает так: светит солнце и идет дождь; или к одному и тому же человеку мы испытываем и чувство любви, и неприятие его недостатков... Но здесь следует говорить о полутонах, естественных противоречиях в целостном понимании и оценке чего-то. «Гений» же пушкинского Моцарта - это апофеоз добра и света, творческой красоты, истинного труда, а «злодейство» - противоположное им предательство и мрак завистливой души. Поэтому гений и злодейство- это свет и тьма, радость и безнадежность, созидание и невозможность творить истинно доброе и подлинно великое.
/Пример/
Возьмем любого гения или злодея - мы увидим, что гений потому так ценится и сохраняется в памяти народной, что он - не злодей, а сохранение памяти о злодее никогда не связывается с понятием «гениальности». Кого из гениев можно взять в пример, придав этому слову его изначальный смысл? Пушкин как гениальный поэт? Ломоносов - как гениальный ученый? Чайковский - как гениальный композитор? Репин - как гениальный художник? Можно назвать еще много людей, чьи жизнь и творчество приближают их в нашем сознании к чему-то сверхчеловеческому, божественному. Перебирая факты их биографии, труда, - разве мы найдем что-нибудь «злодейское», порочащее? Мы можем найти противоречивые факты, трудные обстоятельства, в которых человек ищет выхода между добром и злом, но никогда, кажется, гений не вставал на сторону зла.
С другой стороны, ни один «выдающийся» злодей никогда не подходил под названия гения или «гениального». Можно совершать необыкновенные, удивляющие современников или потомков поступки, но если эти поступки имеют следствием зло, то никак не могут подойти под характеристику вдохновленных свыше... Могут ли быть названы гениальными Иван Грозный или Иосиф Сталин? Если деяния сомнительны, то они не гениальны.
/Свидетельство/
Сократ говорил: «назначение гениев - быть истолкователями и посредниками между людьми и богами». Гении передают богам молитвы людей, а людям - наказы богов. Благодаря гениям вселенная связана внутренней связью». Этой внутренней связью достигается продолжение культуры, молодое поколение получает знание от предшественников, а гении творят новое, добиваясь этой внутренней связи.
Пример гения у Сократа - бог Эрот, который стремится к доброму, истинному и прекрасному. Значит, мир покоится на добре, к которому стремятся «гении», а добро, конечно, отторгается от всего злого.
/Заключение/
Итак, гений - это необыкновенное проявление способностей в творении доброго, истинного и прекрасного. Зло не может соединяться с добром и в представлениях людей никогда не соотносится с понятием «гениальности».
Отсюда и простой, столь необходимый вывод: хочешь совершить в жизни что-то необыкновенное, удивительное, хочешь, чтобы жизнь твоя не была серой, тусклой, банальной, стремись к свету и разуму, добру и мудрости. И тогда - не исключено - на тебя прольется божественный свет вдохновения («так, неожиданно, слегка») и ты будешь награжден искрами гениальности.
Модуль 1
1. Напишите текст публичного выступления на тему «Нужна ли риторика современному учителю (современному школьнику)?» (не более 1 страницы формата А-4).
2. В повседневной жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с разнообразной рекламой. А вот с рекламой риторики -- вряд ли. Прорекламируйте риторику, убедите целевую аудиторию в ценности риторических знаний и умений, в необходимости изучать риторику. Ваша целевая аудитория - учащиеся старших классов.
В помощь Вам прилагаются образцы такой рекламы.