Лекция Правовые основы взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза
Код роботи: 2343
Вид роботи: Лекція
Предмет: Политология (Політологія)
Тема: Правовые основы взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза
Кількість сторінок: 98
Дата виконання: 2012
Мова написання: російська
Ціна: 300 грн
Введение
1. История возникновения направленности внешнеполитического курса России на Евросоюз
1.1.Отношения Советского союза и Европейского Экономического Сообщества
1.2 Образование Российской Федерации и развитие отношений с Евросоюзом
2. Эволюционные изменения отношения России и Евросоюза
2.1. Вектор военного сотрудничества
2.2 Политическое сотрудничество
2.3 Развитие экономических отношений
2.4 Культурногуманитарное направление отношений
3. Проблемы и перспективы отношений России и Евросоюза в контексте эволюционного развития
3.1 Перспектива сотрудничества России и Евросоюза
3.2. Кризисные моменты в отношениях России с Евросоюзом
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Современная модернизация России охватывает все важнейшие сферы жизни общества, и, в первую очередь, политическую и экономическую. Политические решения и изменения создают новые условия для экономического развития, а преобразования экономического характера закрепляют, а также стимулируют политические действия. Это общее правило, но каждый раз оно реализуется своеобразно. Будущее России целиком зависит от результатов проводимой уже полтора десятилетия масштабной модернизации, а итог самой модернизации – от специфики взаимодействия экономики и политики.
Существенное воздействие на модернизационные процессы оказывает внешнеэкономическая деятельность России. Она непосредственно связана с обеспечением национальных интересов страны, и, прежде всего, с национальной безопасностью, с укреплением позиций и расширением влияния России в современном мире, с осуществлением эффективных преобразований в экономике, с повышением жизненного уровня населения. Эти важнейшие стратегические задачи российского государства на современном этапе обоснованы в посланиях Президента РФ В.В. Путина, развернуты и утверждены в документах России. Сами по себе эти задачи имеют политическую направленность, но они также мотивируют внешнеэкономические отношения России, придавая им политическую значимость. Наряду с этим на характер и направленность внешнеэкономических связей РФ серьезно воздействуют политические процессы и развитие экономики в стране.
Для понимания логики этого воздействия важно учесть, что политические процессы, характеризующие развитие России последних лет, представляют собой сочетание демократических и административных начал. С одной стороны, продолжается дальнейшее развитие демократической политической системы, укрепление различных ее элементов. С другой стороны, усиливается централизация государственного управления, а вместе с ней – административные механизмы осуществления политической власти. Все это своеобразно проявляет себя в разработке государственной политики по обеспечению интересов страны, в формировании законодательной базы деятельности государства и частного бизнеса за рубежом, в конкретной работе с внешнеэкономическими партнерами.
Экономические процессы в России сложны и неоднозначны. В первой половине девяностых годов российская экономика пережила глубочайший спад, вызванный последствиями масштабного перехода от централизованной экономики к рыночной, но вместе с тем значительно усугубленный рядом политических факторов. По своим внешнеэкономическим возможностям Россия резко отстала от многих стран мирового сообщества. Со второй половины девяностых годов началось некоторое оживление российской экономики, но, к сожалению, оно обусловливалось не модернизацией производства, а использованием международных займов на организацию добычи и вывоза за границу природных ресурсов, на приобретение в других странах товаров народного потребления.
Только с началом XXI века в российской экономике начался реальный подъем, появилась финансовая стабилизация, стал повышаться жизненный уровень населения. Однако появление этих позитивных результатов в значительной степени связано с благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители.
В таких условиях политические цели и задачи государства становятся особенно важным мотивом всей внешнеэкономической деятельности. Они существенно влияют на выбор региональных направлений и конкретных партнеров по внешнеэкономическим связям, на характер и масштабы взаимоотношений с различными странами, на формы использования международного сотрудничества в интересах соціально*экономического развития России. Исследование этих аспектов взаимодействия политики и экономики во внешней деятельности российского государства имеет актуальное значение. Оно позволяет глубже понять взаимодействие внутреннего развития страны с возможностями ее международной активности, оценить эффективность внешнеэкономической деятельности с позиций национальных интересов России.
В 90х гг. Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в 90х гг. были страны Западной Европы, и прежде всего страны ЕС. Поэтому развитие экономических отношений между Россией и Европейским Союзом является одной из многочисленных актуальных для России темой.
Заключение
Развитие сотрудничества с Евросоюзом и его государствамичленами занимает одно из центральных мест в меж дународных отношениях Российской Федерации. Отношения между Россией и Европейским союзом можно характеризовать в терминах энергетической взаимозависимости. Поэтому неудивительно, что энергетическая безопасность является предметом общей озабоченности. Европейские лидеры боятся попасть в зависимость от одного поставщика, а их российские коллеги не хотят полагаться лишь на один рынок. Вероятно, каждая из сторон постарается избежать такой ситуации, однако практические проблемы производства и поставок энергии легче решать совместными усилиями. ЕС столкнулся с тем, что в международные отношения возвращается логика силы, и оказался не готов к тем изменениям в своем окружении, которые не вписываются в рамки общеевропейских ценностей и не оправдывают надежд переходного периода. Такая ситуация приводит европейцев к осознанию не обходи мости срочно пересмотреть отношения с Россией. Сближение со странами Европейского Союза требует от России разде лять общие ценности политической культуры или хотя бы стремиться к их развитию. Несмотря на то, что общепринятая парадигма в международных отношениях нацелена на поиск общих интересов, они подвержены изменениям, и в случае их несовпадения именно общность ценностей действует как связующая основа. При формировании позитивного внешнеполитического имиджа следует учитывать и различия в восприятии истории Россией и странами Евросоюза.
Построение правового государства на основе демокра тических ценностей, развитие гражданского общества должны стать базой для развития отношений с Евросоюзом, их стабильности и предсказуемости. А благоприятному внутр.политическому имиджу государства будет соответствовать позитивный внешнеполитический имидж России.
Укрепляя свои позиции за рубежом, российским пред ставителям власти стоит больше внимания уделять не только разъяснению сути происходящих в России политических реформ, но и способствовать привлечению внимания к России с помощью некоммерческих организаций, и таким образом создавать равные стартовые возможности в конкурентной борьбе за влияние.
В 90х гг. Россия сделала существенные шаги в налажи вании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в 90х гг. были страны Западной Европы, и прежде всего страны ЕС. Поэтому развитие экономических отношений между Россией и Европейским Союзом является одной из многочисленных актуальных для России темой.
Тема дипломного проекта звучит как: «Эволюция внеш неполитического курса России в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007годы». Целью работы является освящение эволюционных изменений внешнеполитического курса России по отношению к странам Евросоюза с 1992 по 2007 годы. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявление предпосылок направленности вектора внешней политики России на страны Евросоюза;
2. Освятить эволюционные изменения экономиче ского сотрудничества России и ЕС в период с 1992 по 2007 годы;
3. Показать трансформацию сотрудничества России и Евросоюза в политической сфере в рассматриваемые временные рамки;
4. Охарактеризовать наличие проблем и перспектив российскоевропейского сотрудничества на примере Евросоюза с 1992 по 2007 годы
В рамках раскрытия цели и задач дипломного проекта, мы пришли к некоторым выводам. Россия и Евросоюз обладают довольно стабильной база взаимоотношений, доставшей ся России от Советского союза. Но вместе с тем кроме развитых отраслей сотрудничества, необходимо помнить и о проблемах имевших место быть в отношениях с Советским Союзом. Если говорить о военном сотрудничестве с Евросоюзом, как об организации в целом, наблюдается трансформация сотрудничества в сторону его упрочнения, усложнения характера связей. А если рассматривать процесс эволюционной трансформации в рамках отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается некоторые различия. Хотя военное сотрудничество и развивается, но вот характер его эволюционирования не везде одинаков. Так в одном случае, это изменение явилось следствием измене ния характера международных отношений. В другом отношении сотрудничество военного характера является лишь со ставляющей на фоне других видов сотрудничества. Говоря об эволюции внешней политики России по экономическим вопросам в отношении Евросоюза, как организации в целом. Следует отметить, что развитие экономического диалога не представляется без учета обстановки в мире. Сотрудничество России со странами, входящими в Евросоюз, представляет собой долгосрочные перспективы. Этот вид сотрудничества развивается весьма динамично. Что касается эволюционных изменений экономического сотрудничества, то можно сказать, что в условиях современной мировой торговли, оно имеет достаточно стабильное развитие. Отношения России и Евросоюза как организации в целом, то в рамках поли тиче ского сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций, которая помогает поддерживать тесный политический диалог. Если же посмотреть на эволюционное развитие отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается немного иная картина. Содной стороны эволюционное развитие внешнеполитической ориентации России идет довольно уверенными темпами, упрочняя связи между российской стороной и странами участницами Евросоюза. Но с другой стороны изменения во внешней политике страны Евросоюза ведет к кардинальным изменениям политических отношений с российской стороной. И., конечно же, нельзя забывать о ситуации на международной арене, которая влияет на направленность внешнеполитического курса России и эволюцию отношений со странами Евросоюза. Что касается эволюции в области культурногуманитарного сотрудничества, то отношения России и Евросоюза представляются весьма перспективным и продолжительным. Если рассматривать культурногуманитарное сотрудничество в контексте отношений между России и стран, входящих в Евросоюз. Данный вид сотрудничества видится как прочное и перспективное направление сотрудничества.
Перспективы отношений России и Евросоюза весьма неодно значны. Россия все настойчивее отстаивает свои собственные национальные интересы так, как она их понимает, стремится пользоваться теми конкурентными стратегическими преимуществами, которые у нее есть. Евросоюз и партнер, и конкурент, и в этом вся сложность отношений. Несмотря на существующие политические разногласия, Россия и Европейский Союз остаются постоянными экономическими партнерами. Но экономическая взаимозависимость не гарантирует полное согласие по политическим вопросам и наоборот. Экономика сильное средство урегулирования политической нестабильности, но она не может быть вечным «камнем преткновения», необходимо какоелибо решение. Энергетическое сотрудничество не может подменить политические ориентиры дальнейшего развития отношений. Более тесное российско европейское экономическое сотрудничество наталкивается на политические преграды.
Список использованной литературы
1. Кузьмин Ю.С. Общая Ассамблея Европейского сообщества угля и стали (19521958 гг.): партийный и институциональный аспекты начального этапа европейской интеграции // Вестник СанктПетербургского государственного университета. 1997. Сер. 6. Вып. 3. С. 138150.
2. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век. П./р. Д.Тренина. М., 2000.
3. Ткаченко С.Л. Некоторые аспекты экономических отношений России и ЕС в 19901995 гг. //Вестник СанктПетербургского университета. 1996. Серия 6. №1. С. 103113.
4. Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.
5. Хартли Т.К. Основы права ЕС. М., 1998.
6. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003.
7.Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. М., 1986.
8. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе: Некоторые вопросы теории и практики. М., 1983.
9. Батурин Ю.М. Европейский парламент в полити копра вовом механизме Сообществ. М., 1985.
10. Борко Ю., Буторина С. Европа: поиск новой идентичности. Космополис, 2002, № 1.
11. 5Борко Ю.А. Отношения России с Европейским союзом и их перспективы.
12. Доклады Института Европы РАН № 73. М., 2001.
13. 6Боровик М.А., Шемберко Л.В. Современные миграционные процессы в Европе // Европа на пороге 21 века: ренессанс или упадок? Под ред. Пархалиной. – М.,1998.
14. Буторина О.В. В странах Центральной и ВосточнойЕвропы поразному встручают новую валюту // Европа №3. 1999.
15. Ерохов С.В. Эволюция Европейского парламента представительного органа Европейского союза. М., 1994.
16. Заславская Н.Г. Эволюция отношений между Европейским парламентом и Европейской комиссией // Россия в глобальном мире. СанктПетербург, 2001
17. Иванов И.С. Новая российская дипломатия: десять лет внешней политики страны. М., 2001.
18. 1Кацы Д.В. Отношения Европейского Союза с Беларусью и Украиной (19941997). СанктПетербургский государственный университет, “Библиотека европейских исследований” № 1. 1998
19. Кишилов Н.С. Западноевропейская интеграция: политические аспекты. М., 1985.
20. Крашевский А.А. Северное измерение Европейского Союза: логика процесса // Россия в глобальном мире. Санкт Петербург, 2001
21. Кузьмин Ю.С., Ломагин Н.А. Европейский парламент // Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1994. № 4. С.197217.
22. Максимычев И. Германский фактор европейской безопасности // Международная жизнь. 1998. № 7
23. Малаха В. Кризис вынуждает Россию и ЕС менять ориентиры программы технического содействия // Европа. №2. 1999.
24. Матвеевский Ю. Проблемы экологии играют важную роль в отношениях в Европейским союзом // Европа. №3.1999.
25. Померанц Г.С. Европа в диалоге культур // Актуальные проблемы Европы. М.,1998
26. Портанский А. ЕС делает ставку на стабильную Россию // Европа. №3, 1999.
27. Рогов С.М. Россия и Запад после 11 сентября 2001 года. // США и Канада: экономика, политика, культура, 2002, № 6.
28. Ротфельд, А.Д. Европа: процесс многосторонней безопасности // Мировая экономика и междунар. отношения. М., 1996. N 1. С. 4968
29. Ткаченко С.Л. Европейский центральный банк: от открытия до введения евро. //Вестник СанктПетербургского университета. 1999. Серия 6. №3. С. 94100.
30. Ткаченко С.Л. Полномочия Европейского парламента в бюджетной сфере //Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 1995. №2. C. 189197.
31. Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992.
32. Сорок лет Римским договорам: Европейская интеграция и Россия. СанктПетербург, 1998.
33. Ушаков, Ю. Европа на пути к новой модели безопасно сти // Междунар. жизнь. М., 1996. N 4/5. С. 1115
34. Фридмен, Л. Силовой потенциал и вакуум безопасности в Европе // Мировая экономика и междунар. отношения. М., 1995. N 2. С. 2336
35. Энтин М.Л. Суд европейских сообществ: Правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции. М., 1987.
36. Ягья В.С. Взаимоотношения Европейского союза и России на рубеже XXXXI веков // Россия в глобальном мире. СанктПетербург, 2001.