Лекция №6, Прогнозирование национальной экономики
Код роботи: 3512
Вид роботи: Лекція
Предмет: Національна економіка (Национальная экономика)
Тема: №6, Прогнозирование национальной экономики
Кількість сторінок: 38
Дата виконання: 2005
Мова написання: російська
Ціна: безкоштовно
1. Функции и принципы социально-экономического прогнозирования
2. Классификация социально-экономических прогнозов
3. Методы социально-экономического прогнозирования
4. Прогнозирование экономического и социального развития Украины
1. Функции и принципы социально-экономического прогнозирования
Сущность социально-экономического прогнозирования
Жизнь современного общества есть невозможным без предусмотрения будущего, без определения перспектив его развития. Ныне прогнозирование есть одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики экономической политики государства. Государственное регулирование экономики должно обеспечивать воплощение только оптимальных решений, поскольку потенциальные потери общества от необоснованных распорядительных мероприятий имеют большие масштабы. Итак, настоящее нуждается в расширении фронта прогнозирования, дальнейшего усовершенствования методологии и методики разработки прогнозов. Что высший уровень социально-экономического прогнозирования в обществе, то высшая и эффективность целенаправленного влияния государства на ход социально-экономических процессов.
Прогноз (грец.- предусмотрение) – это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущему, а также об альтернативных путях и сроках достижения такого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.
Одним из важнейших направлений прогнозирования общественного развития есть социально-экономическое прогнозирование.
Прогнозирование является соединительным звеном между теорией и практикой во всех областях жизни общества. В методологии прогнозирования различают два аспекта: теоретический и управленческий. Теоретический аспект заключается в том, что с помощью прогнозирования осуществляется анализ реальных фактов и причинно-следственных связей, оценка и описание возможных и желательных перспектив развития объекта. Управленческий аспект выражается в том, что прогнозирование разрешает формировать рекомендации относительно государственного регулирования экономики на соответствующую перспективу.
Социально-экономическое прогнозирование является составляющей более широкого понятия – предусмотрение, как опережающего отображения действительности. В зависимости от степени конкретизации процессов, которые исследуются, различают три формы предусмотрения: гипотезу, прогноз и план (программу).
Гипотеза характеризует научное предусмотрение на уровне общей теории. Научным основанием построения гипотезы есть теория и открытые на ее оснований закономерности, причинно-следственные связи и тенденции функционирования и развития объектов. На этом равные объекты описывают с помощью качественных характеристик.
Прогноз как сравнить с гипотезой имеет большую определенность и достоверность, поскольку базируется не только на качественных, а и на количественных параметрах.
План (программа) – это комплекс мероприятий, направленных на достижение определенных целей.
Наитеснее взаимосвязанные прогнозирования и планирования. Единство между ними обусловленная тем, что прогнозирование создает условия для научно обоснованного планирования (процесса принятия управленческих решений).
Формы объединения прогноза и плана во времени могут быть разными:
прогнозирование может предшествовать процессу разработки плана (принятию управленческих решений). Как правило, для того чтобы принять обоснованное решение, необходимо иметь прогноз, например, объемов и структуры спроса, стратегии и тактики конкурентов, возможных изменений в хозяйственном законодательстве, меры возможного риска и т.п.;
прогноз и план могут разрабатываться одновременно, поскольку как плану, так и прогнозные расчеты опираются на большое количество показателей (констант и сменных), в том числе таких, которые имеют прогнозное происхождение (индекс цен, показатели эффективности использования ресурсов и т.п.);
прогноз может осуществляться после принятия управленческого решения. В таком варианте выделяют два аспекта. Первый называют прогнозированием следствий принятых решений. Второй аспект связан с непрерывностью и календарным характером планирования и прогнозирование. Процесс планирования начинается еще к началу воплощения плановых мероприятий, но в пределах предыдущего планового периода. Для этого осуществляется прогноз ожидаемого выполнения плана. Например, согласно Бюджетному кодексу Украины, проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный год, который «задает тон» всем следующим этапам бюджетного процесса, разрабатывается до 1 июня текущего бюджетного года. Но, чтобы сформировать продуманную бюджетную политику на следующий год, необходимо иметь прогноз ожидаемого выполнения бюджета за текущий год.
Прогнозирование и планирования могут существовать отдельно одно от одного. Это обусловлено тем, что существуют объекты, которые не подлежат планированию, но могут быть объектами прогнозирования. К таким принадлежат, например, политические, демографические процессы, творчество в сфере науки, искусства и т.п. С помощью управленческих решений можно осуществлять лишь косвенное влияние на такие процессы и явления.
Существенным отличием между прогнозированием и планированием есть и, что прогнозы имеют вероятностный характер, а планы (программы) содержат однозначные решения, которые (той или другой мерой) имеют признака директивності и індикативності.
Прогнозы имеют альтернативный характер. При этом определение альтернатив развитию есть одним из результатов прогнозирования. Процесс разработки плана (программы) тоже должен иметь вариантный характер, но, в отличие от прогноза, план (программа) - это уже выбранный вариант развития, которое подлежит практической реализации.
Функции социально-экономического прогнозирования
Расхождения между прогнозированием и планированием обуславливают разность в их функциях. Если планирование направлено на принятие и воплощение управленческих решений, то целью прогнозирования являются создания научных предпосылок для их принятия. Учитывая это, основными функциями прогнозирования есть: научный анализ процессов и тенденций; исследование объективных связей социально-экономических явлений; оценка объекта прогнозирования; выявление альтернатив развитию.
Научный анализ соціально-економічних процесів і тенденцій за змістом передбачає три стадії.
Ретроспекция (лат. - взгляд в прошлое) - этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта для получения его систематизированного описания.
Диагноз (грец. - распознание, определение) этап прогнозирования, на котором исследуется объект с целью выявления тенденций его развития и выбора методов и моделей прогнозирования.
Проекция (лат. - взгляд в будущее) - этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатывается прогноз объекта, осуществляется оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза.
Исследование объективных связей социально-экономических явлений за каждой конкретной ситуации осуществляется через выявление причин и следствий их возникновения. Во время прогнозирования необходимо учитывать неопределенность, которая она обусловлена вероятностным характером проявления экономических законов, неполнотой их знания, наличием субъективного фактора во время принятия решений, недостаточностью и неполнотой информации.
Оценка объекта прогнозирования осуществляется с помощью качественных характеристик и количественных параметров. За своей сутью прогнозирования является беспрерывным процессом, который обусловлен необходимостью постоянного уточнения и корректирование прогнозов с учетом развития прогностики и экономической науки, а также возникновением новых экономических явлений.
Выявление альтернатив социально-экономического развития дает возможность нагромождать необходимые научные материалы для обоснования выбора управленческих решений.
Принципы социально-экономического прогнозирования
Для воспроизведения указанных функций социально-экономическое прогнозирование должно основываться на определенных принципах. Последние иллюстрируют закономерности воспроизведения, причинно-следственные связи и выражают основные черты прогнозирования. Выделяют такие основные принципы социально-экономического прогнозирования: целеустремленности, системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативності.
Принципы прогнозирования обеспечивают методологическое единство разнообразных методов и моделей разработки прогнозов. Выделение принципов прогнозирования не означает, что они существуют независимо друг от друга и возможное их выборочное использование. Отображая разные стороны разработки прогнозов, эти принципы создают одно целое.
Принцип целеустремленности есть одним из ведущих. Согласно нему содержательное описание объекта осуществляется под углом зрения поставленных перед исследованием задач. Формирование целей и задач, как начальный этап любого исследования, решает проблему неопределенности. Целеустремленность предоставляет прогнозированию активного характера, делает возможным обоснование перехода от постоянных тенденций развития, к тенденциям, которые отвечают стратегическим экономическим целям.
Принцип системности означает, что экономика рассматривается как единый объект прогнозирования и, вместе с тем, как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирование. Вообще система (грец. - целое, составленное из частей) имеет такие основные признаки: система состоит из подсистем (элементов); каждая подсистема (элемент) имеет все признаки системы; каждая подсистема (элемент), в свою очередь, тоже состоит из подсистем (элементов) низшего уровня; все подсистемы (элементы) взаимосвязанные.
Соблюдение принципа системности предопределяет целесообразность использования «блочного» метода построения прогноза экономики как системы. Такой метод предусматривает создание моделей, которые бы отвечали содержанию каждого отдельного блока и вместе с тем давали бы возможность отобразить целостную картину возможного развития экономики.
Для этого объект должен быть описан, во-первых, как подсистема более широкой системы, во-вторых, как целостное явление, в-третьих, как определенная сложная структура, которая, в свою очередь, тоже состоит из элементов (подсистем второго, третьего, четвертого и т.д. уровней).
Важным условием принципа системности есть необходимость обеспечения информационного единства прогнозов разных иерархических уровней. Для этого блочный метод построения прогнозов должны содержать описание взаимосвязей между отдельными блоками с помощью системы показателей. Такая связь обеспечивается применением определенных методических приемов, которые предусматривают:
1. Определение перечня экзогенных и эндогенных показателей для каждого блока прогнозирования. Экзогенные показатели – это результат прогнозирования в пределах соответствующего блока. Эндогенные показатели – это показатели, которые формируют информационную базу прогнозных расчетов (результат прогнозирования других блоков).
2. Определение последовательности прогнозных расчетов.
3. Определение последовательности итеративного уточнения промежуточных результатов.
Реализация принципа системности означает также необходимость обеспечения сравнимости исходных показателей прогнозов с показателями статистической отчетности и системой показателей макроэкономических планов (программ). Прогнозные показатели часто не имеют не только плановых эквивалентов, но и плохо согласовывают со статистической отчетностью. Это объясняется расхождением требований к прогнозным, плановых и статистических показателей. Сравнимость между ними достигается с помощью специальных методических приемов.
Сущность принципа научной обоснованности прогнозов заключается в такому. Во-первых, прогнозирование нуждается во всестороннем учете действия объективных экономических законов и законов развития общества. Во-вторых, прогнозирование должны базироваться на современных прогностических методах. В-третьих, прогнозирование должны учитывать положительный мировой и отечественный опыт разработки прогнозов. Ясная вещь, которая научная обоснованность прогноза не совместная с игнорированием реальных условий и особенностей экономики.
Принцип адекватности прогнозов объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, а и оценку стойких тенденций и взаимосвязей в развитии экономики и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с полной и точной имитацией таких. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к постоянным, существенных закономерностей и тенденций развития. При этом под теоретической моделью прогноза следует понимать модель, которая практически реализуется и является формой научного отображения действительности.
Рис. 8.1 - Область рассеяния
Y – количественный параметр, объект прогнозирования;
Т – время;
и - дата, состоянием на которую есть информация о развитии объекта в прошлом;
l - дата, на которую разрабатывается прогноз;
l-и - прогнозный горизонт (время опережения).
Адекватность предусматривает учет вероятностного, стохастичного характера развития процессов. Это означает необходимость оценки постоянных и возможных отклонений развития объекта от господствующих тенденций, определение области рассеяния. На графику черт. 2.2. область рассеяния – это площадь фигуры АВС. С увеличением прогнозного горизонта область рассеяния расширяется (DE<BC) и в конце величина возможной ошибки прогноза становится соизмеримой с величиной прогнозируемого показателя. Такой прогноз теряет адекватность и не может быть применен. Предотвращение потери адекватности достигается через повышение уровня агрегованості показателей (процессов), поиска более долгосрочных тенденций.
Практическое использование принципа адекватности во время разработки прогнозов означает, что методы и модели прогнозирования должны быть сначала проверенные с точки зрения их способности имитировать тенденции, которые уже сложились. Перед тем как стать инструментом предусмотрения, эти методы и модели должны стать инструментом познания.
Принцип альтернативності прогнозирования вытекает из возможности развития экономики и социально-экономических процессов в разных направлениях (траекториях), за разных взаимосвязей и структурных соотношений. Если вероятностный характер прогнозирования отбивает наличие случайных процессов и отклонений за сохранение качественной однородности, постоянства тенденций, то альтернативність выходит из предположения о возможности существования качественно разных вариантов развития экономики.
Главная проблема практического воплощения этого принципа заключается в том, чтобы отделить те варианты развития, которые могут быть осуществимыми, от тех, которые невозможно реализовать. Наибольшую вероятность реализации имеет екстраполяційна альтернатива, поскольку она выходит с сохранение постоянных условий и тенденций. Однако, это не означает, что екстраполяційний вариант всегда есть лучшим. Например, падение ВВП (жизненного уровня населения, производства, потребление и т.п.) является нежелательной тенденцией, которую необходимо преодолеть. Построение екстраполяційної альтернативы делает возможным установление «точки отсчета» для других альтернатив. Отсюда вытекает то, что неекстраполяційні альтернативы, которые выходят из необходимости преодоления отрицательных постоянных тенденций, должны быть обоснованные.
Реализация неекстраполяційних альтернатив предусматривает необходимость целенаправленного влияния на развитие процессов. Их интенсивность должна быть тем более сильной, чем больше неекстраполяційна альтернатива отвергается от екстраполяційної. Затем, что больше целевая альтернатива отвергается от екстраполяційної, то большими должны быть расходы ресурсов и (или) положительные сдвиги в эффективности их использования для достижения цели.
Графически (рис. 2.3) это можно объяснить в такой способ. А0, А1, А2, А3 – это альтернативы развитию объекта Y. Когда альтернатива А0 есть екстраполяційною, то стоит вопрос, которой альтернативы легче достичь – А1, А2 или А3. Наилегче достичь альтернативы А1, так как она меньше чем все другие отвергается от екстраполяційної.
Рис. 8.2 - Альтернативність прогнозирования
2. Классификация социально-экономических прогнозов
Одной из важнейших характеристик социально-экономического прогнозирования есть классификация (типология) прогнозов. В экономической теории и практике существуют разные подходы к классификации. Общим есть то, что типология базируется в зависимости от классификационных признаков. Такими признаками могут быть: масштабы объекта; время опережения; элементы воспроизведения; функции прогноза; источника прогнозной информации и т.д. Однако большое количество таких признаков без четко определенных характеристик усложняет создание единой классификации.
За масштабами объекта прогнозирования (в зависимости от уровня агрегирования) прогнозы делятся на глобальные, макроэкономические, секторов экономики, межотраслевых народнохозяйственных комплексов, отраслевые, региональные, локальные, предприятий и прочие.
За временем опережения (прогнозным горизонтом) прогнозы классифицируют на оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнострокові (рис. 2.4). Указанные прогнозы отличаются один от другого не только продолжительностью прогнозного горизонта, а и характером прогнозной информации (количественные, качественные параметры) и гипотезой о возможности изменения определенных тенденций развития в пределах прогнозного горизонта.
За элементами и направлениями воспроизведения отличают прогнозы первичных факторов производства и прогнозы общественных нужд.
Виды прогнозов
|
|
Оперативные
|
Коротко-Сроку
|
Средне-Сроку
|
Долго-сроку
|
Дально-Сроку
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогнозный горизонт
|
|
1-3 месяца
|
до 1 года
|
1-5 лет
|
5-10 лет
|
10-20 лет
|
|
Характер информации
|
|
Количественная
|
Количественно-качественная
|
Качественно-количественная
|
Качественная
|
||
Гипотеза о возможности изменения тенденций
|
|
Изменение тенденций не можно ожидать
|
Возможное изменение тенденций |
||||
Рис. 8.3. Классификация прогнозов за временем опережения
Прогнозы первичных факторов производства являются исходными в системе экономического прогнозирования. К этой группе принадлежат: прогнозы природных ресурсов (земли, воды, топлива, минеральных ресурсов); материальных ресурсов (прогнозы производства продуктов переработки природных ресурсов); трудовых ресурсов (демографические прогнозы, прогнозы трудовых ресурсов, прогнозы рынка и производительности работы); финансовых ресурсов (прогнозы доходов и расходов бюджетов и фондов, инвестиций и т.п.); научно-технические прогнозы и т.п.
К прогнозам общественных нужд принадлежат прогнозы, которые характеризуют нужды в продукции (роботах, услугах). Учитывая это выделяют прогнозы общегосударственных, производственных, личных и т.п. нужд, а также прогнозы экономической конъюнктуры.
Важное место в системе социально-экономических прогнозов принадлежит социальным прогнозам, которые охватывают прогнозы потребительского спроса населения, спроса населения на общественные товары, уровня жизни населения, социального состава общества и т.д.
За функциональным признаком прогнозы классифицируются как поиску (исследовательские) и целевые (нормативные).
Поисковые прогнозы базируется на условному продолженные в будущее тенденций развития объекта в прошлому с учетом факторов, способных изменить эти тенденции.
Целевые прогнозы разрабатываются на основании заранее определенной цели. Их разработка опирается на принцип целеустремленности и связанная с управленческим аспектом прогнозирования. Построение целевых прогнозов осуществляется в обратном порядке: сначала устанавливают цель (уц), а потом ищут способы ее достижения, определяют целевые этапы (рис. 2.5).
Рис. 8.4 - Поисковый и целевой прогнозы
3. Методы социально-экономического прогнозирования
Методами прогнозирования называют совокупность приемов и оценок, которые дают возможность на основании анализа бывших (ретроспективных) внутренних и внешних связей, присущих объекту, а также их изменений сделать достаточно возможное суждение относительно будущего развития объекта. Ныне количество известных методов и приемов прогнозирования превышает 150. Выбор методов прогнозирования осуществляется согласно характеру объекта и требованиями, которые предъявляются к информационному обеспечению прогнозов.
Опыт, накопленный современной прогностикой, показывает, что за всего разнообразия методов прогнозирования, их (в зависимости от степени формализации), можно объединить в две группы: интуитивные и формализованные (рис. 2.6).
Интуитивные (экспертные) методы базируются на использовании экспертной информации. Ими пользуются тогда, когда бракует четких тенденций развития объекта, когда прогнозируются процессы, которые не имеют исторических аналогов, когда другими методами прогнозирования невозможно формализовать оценку влияния на развитие объекта многих факторов. Экспертные оценки дают возможность установить степень сложности и актуальности проблемы, определить основные цели и критерии, проявить факторы и взаимосвязи между ними, обосновать преобладающие альтернативы развитию. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Сущность методов индивидуальных экспертных оценок заключается в том, что каждый эксперт дает оценку независимо от других, а потом, с помощью определенных приемов эти оценки объединяются и обобщаются. Индивидуальные экспертные оценки могут иметь вид интервью, аналитических записок, сценариев социально-экономических событий и т.п..
Коллективные (групповые) экспертные оценки как методы прогнозирования основываются на общей работе экспертов и предусматривают определение коллективом специалистов суммарной оценки состояния объекта в будущем. Наиболее распространенными методами коллективной экспертной оценки есть метод мозговой атаки, метод комиссий, метод «Дельфі», матричный метод и другие способы коллективной генерации идей.
К формализованным методам прогнозирования принадлежат методы прогнозной экстраполяции и моделирование. Использование формализованных методов целесообразное при наличии достаточной фактографической информации и четкой тенденции развития объекта прогнозирования.
Методы экстраполяции базируются на предположении того, что закономерность (тенденция) развития объекта в прошлому будет неизменной на протяжении определенного времени и в будущем. Но, поскольку в действительности тенденция развития может изменяться, то прогнозные результаты нужно рассматривать как вероятностные.
В зависимости от особенностей изменений уровней в динамических рядах экстраполяции могут быть простыми и сложными. Первую группу составляют методы прогнозирования, которые базируются на предположении относительной стойкости в будущем абсолютных значений уровней, среднего уровня ряда, среднего абсолютного прироста, среднего темпа роста.
Вторая группа методов базируются на определенные основной тенденции, т.е. использовании статистических формул, которые описывают тренд. Тренд – это отображение определенной функцией тенденции ряда динамики. Его изображают в виде тучной кривой (траектории). Тренд характеризует главную закономерность движения объекта во времени. Сложные методы экстраполяции можно поделить на два основных типа: адаптивные и аналитические.
Адаптивные методы прогнозирования основываются на потому, что процесс их реализации состоит в определении следующих во времени значений прогнозного показателя с учетом степени влияния предыдущих уровней. К ним принадлежат методы скользящей и експоненціальної средних, метод гармонических весов, авторегресія.
В основу аналитических методов прогнозирования (кривых роста) положен принцип получения с помощью метода наименьших квадратов оценки детерминированной компоненты, которая характеризует основную тенденцию.
Особое место в современном прогнозировании принадлежит методам многофакторного моделирования – логического, информационного, статистического.
К логическому моделированию принадлежат методы прогнозирования по исторической аналогии, построением сценария, дерева целей и т.д.
Метод исторической аналогии базируется на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природой объектом, который опережает первый в своем развитии. Условием успешного использования этого метода есть правильный выбор объектов аналогии, а также учет поправки на историческую обусловленность сознания.
Рис. 8.5 - Классификация методов прогнозирования в зависимости от степени формализации
Если события заданы в форме их описания, то отображение вариантов возможного состояния объекта в будущем и установление времени его осуществления обеспечивается с помощью метода сценария. Сценарий - это обзор информации, которая характеризует данную ситуацию. Эта информация включает описание отдельных факторов, которые влияют на осуществление конкретного события. Задача сценария - характеристика условий, которые в них развивается прогнозируемый процесс.
Использование метода дерева целей в прогнозировании делает возможным последовательное распределение основных задач на підзавдання и создание системы «взвешенных» по экспертным оценкам связей.
Методы информационного моделирования является специфической областью прогнозирования. Развитие средств массовой информации и характерные свойства информационных потоков (определенная направленность, возможность оценки интенсивности, ускорение или замедление, возможность выделения характерных структурных составных и т.п.) создают предпосылки для прогнозирования развития на основании изучения источников массовой информации, которые содержат определенные необходимые, логически благоустроенные гипотезы.
Наиболее распространенными есть методы прогнозирования, основанные на статистическом моделировании. Методы статистического моделирования делятся на две группы.
1. Метод прогнозирования на основании единичных уравнений регрессии. Форму взаимосвязи одного явления с другими явлениями, объектами и процессами можно изобразить в виде уравнения регрессии: y = f (x1, x2,…,xm)... Прогноз осуществляется подстановкой у него значений признаков-факторов и оценкой ожидаемого среднего значения результативного признака. Для установления области рассеяния определяются доверительные интервалы. Прогнозирование за регрессивными моделями может осуществляться только после проверки моделей на адекватность.
2. Метод прогнозирования на основании системы уравнений взаимосвязанных рядов динамики. Этот метод есть найскладнішим, но с его помощью можно получить оценку не только результативной, а и факторных признаков, т.е. анализ взаимосвязанных рядов динамики выражается с помощью системы уравнений регрессии. Прогноз в таком случае лучше подвергается содержательной интерпретации, чем обычная экстраполяция.
4. Прогнозирование экономического и социального развития Украины
Процесс познания экономической реальности требует построения економетричних моделей, причем каждая такая модель основывается на определенной экономической закономерности, которую необходимо экономически сформулировать и количественно определить на основании статистических данных.
Економетричні модели являются найпоширенішим типом социально-экономических моделей, которые используют для анализа и прогнозирование развития национальной экономики. Они состоят из функциональных регрессионных и балансовых уравнений, которые количественно определяют взаимосвязи и пропорции между макроэкономическими величинами на всех фазах процесса воспроизведения. Економетричні модели сначала использовали в форме простых моделей, которые описывают определенную часть процесса воспроизведения. В последние десятилетия достали развитие сложные (комплексные) економертичні модели, которые должны отображать функционирование экономики вообще.
Экономическое содержание комплексных економетричних моделей определяют взаимосвязи макроэкономических величин на отдельных фазах процесса воспроизведения, выраженные уравнениями модели. Економетричні модели содержат такие основные сменные и соотношение: объем производства; доходы и потребление населения; капиталовложение и основные фонды; уровень занятости и безработицу; объемы внешней торговли и прочие.
Объем производства, как правило, определяют с помощью производственной функции, которая отбивает зависимость производства от производственных факторов, главным образом от рабочей силы и капитала. Объем производства может отображаться как валовой выпуск, ВВП, ВНД. Производственные функции по обыкновению дезагрегують за областями экономики. К специфическим факторам, которые влияют на производство, принадлежат тренд технического развития в промышленности и строительстве, индекс погоды в сельском хозяйстве и т.п..
Доходы и потребление населения определяют на основании анализа функций доходов и потребление. Доходы населения зависят от уровня занятости и объемов производства или производительности работы. Учитывается также определенные социальные параметры (минимальная заработная плата, пенсия и т.д.). Личное потребление населения относительно спроса зависит главным образом от доходов населения и частично - от уровня цен, а относительно предложения - от объемов производства и импорта. При этом личное потребление и соответствующие индексы цен могут дезагрегуватися за группами товаров (продовольственные, промыслу и услуги или товары краткосрочного и продолжительного использования).
Капиталовложение и основные фонды определяют с помощью инвестиционных функций, а также уравнений создания и размещение основных фондов. Инвестиционные функции выражают зависимость капитальных вложений от внутренних и внешних факторов, однако в некоторых моделях, особенно краткосрочных, инвестиции считают заданными величинами. Введение в действие основных фондов зависит от объемов капитальных вложений с учетом лагу (временного опоздания).
Уровень занятости и безработицу моделируют с помощью уравнений экономически активного и пассивного населения. Предложение рабочей силы зависит от численности населения в трудоспособном возрасте, а спрос - от объемов производства в отдельных областях и в стране в общем, производительности работы, уровня и структуры инвестиций, дохода. Этим сменным присущая значительная инерция, т.е. зависимость от уровня занятости и безработицу в предыдущих периодах.
Объемы внешней торговли определяют с помощью уравнений экспорта – импорта. Экспорт зависит от объема производства отечественной продукции и от объема импорта из других стран. Импорт, с точки зрения валютных резервов, зависит от экспорта, а с точки зрения нужд - от объема отечественного производства или от потребления и инвестиций.
Макроэкономическая модель может также содержать другие сменные и соотношение процесса воспроизведения, которые касаются расходов, финансов, кредитов, запасов и т.п..
Описанные взаимосвязи и сменные можно иллюстрировать схемой (рис. 8.6), в которой взаимосвязи блоков эндогенных сменных обозначено прямоугольниками, а блоки экзогенных сменных - овалами.
Целью сложных макроэкономических моделей комплексного социально-экономического развития страны есть отображения функционирования всей экономики. Их постепенно совершенствуют и приспосабливают к нуждам практики. Такие модели развиваются главным образом в двух направлениях - динамізації, углубление внутренней содержательности моделей и временной и отраслевой дезагрегації моделей. Это оказывает содействие усовершенствованию внутренних связей между отдельными блоками моделей и обеспечивает содержательность моделей через системное отображение всех фаз процесса общественного воспроизведения.
Системы моделей создают на уровне отдельных стран (французская, итальянская, немецкая и др.), на уровне групп стран (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская и т.п.) и на уровне мирового хозяйства вообще.
Рис. 8.6 - Блоки змінних і зв’язки між ними в комплексній економетричній моделі
Економетричні модели в странах Восточной Европы начали применять в начале 70-х лет ХХ ст.. Найсуттєвіших результатов в построении комплексных економетричних модели достигнуты в России, Украине, Венгрии и Польши.
Социально-экономическое прогнозирование в Украине
Среди первых макроэкономических моделей Украины были модели УКР-1 и УКР-2, разработанные в Научно-исследовательском экономическом институте при Госплане УССР. Более детальная и пристосованіша к тогдашней плановой методике модель УКР-2 была сформирована по 7-мы взаимосвязанных блоков (Промышленность, Сельское и лесное хозяйство, Строительство, Транспорт и связь, Торговля и общественное питание, Другие области материального производства, Итоговые республиканские показатели). Модель УКР-2 считали дезагрегованою моделью большого размера, которая имела 79 регрессионных и 22 балансовых уравнение.
В 90-те года Институтом экономики Национальной академии наук и Международным центром информационных технологий и систем Министерством образования и науки Украины было разработано несколько версий систем макроеконометричних моделей прогнозирования экономики Украины УКР-МАКРО. Целью построения взаимосвязанной системы моделей, с помощью которой возможное принятие эффективных решений, есть характеристика развития экономики Украины в переходной период на макроуровне за разными сценариями. Первые две версии УКР-МАКРО 1 и УКР-МАКРО 2 было построено на основании макропоказателей по схеме баланса народного хозяйства. Последние версии - УКР-МАКРО 3 и УКР-МАКРО 4 - за системой национальных счетов (СНР).
На этапе прогнозирования за системой УКР-МАКРО 3 было рассмотрено два варианта сценариев - оптимистичный и пессимистический. Руководящими сменными были определены объемы импорта нефти и газа, а также показатели инфляции, фоновыми сменными - погодные условия и ситуация в угольной промышленности. Оптимистичный взгляд было основано на потому, что снабжение энергоносителей будет осуществляться возрастающими темпами, погодные условия - благоприятные, ситуация в угольной промышленности - стабильная. Пессимистический прогноз предусматривал замедленный спад в снабжении энергоносителей, неблагоприятные погодные условия и нестабильную ситуацию в угольной промышленности. По версии УКР-МАКРО 4 также было рассмотрено два варианта - замедленный или ускоренный роста доли инвестиций в реальному ВВП.
Позднее Институт экономического прогнозирования НАН Украины разработал «Макромодель экономики Украины – 1». Модель сориентирована на разработку среднесрочных прогнозов динамики ключевых макроэкономических параметров. Модельные связи рассмотренные в секторном разрезе на основании показателей и зависимостей СНР с учетом целей экономической политики.
Указанная модель имеет блочную структуру и предназначенная для исчисления прогнозных показателей в ежегодном измерении. Блоки представлены моделями секторов: реального, потребление и доходов населения, государственного, внешнеэкономического и грошово-кредитного. Взаимодействие между блоками оказывается в построении и согласовании ключевых индикаторов платежного и монетарного балансов, СНР и баланса государственного бюджета.
На базе «Макромодели экономики Украины» было рассчитано большинство макроэкономических показателей Прогноза экономического и социального развития Украины на среднесрочный период. Приведено возможные наиболее низкие, вероятные и верхние границы колебания реального ВВП и индекса инфляции, а также вероятный, оптимистичный, пессимистический сценарии возможных изменений основных агрегатов распределения ВВП, бюджетных и монетарных показателей.
Определенный интерес представляет разработка Института кибернетики им. В.Г.Глушкова НАН Украины – моделированная система «Бюджет». Она предназначена для решения задач бюджетного и макроэкономического моделирования, в частности для оценивания ожидаемых поступлений в государственный бюджет и объемы его важнейших расходов, прогнозирование динамики цен, объемов платежеспособного спроса, экспортно-импортных потоков и т.п.. Модулированная система «Бюджет» использовалась во время разработки проекта Государственного бюджета Украины.
В том же институте разработана модель среднесрочного прогнозирования (авторы – Б.Панасюк, И.Сергієнко, Л.Гуляницький). Эта економетрична модель предназначена для исчисления ежегодных темпов роста ключевых макроэкономических сменных (реального ВВП, уровня инфляции и безработицу) и основывается на использовании производственных функций Кобба-Дугласа.
Среди менее масштабных моделей нужно отличить две перспективные для аналитического использования модели: квартальную (годовую) модель прогнозного расчета реального ВВП (Кибернетический центр НАН Украины), грунтованную на использовании метода группового использования аргументов, и долгосрочную економетричну модель экономического роста в переходных экономиках, основанную на регрессионном анализе с выделением институциональных факторов (Международный валютный фонд).
Государственное прогнозирование экономического и социального развития Украины
Согласно Закону Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины» прогнозы экономического и социального развития должны разрабатываться на среднесрочный (5 лет) и краткосрочный (1 год) периоды. В прогнозах должны быть отображенные:
-
анализ социально-экономического развития страны за предыдущий период и характеристика главных проблем развития экономики и социальной сферы;
-
ожидаемые изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации и их влияние на экономику страны;
-
оценка влияния возможных мероприятий государственной политики в прогнозном периоде на развитие экономики и социальной сферы;
-
цели и приоритеты экономического и социального развития и предложения относительно направлений государственной политики на соответствующий период;
-
прогноз конъюнктуры на внутренних и внешних рынках стратегически важных товаров (услуг);
-
основные макроэкономические и другие необходимые показатели и балансы экономического и социального развития, в том числе по областям и регионам;
- выводы относительно тенденций развития экономики страны в прогнозном периоде.
Прогноз экономического и социального развития на среднесрочный период используется во время разработки проекта Программы деятельности Кабинета Министров. Параметры прогноза на краткосрочный период используются для разработки Государственной программы экономического и социального развития и для оценки поступлений и формирование показателей государственного бюджета.
Долгосрочный прогноз экономического и социального развития Украины
Долгосрочный целевой прогноз развития национальной экономики Украины положен в основу Стратегии экономического и социального развития Украины на 2004-2015 рр. «Путем европейской интеграции»(далее - Стратегии).
Период 2004-2015 рр. должны стать этапом формирования инновационной модели развития, осуществление прогрессивных структурных превращений в экономике, углубление ее европейской интегрированности и существенного усовершенствования рыночных институтов. Политика постоянного экономического роста должны заменить действующую политику возобновительного характера роста.
Широкомасштабная модернизация экономики Украины и ее динамический рост, по мнению разработчиков Стратегии, возможные при условиях создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. Лишь быстрое развитие, прежде всего национального капитала за счет повышения капитализации экономики при обеспечении экономической свободы, может превратить Украину на государство, привлекательное для инвестиций. Исходными условиями является окончательное утверждение прав частной собственности (прежде всего на землю и недвижимость) и обеспечение их надежной защиты, создание равных условий конкуренции, развитие стойких и эффективных финансовых институтов и институтов, которые осуществляют финансовое администрирование. Государство должна найти оптимальный баланс во взаимоотношениях с частным предпринимательством - постепенно отказаться от практики чрезмерного вмешательства у дела бизнеса, который разрешит четко очертить сферу государственного регулирования, повысить его эффективность и прозрачность. Ни один из субъектов экономической деятельности не должен подвергаться дискриминации, а доступ к государственным ресурсам должны быть обеспечен исключительно на конкурентных началах.
Ощутимое улучшение инвестиционного климата имеет не только сократить отлив капитала, но и создаст предпосылки к репатриации украинского капитала, который раньше вывозился из Украины.
Предполагается, что в указанный период будет обеспечено:
-
существенное повышение качества и эффективности экономического роста на основе высоких темпов технологического обновления;
-
достижение ощутимого эффекта от структурно-технологической модернизации экономики, инновационного инвестирования и рост на этой основе производительности работы в 2, 5-2,6 раза и соответствующего роста конкурентоспособности экономики;
-
четырехразовое увеличение капиталовложений;
-
рост ВВП темпами, которые обеспечит его увеличение в 2,6 раза;
-
динамическое повышение уровня и качества жизненных стандартов населения;
-
формирование в Украине экономических основ информационного общества;
-
интеграцию Украины в світогосподарську систему и прежде всего в экономические структуры ЕС.
Этапы долгосрочного прогноза
Долгосрочный прогноз экономического и социального развития Украины рассчитан, исходя из трех качественно отличных этапов, каждый из которых имеет свои цели и описывается соответствующими целевыми параметрами.
-
Первый (2004-2005 рр.) – этап формирования базовых основ долгосрочного экономического роста.
-
Второй (2006-2009) – этап ускоренного экономического роста.
- Третий (2010-2015) – этап стабилизации темпов экономического роста.
Ключевые задачи первого этапа ( 2004-2005) состоят в создании институционных основ, которые будут обеспечивать реализацию политики постоянного качественного экономического роста вместо предварительно доминирующей политики стабилизации, которая стимулировала экономический рост у основному возобновительного характера. В этот период важного значения будут приобретать возобновление всего спектру составляющих производственной и инвестиционной инфраструктуры, а также инвестиционная активность государства. Грошово-кредитна и бюджетная политика государства должны быть нацелена на поддержку финансовой стабильности и снижение долговой нагрузки на экономику.
Второй этап (2006-2009), должен стать периодом масштабной структурной перестройки экономики, которая будет стимулироваться всем комплексом социально-экономических факторов: накоплением новых инвестиций, возрастающей конкуренцией как на внутреннему, так и на внешнему рынках, созданием более эффективных механизмов переплыву капитала и рабочей силы, которые должны привести к росту эффективности факторов производства. Этот период будет связан с развернутым таргетуванням стабильности денежной единицы путем постоянного мониторинга за динамикой инфляции, обменного курса и процентных ставок и влияния на нее средствами монетарной политики с целью обеспечения внутренней и внешней стабильности гривны. Доля государства в перераспределении ВВП будет снижаться по мере роста экономики за счет высокой инвестиционной активности, в т.ч. увеличение иностранных инвестиций.
На третьем этапе (2010-2015) предполагается реализация экономического эффекта осуществленных структурных преобразований, переход на этой основе экономики Украины на экономический рост со стабильными высокими темпами формирования основных основ информационного общества.
Сценарии экономического и социального развития
Учитывая неопределенность многих процессов, которые происходят и будут происходить как в экономике Украины, так и в мире в целом, а также те многочисленные проблемы и риски переходного периода, реформ, которые проводятся и должны быть проведены, интеграцию экономики Украины в мировую, предложено: оптимистичный (ускоренно інвестиційно-активный), пессимистический (ограничительный, повышено рискованный) и базовый (оценивается інвестиційно-интенсивная, с усилением конкурентоспособности страны, макроэкономическая ситуация развития событий) сценарии развития. Базовый сценарий считается основным.
Сценарии отличаются внешними и внутренними условиями развития экономики. Их характеристика приведена в табл. 8.1 и 8.2.
Таблица 8.1.
Среднегодовые темпы прироста мирового развития, %
Темпы прироста |
Оптимистичный сценарий |
Базовый сценарий |
Пессимистический сценарий |
Мирового ВВП |
2,9 |
2,5 |
2,0 |
ВВП еврозоны |
1,9 |
1,6 |
1,4 |
ВВП Российской Федерации |
5,0 |
4,5 |
3,5 |
Мировых цен на газ и нефть |
от 25,5 ( 2003-2004) до 18 ( 2005-2011) |
от 25,5 ( 2003-2004) до 22 ( 2005-2011) |
свыше 26 ( 2003-2004) до 25 ( 2005-2011) |
Мировой торговли |
10, 1-12,0 |
6, 1-1,0 |
4, 1-1,0 |
Таблица 8.2.
Показатели подорожания продукции (услуг) естественных монополий
Показатели |
Оптимистичный сценарий |
Базовый сценарий |
Пессимистический сценарий |
Тарифы в электроэнергетике, раз |
1,5 |
1,6 |
1,9 |
Цены на природный газ, раз |
1,7 |
1,8 |
2,0 |
Тарифы на железнодорожные перевозки грузов, раз |
1,3 |
1,4 |
1,9 |
Среднегодовые поступления прямых иностранных инвестиций, млрд. долл. США |
свыше 2, 5-3,0 |
не ниже 1, 5-2,0 |
близко 1,0 |
Развитие экономики Украины за базовым сценарием
За базовым вариантом прогноза (табл. 8.3), реальный ВВП Украины в 2015 г. будет почти в 2,4 раза превышать уровень 2002 г. Среднегодовой темп прироста ВВП за период 2004-2015 рр. составит 6,5%. Этот темп прироста будет в 2,2 раза большим сравнительно со среднегодовым темпом прироста мировой экономики (2,9%), что будет отвечать определенным стратегическим целям опережающего экономического развития Украины.
Этап формирования институционных основ постоянного экономического роста будет в основному закончено в 2005 г., среднегодовой темп прироста ВВП на этом этапе составит 6,5%.
На втором этапе, этапе ускоренного постоянного роста, предполагается, постепенный рост темпов прироста ВВП с 6,5% в 2006 г. до 8% в 2010 г. Прогнозируется, что в среднем за год темпы роста ВВП будут составлять 7,1%.
Третий этап развития экономики Украины предусматривает стабилизацию темпов экономического роста в среднем на равные 6,0% за год.
Таблица 8.3.
Динамика ВВП за базовым сценарием
Года |
За год |
С начала периода |
|
Темп прироста ВВП, % |
Темп прироста ВВП, % |
Рост ВВП, раз |
|
Первый этап |
|||
2003 |
9,3 |
9,3 |
1,09 |
2004 |
4,8 |
13,1 |
1,13 |
2005 |
5,0 |
18,7 |
1,19 |
2003–2005 |
5,9 |
– |
– |
Второй этап |
|||
2006 |
6,5 |
26,5 |
1,26 |
2007 |
7,0 |
35,3 |
1,35 |
2008 |
7,5 |
45,5 |
1,45 |
2009 |
8,0 |
57,1 |
1,57 |
2006–2009 |
7,2 |
– |
– |
Третий этап |
|||
2010 |
6,0 |
66,5 |
1,67 |
2011 |
5,5 |
75,7 |
1,76 |
2012 |
5,0 |
84,5 |
1,84 |
2013 |
5,5 |
94,6 |
1,95 |
2014 |
6,0 |
106,3 |
2,06 |
2015 |
6,0 |
118,6 |
2,19 |
2010–2015 |
5,7 |
– |
– |
2003–2015 |
6,2 |
– |
– |
На этапе формирования базовых основ экономического роста предполагается оживление развития мировой экономики, которая положительно будет влиять на развитие экономики Украины. В частности, согласно прогнозам Мирового Банка, темпы роста мирового ВВП увеличатся с 1,2% в 2001 г. к с, 1% в 2005 г. Состоится активизация мировой торговли, темпы прироста которой увеличатся с 0,4% в 2001 г. до 8,2% в 2005 г.
Ключевым элементом обеспечения экономического роста (а итак, и всей стратегии социального и экономического развития Украины) должен стать инвестиционный прорыв, существенное наращивание объема инвестиций и повышение Их эффективности.
Рост производства ВВП до 2015 г. в 2,38 раза нуждается в увеличении капиталовложений по меньшей мере в 4 раза. Среднегодовой темп прироста инвестиций должны составить 12,2%, а их общий, объем срастить на 120-150 млрд. долл.
В условиях ограниченности внутренних источников финансирования особого значения приобретает привлечение иностранных инвестиций, новой техники и передовых технологий. За базовым сценарием предполагается, что вступление Украины в СОТ положительно повлияет на внешнеэкономическую деятельность нашей страны. Это будет оказывать содействие существенному улучшению инвестиционного имиджа Украины. Поступление прямых иностранных инвестиций в Украину до 2015 г. сравнительно с 2001, г. имеет срастить в 4-5 раз и составить 1, 5-2,0 млрд. долл. за год. Согласно прогнозам, за 2003-2015 рр. к экономике Украины должны поступить 18-25 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.
За базовым сценарием предполагается, что ускоренное развитие инновационной составляющей экономики У страны, который обусловлен повышенной инвестиционной активностью и необходимостью замены значительной части изношенных и устаревших основных производственных фондов, в 2004-2015 рр. обеспечит 60% прироста ВВП.
Одним из важных факторов, которые будет оказывать содействие наращиванию высоких темпов экономического развития Украины, должны стать постепенная детінізація экономики. Ежегодный темп прироста ВВП за счет этого фактора, начиная с 2005 г., предполагается в среднем на равные 1,5%.
Развитие экономики Украины за оптимистичным сценарием
За оптимистичным сценарием (табл. 8.4) до 2015 г. предполагается увеличение реального ВВП в 2,6 раза благодаря максимально возможным темпам роста в долгосрочной перспективе в среднем к 8-10%. Основным условием обеспечения соответствующих темпов должен стать обеспечения инновационной направленности структурной перестройки производства и существенное продвижение в направлении создания современного научно-технологического потенциала при сохранении мирового лидерства Украины в ряде сфер науки и передовых технологий. За этим вариантом предполагается, что основным источником формирования инвестиций до конца 2004 г. остаются собственные средства предприятий, а в 2005-2009 рр. будет осуществляться переход к активному использованию заимствованных (в т.ч. и иностранных) средств, включая сбережение населения и других субъектов хозяйствования. При этом прогнозируются темпы роста валовых инвестиций в среднему 14% за год.
Таблица 8.4.
Динамика ВВП за оптимистичным сценарием
Года |
За ч |
С начала периода |
|
Темп прироста ВВП, % |
Темп прироста ВВП, % |
Рост ВВП, раз |
|
Первый этап |
|||
2002 |
5,2 |
5,2 |
1,05 |
2003 |
9,3 |
15,0 |
1,15 |
2004 |
8,0 |
20,0 |
1,20 |
Второй этап |
|||
2005 |
8,0 |
29,6 |
1,30 |
2006 |
8,5 |
40,6 |
1,41 |
2007 |
9,0 |
53,2 |
1,53 |
2008 |
9,5 |
67,8 |
1,68 |
2009 |
10,0 |
84,6 |
1,85 |
Третий этап |
|||
2010 |
7,0 |
97,5 |
1,97 |
2011 |
6,0 |
109,3 |
2,09 |
2012 |
6,0 |
121,9 |
2,22 |
2013 |
6,0 |
135,2 |
2,35 |
2014 |
6,0 |
149,3 |
2,49 |
2015 |
6,0 |
164,3 |
2,64 |
Развитие экономики Украины за пессимистическим сценарием
Развитие событий за пессимистическим сценарием (табл. 8.5) связывает с усилением дисбаланса и сохранением деструктивных сдвигов в важных макроэкономических пропорциях, которые имеет следствием замедления темпов накопления внутренних финансовых ресурсов и неэффективное использование инвестиций для технологического обновления производства (со среднегодовыми темпами их роста на равные 4, 9-6,0% в 2003-2011 рр.), рост внутреннего и внешнего государственного долга, инфляции (свыше 7-9% в 2003-2006 рр. и 7-8 % в 2007-2011 рр. в среднем за ч) и приостановление роста реальных доходов экономических агентов. Анализ свидетельствует, что развертывание событий за пессимистическим вариантом значительно замедляет темпы роста экономики на прогнозируемый период (к 3-5% в 2005-2008 рр. и в среднем 3, 5-4,5% за 2009-2011 рр.).
Таблица 8.5.
Динамика ВВП за пессимистическим сценарием
Года |
За ч |
С начала периода |
|
Темп прироста ВВП, % |
Темп прироста ВВП, % |
Рост ВВП, раз |
|
Первый этап |
|||
2002 |
5,2 |
5,2 |
1,05 |
2003 |
9,3 |
15,0 |
1,15 |
2004 |
5,5 |
16,6 |
1,17 |
2005 |
4,8 |
22,2 |
1,22 |
Второй этап |
|||
2006 |
5,0 |
28,4 |
1,28 |
2007 |
5,2 |
35,0 |
1,35 |
2008 |
5,4 |
42,3 |
1,42 |
Третий этап |
|||
2009 |
4,5 |
48,7 |
1,49 |
2010 |
4,0 |
54,7 |
1,55 |
2011 |
4,0 |
60,9 |
1,61 |
2012 |
4,0 |
67,3 |
1,67 |
2013 |
4,0 |
74,0 |
1,74 |
2014 |
4,0 |
80,9 |
1,81 |
2015 |
4,0 |
88,2 |
1,88 |
Прогноз за пессимистическим сценарием базируется на таких предположениях:
-
недостаточности условий для преодоления кризисных представленный в финансовой сфере Украины;
-
разбалансированности денежной системы; разбалансированности доходов и расходов бюджета;
-
существенному недостатку кредитных ресурсов (особенно долгосрочных) при условиях сохранения чрезмерного налогового давления и ограничение финансовых возможностей предприятий; уменьшении финансовых поступлений в реальный сектору экономики вследствие сохранения высоких процентных ставок за кредит.
В течение 2000-2003 рр. в Украине созданы объективные предпосылки, реализация которых оказывает содействие развитию экономических процессов на основе базового сценария.