Некоторые аспекты адаптации студентов вуза в условиях формирования сплоченного коллектива в общежитии
« Назад В первую неделю пребывания студентов в колледже формируется студенческий актив и студенческое самоуправление группы, потому что это мощный источник помощи в работе куратора; взаимодополняющая сотрудничество - один из определяющих критериев эффективности работы куратора. Актив состоит из старосты, его заместителя, профорга, представителей студенческого самоуправления, творческих групп, активных участников научных, технических, культурных, спортивных кружков и т.д. Студенческий актив, получая определенные полномочия способен организовывать любые мероприятия в пределах группы и с помощью куратора инициировать выполнение различных студенческих проектов, которые, в подавляющем большинстве, совпадают с задачами и направлениями работы куратора.
Значительную помощь студентам в преодолении трудностей должен предоставлять куратор. Главная его задача - создание сплоченного коллектива студентов академической группы. Большинство студентов, которые поступили на первый курс, как правило, столкнуться с целым рядом проблем, среди которых первое место занимает проблема психологической адаптации. Необходимость в психологической адаптации человека возникает, прежде всего, со сменой деятельности человека и его социального окружения. До основного содержания процесса адаптации студентов первого курса, относятся: формирование нового отношения к профессии, усвоения новых учебных форм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы, приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям, приспособление к новым условиям быта, новой студенческой культуры, новым формам использования свободного времени и т.д. Различают три формы адаптации первокурсников: а) формальная - касающаяся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, к структуре учебного заведения, содержания обучения в нем, к его традициям, к собственным обязанностям; б) общественная - определяет процесс внутренней интеграции группы учащихся первого курса и интеграция этой группы со студенческим окружением в целом; в) дидактическая - касается подготовки к новым формам и методам учебной работы в училище. С первого дня обучения в училище ученик попадает к учебной группы, где собраны бывшие школьники с разными характерами, амбициями, целями, самооценкой и т.д. В этих условиях очень трудно адекватно воспринимать не только окружающую действительность, но и самого себя. Выявление своей личности, возгорание своей социальной «ниши» в коллективе, который начинает формироваться, адаптация собственного поведения относительно ролевых ожиданий студентов - одногрупников не у всех происходит легко и сразу. Как правило, это тяжелый и длительный период в развитии коллектива. Есть две плоскости проблемы адаптации: адаптация всех учащихся с изменением статуса школьника на статус студента и адаптация студентов из других городов или сел, которые живут в общежитии. В процессе исследования проблемы адаптации учащихся первого курса к условиям проживания в общежитии было проведено анкетирование студентов первого курса после первого месяца обучения. Вопросы анкеты подавались в простой и доступной форме. Главными принципами анкеты были ее открытость, анонимность и свободное высказывание учащихся на поставленные вопросы. В анкете затрагивались вопросы личностных особенностей адаптации. В своих ответах первокурсники размышляли над имеющимися проблемами адаптации с точки зрения их немедленного решения здесь и сейчас, причем анализа глубины этой проблемы и путей преодоления достаточного внимания не уделяли. Целью исследования адаптации учащихся первого курса к проживанию в общежитии является разработка мероприятий по ее улучшению и ускорению. Анкета была проведена среди 57 учащихся, проживающих в общежитии. Для 63% опрошенных студентов процесс адаптации был не слишком тяжелым и длительным. Для 22% учащихся адаптация не была нужна, поскольку среди студентов группы оказалось много знакомых, бывших одноклассников, «однодворцев» (это основная масса студентов данного города) Интересно, что 6% учащихся имели трудности в определении ответы по тяжести в адаптации (или не поняли именно процесс адаптации, не было времени проанализировать и задуматься над собственным вхождением в новый процесс обучения и новый коллектив). Однако для 9% учащихся процесс адаптации оказался довольно тяжелым и достаточно длительным. Именно эти ученики составили в основном группу учеников из других городов, а также из малообеспеченных семей и из сельской местности. Решение проблемы видим в взаимодействия работы сотрудников общежития, классных руководителей, мастеров п/о, соц. педагога а также ученического самоуправления. На сознание первокурсников, проживающих в общежитии, не зависимо от их желаний, влияют старшекурсники, которые являются их соседями. Первокурсники бессознательно подражают характерные черты старшекурсников, причем не только положительные. Основной проблемой в общежитии возникает организация активного полезного отдыха и свободного времени. Знакомство учеников-первокурсников с органами ученического самоуправления, его роли в училище, направлениях деятельности, запланированных мероприятиях. Ученики приглашаются для участия в разнообразных мероприятиях. Предполагается дружеская беседа старшекурсников с начинающими, последним предоставляется возможность поставить своим старшим товарищам такие откровенные вопросы, которые они не смогут поставить преподавателям и классным руководителям, и получить на них ответы. Удовлетворение потребностей в бытовой сфере, улучшение жилищно - бытовых условий также ускорят процесс адаптации. Доброжелательность, внимание к ученикам, индивидуальный подход будут способствовать сокращению сроков адаптации к проживанию в общежитии. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |