Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Адаптация первокурсников в условиях высшей школы

Адаптация первокурсников в условиях высшей школы

« Назад

Вступая на порог нового учебного заведения, ученик первокурсник, испытывает определенный страх. В психологии есть даже термин «учебная фобия», что означает - страх перед посещением НЗ. Нередко идет речь не столько о страхе перед новым, но и о страх выхода из дома, развод с другим заведением, с родными, к которым ребенок привязан. Происходит так называемый процесс адаптации.

первокурсники, адаптация первокурсников

А адаптация, как мы все с вами знаем, (лат. Adapto - приспосабливаю) - это процесс активного приспособления организма или личности к меняющимся условиям среды.

Существует мнение, не испытывают боязни перед НЗ уверенные в себе, активные и любознательные дети, которые пытаются самостоятельно решать проблемы обучения и налаживать взаимоотношения со сверстниками.

Кроме боязни идти к НЗ часто появляется страх изменения системы обучения в сравнении со школьным форматом. В основе этого также есть боязнь новых опросов, исследований и анкетирований, страха быть осмеяным, сделать ошибку, сказать неправильный ответ. Как правило, боятся дети с высоким уровнем тревожности. Больше всего они боятся отвечать «на аудиторию», делать групповые работы.

К тому же, к проблемам перехода к новым условиям обучения добавляется так называемый «переход к взрослой жизни», который многие из учеников воспринимает, как разрешение многого из того, чего раньше не разрешалось - вредные привычки, агрессивное, наглое поведение, пропуски занятий, нецензурные выражения, для парней - «мужские» выяснение отношений, для девушек «развязное» поведение и т.д.

Исследования позволяют констатировать, что психодиагностика адаптационных возможностей студентов первого года обучения очень важна, потому что дезадаптации может сказаться ухудшением работы познавательной сферы, изменения в эмоционально-чувствительной сфере.

В течение обучения в ВУЗе, молодой человек проходит через несколько этапов социализации. Определяющим среди них является этап адаптации к новой социальной ситуации развития, то есть - первый курс (семестр).  От того, какие механизмы приспособления и жизнедеятельности в новых условиях будут выбраны и закреплены личностью, зависит стиль и результативность будущей профессиональной самореализации человека. Поэтому указанные выше задачи и направления работы куратора целесообразным конкретизировать рассмотрением основных психологических проблем адаптации, которые переживают первокурсники.

первокурсник, студент-первокурсник

Наибольшие трудности заключаются в изменении социальной позиции при переходе со школьного социума, изменении способов учебной деятельности.

Обязательным условием успеваемости студента есть освоение новых для него качеств учебного процесса. На первом курсе складывается коллектив, формируются навыки, умения.

Для диагностирования трудностей и выяснения причин дезадаптации первокурсников проводят пилотажное социально-психологическое исследование.

При всем разнообразии уточняющих деталей общим есть то, что адаптация рассматривается как приспособление личности к существованию в социуме согласно требований и норм.

В пяти учебных заведениях был проведен опрос всех студентов первых курсов. Наиболее представительной (272 с 391 опрошенного) оказалась студенческая община Технологического института (ТЕ). Опрашивали также студентов Института последипломного образования, городских филиалов Екомену и Межрегиональной академии управления персоналом, а также музыкального училища. Это дало возможность сравнить особенности адаптационного процесса в разных учебных заведениях города. Предметом внимания исследователей были организационные и социально-психологические проблемы. Среди организационных выделялись те трудности учебного характера, которые возникают у первокурсников через разницу в особенностях учебного процесса школы и ВУЗа. Прежде всего, это нехватка некоторых умений: самостоятельной работы, конспектирования, работы с информацией, распределения времени, внимания и т.п. Через эти особенности можно предсказать степень вмешательства учебного заведения в ход адаптации.

Другой группой проблем были вопросы психологического характера. Прежде всего, это известный синдром первокурсника, когда он испытывает состояние близкое к стрессу, или даже кризиса. Не менее важным остается влияние мотивации первокурсника к обучению. Именно здесь и проявляется готовность и способность личности к переходу на другие, более подходящие для освоения высшего образования, формы поведения.

Поскольку адаптация  первокурсников становится реальной проблемой при новых отношениях между студентами и ВУЗами, то не всегда осознается, что решение проблем адаптации предстает еще одной, часто латентной, функцией института высшего образования.

мотивация первокурсника к обучению, причины трудностей для студента

При этом истинные причины трудностей для студента становятся недоступными. Причина в том, что в ходе адаптации происходит объективное занижение самооценки личности, которую субъективно студент не хочет признать. А снижение самооценки происходит, прежде всего, через то, что студент не владеет новыми способами обучения, которые эффективны именно для получения высшего образования. Его учебная работа по принципам школьного образования оказывается недостаточно эффективной и рациональной. Другой ответ, о напряжение и усталости, по сути, не причина, а следствие. Потому что усталость может быть результатом нескольких факторов, среди которых недостаточная результативность усилий, которые не соответствуют новым требованиям обучения в высшей, а не средней школе. Когда дела идут на лад, то усталость, как правило, исчезает. Сама успешная деятельность и ее результат могут быть мотивом к обучению. Не следует исключать такую причину, как неумение распределять время.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!