Студенческая образование в Германии по принципу «единства исследования и обучения». Немецкие ВУЗы и высшее образование
« Назад Студенческое образование в Германии имеет долгую историю своего становления. Старейший университет Германии (г. Гейдельберг, 1385 г.) сформирован соответственно с парижской моделью, по которой император или папа предоставляли корпорации педагогов и студентов право учить теологию, право, медицину и философию. Разделение страны на микрокняжества и религиозные ссоры быстро привели к возникновению в Германии почти 40 университетов (на 1700-й год), которые подготавливали государственных деятелей. Позже количество учреждений уменьшилось через слияние или ликвидацию, а их работа пришла в упадок вследствие устаревших программ. Так называемые "новые" немецкие ВУЗы появились на протяжении XVIII столетия. В них начали изучать и естественные науки, излагая не на латыни, а на немецком. Самые глубокие реформы высшего образования в университетах Германии, названные "неогуманистическими", произошли в ХІХ веке. Создание образцового университета в Берлине (1809/10 у. г.) связано с именем Вильгельма фон Гумбольдта, который короткое время управлял обучением в правительстве Пруссии. В основу работы этого заведения он положил такие принципы: широкая автономия при государственном финансировании, самоуправление группы руководителей кафедр (ординариив), ударение на свободных исследованиях без узкого практического направления, отличие университетского обучения от школьной и от чисто профессиональной подготовки. Все это стало базой свободы преподавания для профессоров и сочетание науки и образования для студентов. Вторым последствием реформ стало формирование технических университетов для развития прикладных наук, которые не преподавались ни в "новых" университетах, ни в университете Гумбольдта. Эти заведения долго боролись за получение университетского статуса. В период резкого расширения структуры образования после Большой Отечественной войны в ранг учреждений высшего образования перешли высшие профессиональные школы, дипломы которых лишь до недавних пор вплотную приблизились к университетскому уровню. Давно звучит в Германии критика старой традиции социальных отношений, говорят о новой - репродукцию через образование. Уже чаще употребляется термин «инфляция дипломов». Необходимо проследить развитие со стороны истории по данной проблеме. В Германии 331 высшая школа, где обучаются 1, 9 млн. студентов. 118 являются университетами, 157 спец. высшие школы, 56 художественные и музыкальные школы. Школьный аттестат является предпосылкой поступления в немецкий ВУЗ, однако в медицинские и музыкальные (художественные) школы дополнительно сдают вступительные экзамены. Круг лиц, которые претендуют на государственную стипендию очерчен, это касается и прав студентов за рубежом. Во время посещения лекций, практических, семинарских студенты получают промежуточные дипломы. К экзамену на выпуск студента допускают лишь в том случае, если он может представить обозначенное количество дипломов, свидетельств. В рамках учебного процесса в ВУЗАХ Германии предусмотрено практику в немецких фирмах. Срок стажировки от 3-х месяцев до 1 года. Студенческие союзы отдельных факультетов имеют возможность влиять на организацию учебного процесса, высказывают собственные мнения относительно того или иного кандидата на занятие профессорской должности. Студенты педагогического вуза по специальности «классическая филология» имеют возможность посещать страны, которые изучают (культуру). Есть семинары, которые удел начинающих, которые являются обязательными. Затем студент выбирает. Как правило, учебные заведения Германии не предоставляют иностранным студентам стипендию. Исключением являются студенты, которые учатся по программе ДААД. Иностранцы – выпускники могут рассчитывать на рабочее место в Германии и Европе. Некоторые по контракту уезжает к Англии, Канады, Испании, это прописано в правах студентов за рубежом. Однако критика студенческого образования в Германии известна: низкая мобильность студентов и преподавателей, небольшая гибкость учебных планов. Ситуация усложняется благодаря чрезмерной бюрократизации и недостаточную автономию. Высшее образование в университетах Германии стоит намного больше, чем в других странах. ВУЗЫ Германии выпускают гораздо меньше специалистов, чем ВУЗЫ других стран. К тому же лишь 35 % школьников получат право на дальнейшее обучение в ВУЗАХ. В сравнении с Финляндией и Швецией это 72% и 69% молодежи, которые имеют право на высшее образование. Значительная доля студентов прерывают выше обучение и не заканчивают процесс. Необходимо оптимизировать учебные планы и усилить опеку над студентами, несмотря на это немецкая система дипломов и магистерских удостоверений опирается на давнюю европейскую традицию, носит высокий научный уровень, учитывает международные стандарты, в которых лежит англо-американская модель ступенчатого обучения, цель которого, ориентация на получение профессиональной квалификации и углубленного образования с дальнейшим продолжением. Кроме того, большое количество специальных предметов преподается на английском языке. Немецкие ВУЗы занимаются научным обменом. Существует два цикла обучения студентов в Германии: Grundstudium и Hauptstudium. Первый (чаще всего 4 семестра) формируется из общих обязательных дисциплин и включает заключительные промежуточные экзамены (переход на вторую ступень). Второй надает студентам огромные перспективы выбора дисциплин и оканчивается экзаменами с присуждением диплома или ранга магистра или держекзаменами (Staatsprufung). При переходе на вторую стадию является возможность некоторого изменения направления образования. Проведен анализ научного уровня специалистов за издательством научных статей по поводу исследований: лидирует Гарвард, Токио, Лондон. Нобелевскую премию в последние годы получают ученые из США, которые недавно покинули Германию, это стало мотивацией для образования Германии для трансформации некоторых старых подходов на новые в Вузе. Студенческое образование в Германии выступает за международные обмены - студенческая молодежь должна иметь возможность ознакомиться с различными культурами, методами труда, что позволит ей решать не только внутренние проблемы, но и проблемы, возникающие в условиях меж культурного сотрудничества. Итак, высшее образование в университетах Германии доступно каждому и предоставляет глубокие знания для студентов из разных стран мира. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |