Действия студента в случае применения в его адрес со стороны преподавателя нецензурной лексики
« Назад Проходя по коридорам учебных заведений, можно слышать разные разговоры между студентами. Одни делятся с товарищами впечатлениями от проведенного практического занятия, другие ведут разговор на какую-либо свободную тему, третьи находятся в состоянии возмущения в силу определенных обстоятельств. Одной из причин такого возмущения может выступить и пренебрежение со стороны преподавателя, проявляется в употреблении последним нецензурной лексики при проведении практического занятия по отношению к определенному студенту.
Студенты обычно не могут пропустить факт определенных недостатков со стороны преподавателя, ведь преподаватель - это прежде всего человек, который обладает высокой культурой речи. Мы обратились к толковому словарю, чтобы понять само понятие культура языка и речи, где данное понятие было раскрыто в двух аспектах, первый из которых говорит о культуре как идеал. Кроме того, преподаватель высшего учебного заведения должен не только иметь навыки культуры общения, но и постоянно их совершенствовать, как специалист, что реализует ожидания социума, выходя на высокий профессиональный и личностный уровень. Именно поэтому преподаватель для студентов на подсознательном уровня ассоциируется с прототипом идеального. Такая ассоциация заставляет студента задуматься над причинами употребления ненормативной лексики преподавателями при общении со студентами. Однако такое требование к преподавателю это не только желание студентов, а прямая обязанность преподавателей, так как имеет место закрепление в правилах внутреннего распорядка многих вузах страны и Кодекса профессиональной этики преподавателей. Проанализировав многочисленные Кодексы профессиональной этики преподавателя в вузах Украины, мы выделяем те, которые тесно касаются нашей темы, так сказать обобщив опыт различных высших учебных заведений создадим собственный Кодекс. Сначала раскроем общие требования к преподавателю, а затем те, которые касаются непосредственно его отношений со студентами. Так, к преподавателю поставлены следующие требования: коммуникабельность, то есть умение общаться с людьми и адаптации в общении к разным языковым ситуаций. Преподавателя выступает творцом настоящего морального климата в коллективе, является противником каких-либо проявлений недисциплинированности, бескультурья и безответственности. Преподаватель является образцом примерного поведения и дисциплинированности. На каждого преподавателя возложена обязанность уважения прав и свобод студентов в соответствии с международными правовыми нормами, осознавая, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Преподаватель отвечает за физическое, духовное, интеллектуальное и эмоциональное благополучие студентов. На преподавателя возложена обязанность создания среди студентов атмосферы взаимной поддержки, помощи, доброжелательности, плодотворного сотрудничества, постоянного интереса к получению новых знаний. Уважение к студенту как личности, организация воспитательного процесса на должном уровне, залог профессионализма преподавателя. Важными предписаниями кодексов является то, что преподаватели самостоятельно выбирают стиль общения со студентами, однако он должен быть основан на уважении. Общаясь со студентами и во всех других случаях преподаватель должен проявлять вежливость и корректность, относиться к окружающим с уважением. Он должен знать и соблюдать нормы этикета в каждой отдельной жизненной ситуации. Прямо указано, что для преподавателя недопустимо употреблять нецензурные выражения, повышать голос на студента, давать студентам прозвища, демонстративно искажать их имена и фамилии, делать язвительные замечания студентам, публично обсуждать личную жизнь студентов или их личные недостатки без их согласия. Все эти действия признаются унижением личного достоинства студента, как мы уже отмечали ранее запрещено, и прежде всего Основным Законом нашего государства - Конституцией. Что же все-таки можно сделать, когда такое недостойное поведение со стороны преподавателя происходит: прежде всего, хотим сослаться на нормы Кодекса законов о труде, где в п.3 ст. 41 отмечено, на совершении работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы. А это значит, что такая деятельность влечет неблагоприятные последствия в виде увольнения с работы.
Комментарий к Кодексу раскрывает понятие аморального проступка, которым выступает существенное нарушение моральных норм, оказывает негативное влияние на осуществление работником своих воспитательных функций. Кроме того, стоит заметить. что не только в стенах Высшего учебного заведения преподаватель обязан соблюдать такие нормы, но и где - либо. Таким образом, в случае пренебрежения к студенту, существует возможность сообщить о таком явлении администрацию учебного заведения. Проступок работника должен быть доведен конкретными фактами. Ведь увольнение не может признаваться правильным, если оно проведено только вследствие общей оценки поведения работника, не подтвержденной конкретными фактами. Кроме того, в должностных инструкциях говорится, что преподаватель, за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, в пределах, определенных трудовым законодательством Украины, а за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Украины. Наука конфликтология рассматривает в пределах собственного предмета взаимоотношения преподаватель-студент, отмечая, что все неудачи во взаимоотношениях со студентами и в создании конфликтных ситуаций преподаватель должен считать своим собственным просчетом. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |