Семинар
« НазадЧто такое семинар?Семинары организуют дирекции школ (школьные), методкабинеты (школьные, межшкольные, районные), областные институты последипломного образования (районные, зональные, областные). Предложения по проведению семинаров (постоянных, эпизодических; теоретических, практикумов, комбинированных и т.д.) представляют директор школы или его заместитель по учебно-воспитательной работе (педагогический коллектив), руководители, методисты методкабинетов и института последипломного образования. Потребность в проведении семинара определяют на диагностической основе. Руководитель семинара - педагогический работник (учитель, заместитель директора, методист, ученый и т.п.), они лучше знакомы с проблемой и имеет соответствующие организаторские способности. К участию в семинаре привлекают педагогов разных уровней подготовки (25-30 человек). Тематику семинара могут выбирать учителя или определять методкабинет, ОИУВ. Семинар практикум и проведения семинараВ соответствии с тематикой разрабатывают план семинара практикума, который предусматривает тему или вопрос для проработки. Предложенные для обсуждения проблемы должны быть актуальными и интересными, способствовать исследовательской и поисковой работе, побудить к дискуссии. На помощь участникам семинара предлагают список рекомендуемой литературы, проводят консультации. Как правило, к семинару готовятся все участники по всем вопросам. Однако целесообразно предложить отдельным учителям (методистам) углубиться в проблему с целью ее всестороннего обсуждения. На семинарских занятиях используют различные формы работы: сообщения, выступления, обзоры, дискуссии, посещение уроков (вне- классных мероприятий), экскурсии и тому подобное. Выступления (сообщения, рефераты и т.п.) участников семинара должны быть научными, конкретными, конструктивными, отражать собственную точку зрения докладчика, без формализма и излишней патетики. На каждом семинарском занятии производят методические рекомендации на основе изученных и обсуждаемых вопросов по научной теме, внедрение которых будет способствовать повышению профессионального уровня педагога и уровня учебно-воспитательной работы.
Семинар-спутникСеминар-спутник - это методический прием, который позволяет углубить теоретические знания слушателей, отшлифовать определенные умения и навыки. Само название говорит о том, что такое занятие сопровождает семинар по основной проблеме, которую изучают в течение определенного времени. На семинаре могут рассматривать отдельные вопросы по общей проблеме. Темы занятий могут быть различными, например, «Методическое обеспечение учебной дисциплины», «Использование исследовательской, творческой, поисковой работы на уроках» и др. Творческая группаТворческая группа - это организованный на общественных началах небольшой коллектив работников образования, который углубленно изучает предложенную проблему, ее, технологию того или иного опыта и обеспечивает его творческое применение. Технология деятельности творческой группы Первый этап. Изучение научно-педагогической литературы по проблеме освоения имеющегося опыта, консультации с представителями науки, достижения высокой компетентности по сути исследуемой проблемы. Второй этап. Разработка моделей, схем, рекомендаций, советов по применению на практике; конкретизация практических рекомендаций, разработанных учеными, в соответствии со спецификой контингента учителей, школы, класса. Третий этап. Апробация рекомендаций, разработанных на основе теоретических положений, их корректировки в процессе практического применения; создание собственного опыта по решению определенной проблемы. Четвертый этап. Распространение созданного опыта, демонстрации его широким массам учителей; выступления с лекциями, сообщениями об этом опыте, пропаганда его в прессе; демонстрации созданного опыта на практике; консультирование по подготовке и проведению семинаров-практикумов, педагогических чтений, научно-практических конференций и тому подобное.
После внедрения научной идеи или опыта в практику работы школы можно достичь положительных результатов в организации учебно-воспитательного процесса. Семинарское занятие во многом похоже на беседу. Однако проблемы теоретического и практического характера обсуждаются более основательно, всесторонне и глубоко. Это коллективный научный поиск определенной учебной проблемы и путей ее эффективного решения. Участники занятия анализируют проблему, выявляют причинно-следственные связи, выдвигают пути ее оптимального решения, отвечают на вопросы и дискутируют. Условно можно сказать, что семинар - это творческое сочетание положительных свойств беседы и дискуссии, но на более высоком методическом, научном и теоретическом уровне, предполагает соответствующую подготовленность субъектов. Проводится, как правило, со студентами, которые имеют соответствующую подготовку и опыт самостоятельного изучения сложных научных и практических проблем. Для обеспечения действенности семинара рекомендуется соблюдать вышеизложенные рекомендации и пожелания по проведению семинара и дискуссии. Эффективность семинара зависит от предыдущей работы педагога (организационно-технического, теоретического и методического направления которое наиболее оптимальное) и учеников, их активного и творческого взаимодействия. Подготовка педагога к семинару включает: - Составление плана семинара по определению основной и дополнительной литературы; - Разработка методических указаний для учащихся; - Анализ дидактических, воспитательных и методических итогов предыдущих семинаров и работу над их усовершенствованием; - Подготовку методически обоснованного рабочего плана семинара; - Изучение уровня осведомленности учащихся с проблемами семинара и определения содержания их самостоятельной работы; - Организацию индивидуальных и коллективных консультаций с учащимися; - Оказание помощи учащимся в самостоятельной работе с литературой; - Подготовку выставки литературы, наглядных пособий и других средств обеспечения семинара; - Инструктаж докладчиков и помощь им в написании докладов; - Подготовку места проведения семинара и тому подобное. Готовясь к семинару, ученики должны: - Ознакомиться с планом семинара, основной и дополнительной литературой; - Разработать проблемы, которые требуют дополнительного изучения; - Определить план подготовки к семинару; - Получить консультации у руководителя семинара; - Записать основные положения, касающиеся решения учебной проблемы; - Подготовить рефераты, доклады и тому подобное. Слабая или недостаточная подготовка любой стороны не способствует достижению учебной и воспитательной цели и вообще может привести к провалу всего занятия. Педагогу необходимо обратить особое внимание на этот аспект. Можно сказать: какой была подготовка к семинару - таким будет результат. Хорошо подготовленный и проведенный семинар выполняет свои основные функции - познавательную и воспитательную. Он также вспомогательную функцию - контрольную, которая позволяет оценить уровень освоения учениками программного материала, внести в дидактический процесс определенные коррективы. Итак, семинар - это основной вид занятий для углубления и закрепления знаний, формирование убеждений и развития личности ученика. Основные требования к семинару: • продуманность содержания темы, ее проблем и методики обсуждения; • определение целей, дидактических и воспитательных задач занятия; • проблемная постановка вопросов; • внимание к стержневым вопросам и логики их раскрытия; • постоянное управления ходом семинара, создание атмосферы непринужденности, полемичности и творческой активности; • стимулирование дискуссии; • обеспечение всестороннего рассмотрения и анализа учебных проблем, объективная оценка выступлений и ответов, своевременное их корректировки; • ориентация учащихся на дальнейшую самостоятельную работу над учебным материалом и тому подобное. Таким образом, семинар - это форма научно-методической работы с педагогическими кадрами, направленная на повышение их квалификации. Просто напишите нам и мы выполним любую работу на заказ за Вас! Быстро, качественно и дешево) С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |