Распечатать страницу

Лекция

« Назад

05.02.2015 13:16

На современном этапе развития образования в Украине лекция является важным звеном, целесообразной формой организации обучения в высшем учебном заведении. Ее общее назначение - формирование у студентов ориентировочной основы для овладения знаниями, умениями, навыками, их позитивного отношения к жизненным реалиям, изучаемых вкуса к науке и исследовательской деятельности. Слово "лекция" в переводе с латинского языка означает "lectio" - чтение, а лектор - "lector", чтец. Лекция активно применялась в средневековых университетах в форме чтения и комментирования преподавателем текста книг. В истории развития она стала важной формой словесного, личностного воздействия преподавателя, оратора на человека.

подбор материала для лекции

В научной, психолого-педагогической литературе существует много аргументов относительно пассивного характера лекции как формы организации обучения. Доказано, что лекция:

- приучает студентов воспринимать готовые мнения, тормозит их самостоятельное, творческое мышление;

- заставляет студентов занимать позицию объекта учебного процесса;

- тормозит их активность, развитие внутренней мотивации учения, поскольку студенты лишены возможности самостоятельного поиска, открытия истин, критического анализа;

- регламентирована по времени, поэтому научная, учебная информация подается в определенном, ограниченном объеме;

- способна задействовать, захватить только некоторую часть слушателей, ведь уровень их развития, интересы, потребности, ценностные ориентации, индивидуальные способности и т.д. достаточно различаются;

- ограничивает возможности преподавателя по преобразованию аудитории студентов в единый коллектив, сообщество.

структура лекции

Поэтому наряду с лекцией должны применяться другие формы организации обучения: семинарские, практические, лабораторные занятия, тренинги и другие организационно-методические формы, активизирующие самостоятельную, творческую поисково-исследовательскую деятельность студентов. Однако полный отказ от лекций нарушает научный уровень, целенаправленный, системный характер организации учебного процесса, ограничивает возможности положительного личностного воздействия преподавателя на внутренний мир, поведение студентов.

Целесообразность и необходимость лекции как важной формы организации учебного процесса в учреждениях высшего образования обусловлена следующими причинами:

- лекция иногда является основным источником научной, учебной информации в связи с отсутствием необходимых учебников и пособий;

- преподаватель сообщает современную научную информацию, результаты последних исследований, которые не нашли отражение в учебниках и пособиях;

- в смысле лекции преподаватель имеет возможность использовать результаты собственных наблюдений, исследований, а также своих коллег;

- существуют различные научные концепции, подходы к трактовке сущности явлений, понятий, которые могут быть доступно и кратко освещены преподавателем;

- некоторые факты, теории, концепции неоднозначно, противоречиво или сложно обосновываются в научной литературе и требуют доходчивого объяснения лектором;

- во время лекции преподаватель имеет возможность оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций, раскрывать в смысле не только научные понятия, положения, но и мировоззренческие, нравственные, этические идеи и нормы.

Положительные стороны лекции будут усилены, а слабые уменьшены, при условии, если преподаватель:

- взаимодействует, общается со студентами как с равноправными партнерами, субъектами совместной учебно-познавательной деятельности;

- стимулирует активность студентов, развитие их критического, творческого мышления путем постановки проблемных вопросов, привлечения их к дискуссии, диалога, высказывания собственных соображений;

- регулирует внимание студентов, побуждает их к слежению за собственным мнением;

- не критикует суждения слушателей, а лишь осуществляет отзыв на их рассуждения, опирается на них при изложении содержания;

- выражает собственные точки зрения, проявляет свое восхищение соответствующей темой, областью науки;

- постоянно осуществляет обратную связь, следит за динамикой эмоций студентов, проверяет уровень понимания, осмысления ими учебной информации.

Требования к проведению лекции:

- создание психологически комфортной атмосферы взаимодействия со студентами, атмосферы сотрудничества и совместного размышления;

- соблюдения лектором педагогического такта, проявление внимательного, позитивного отношения к студентам;

- научность и информативность преподавания, применение современных научных подходов;

- доказательность, аргументированность изложения основных положений;

- логичность, последовательность, системность освещения содержания учебной информации;

- доступность, ясность, четкость объяснения, интерпретации научных положений;

- входит в обсуждение актуальных социальных, нравственных проблем, информации, значимой для профессиональной деятельности, личностного развития студентов;

- активизации мышления студентов, опора на их жизненный опыт;

- эмоциональность изложения учебного материала;

- применения аудиовизуальных средств, дидактических материалов.

Структура лекции

Процесс организации лекций состоит из трех частей:

- вступительная

- основная

- заключительная

Во вступительной части преподаватель:

- устанавливает контакт с аудиторией: выбор позы, доброжелательной мимики, жестов, открытости к аудитории, среднего уровня мобилизации; избежание пространственных, терминологических барьеров; показ личного положительного психо-эмоционального состояния и готовности к взаимодействию; установка станции "Мы";

- налаживает связь с пройденным учебным материалом и новой информацией, определяет ее место в системе тем, разделов учебного курса; прогнозирует ее дальнейшее рассмотрение;

- сообщает тему лекции, создает у студентов положительную установку на изучение;

- определяет основные вопросы, которые будут рассматриваться во время лекции, сообщает и дает краткую характеристику основной рекомендуемой литературы;

- захватывает внимание студентов путем творческого сочетания различных методических приемов: короткий эмоциональный рассказ о реальных событиях, истории из собственной жизни, интересные факты и т.д.; выявление новизны учебной информации (освещение таких сторон, превышает ожидания студентов); выявление преподавателем собственного интереса к теме, переживаний, мыслей.

Вступительная часть не должна занимать много времени - всего 5-6 мин. Но изначально зависит дальнейший ход лекции. Главная задача преподавателя на этом этапе привлечение самих студентов к лекции, психологическая подготовка их к восприятию основного учебного материала. Указанные этапы вступительной части взаимосвязаны; соблюдать их следует в произвольной форме; некоторые из них действуют одновременно.

план лекции

Основная часть лекции тесно связана со вступительной. Переход к ней иногда не заметнен для студентов. Для организации активного восприятия ими новой учебной информации преподаватель может:

- поставить вопрос, на который нет готового ответа, но который заостряет внимание;

- пригласить студентов для представления своих соображений по конкретным идей;

- сделать экскурс в историю развития явлений, понятий, рассматриваемых на лекции;

- путем метода мозговой атаки (брейнсторминга) стимулировать студентов к обмену идеями по определенной преподавателем проблеме.

Основная часть лекции является наиболее ответственной и длительной по времени. В этой части преподаватель освещает указанные в начале лекции вопрос, обосновывает необходимые теоретические положения. Согласно сущности каждого вопроса преподаватель выбирает целесообразные методы, приемы в общении с необходимой формой изложения. Чтобы путь освещения каждого вопроса был отличным и предопределял своеобразный стиль деятельности и поведения педагога. Несмотря на некоторые различия, схема и требования к рассмотрению вопросов, которые отвечают общепринятым требованиям к лекции одинаковы.

В течение основной части преподаватель использует следующие идеи:

- в процессе организации восприятия студентов направляет развитие их представлений на выделение существенных (критериальных) признаков явления, понятия;

- постоянно заботится об адекватном понимании слушателями учебной информации путем объяснения, интерпретации существенных признаков явления, рассмотрения их в различных проявлениях, для этого применяет различные варианты сочетания методов, приемов формирования мыслительных действий студентов (анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, сравнения, отличия, обобщения и т.п.);

- постоянно контролирует уровень понимания, осмысления студентами учебного материала путем визуального контакта с аудиторией, постановки вопросов: "Ваше мнение?", "А почему ...?", "Что лучше ...?";

- в процессе освещения каждого вопроса размышляет вместе со студентами о его объективной и субъективной значимости, связь с профессиональной и практической деятельностью;

- определяет различные альтернативные подходы, теории рассмотрения понятий, явлений, побуждает студентов к самостоятельной оценке, выбора этих подходов;

- следит за логикой собственного изложения, обоснования положений, рассуждения, речи; применяет различные методы логического построения содержания учебной информации (индукции, дедукции), заботится о системности, последовательности, преемственности в освещении; каждое положение аргументирует, подтверждает;

- стимулирует активное слушание и участие студентов в овладении знаниями, привлекает их к обсуждению теоретических положений, идей, актуализации собственного жизненного опыта;

- постоянно поддерживает психологически комфортную атмосферу во время лекции, контакт со студентами: избегает жесткого контроля, однако поддерживает порядок; откликается на высказывания студентов, их вопросы; показывает понимание внутреннего состояния студентов; наблюдает за всеми изменениями в аудитории, замечает только те моменты, которые негативно влияют на внимание, активность, эмоции, поведение студентов;

- поддерживает и развивает интерес студентов к учебному материалу, положительную мотивацию процесса познания, поиска.

для чего нужна лекция

Заключительная часть лекциии является не менее важной. Это последний аккорд в осуществлении деятельности. Неудачным окончанием лекции способно погасить позитивное впечатление, эмоции студентов, полученные в течение лекции. В этой части педагогу целесообразно быть особенно осторожным. Усталые студенты, теряют внимание, смотрят на часы, начинают вести разговоры, а также истощение преподавателя могут вызвать потерю им контроля над слушателями или самоконтроля. Поэтому преподаватель иногда заканчивает лекцию без общей оценки, процесса выводов и итогов по оговоренной учебной информации, выделение ведущих идей, знаний. Кроме этого, лекцию необходимо завершить в таком же мажорном, оптимистичном уровне, с такой же энергией, как и в начале.

В заключительной части педагог

- осуществляет логические, лаконичные выводы об основных понятиях, положения, теории, которые рассматривались;

- напоминает о семинарских занятиях, определяет характер обсуждения и анализа освещенных идей на этом занятии, стремится не загружать студентов большим объемом информации;

- дает студентам возможность высказаться по лекции, явлениям, задать вопросы;

- коротко сообщает проблемы, которые будут рассматриваться в следующей лекции, создает позитивные ожидания относительно следующей встречи;

- благодарит студентов за внимание и прощается с аудиторией.

Подготовка преподавателя к проведению лекции

Подготовка лекции - это напряженная, сложная, ответственная деятельность преподавателя, которая требует значительной концентрации усилий и проявления мастерства. Этот процесс требует длительного времени и предполагает не только написание текста лекции, но и:

- психологическую подготовку педагога к ее проведению;

- глубокое осмысление цели лекции, сущности основных положений, идей;

- "внутреннее переживание" ее содержания;

- выработки педагогом собственных убеждений в его значимости, уверенности в своих знаниях;

- овладение мастерством выступления и взаимодействия с аудиторией.

лекция

Процесс подготовки лекции состоит из следующих этапов:

- определение темы, ее места в учебном курсе, связи с предыдущими и последующими темами; короткое, четкое, лаконичное формирования темы;

- постановка и осмысление цели лекции как ожидаемых результатов, которых желает достичь лектор (формирование научных понятий, знаний, овладение принципами, ориентирами выполнения действий и т.п.);

- выделение основных вопросов, главной идеи, пронизывающей всю лекцию, осмысления замысла лекции;

- обработки необходимой научно-теоретической литературы, учебно-методических пособий, современных научных исследований;

- определение объема учебной информации, в частности объема материала по каждому вопросу, отбор целесообразной и важной научной и учебной информации;

- составления плана лекции;

- мысленное представление конкретной студенческой аудитории, для которой готовится лекция, характерных особенностей студентов соответствующего курса, осознание специфики их профессии, своеобразия поведения во время лекции, количества людей в аудитории;

- структурирование содержания учебной информации вопросами, соблюдения логики, последовательности, системности, продумывание вопросов для дискуссии, диалога, аргументов для доказательства утверждений, примеров практической деятельности с учетом специальности и специфики студенческой аудитории, отбор целесообразных методов, приемов;

- мысленное проговаривание, осмысление содержания учебной информации с разных точек зрения, осознание собственного понимания учебного материала;

- подбор и подготовка наглядного материала;

- написание полного текста лекции с применением четких определений и формулировок;

- устное провозглашение содержания лекции (особенно для начинающих преподавателей) или отдельных фрагментов; выработки, корректировки модели, стиля, манеры ораторского выступления и взаимодействия со студентами.

как написать лекцию

Важно помнить, что современный студент стремится общаться с таким педагогом, который обладает культурой поведения, уважает студентов, понимает их самочувствие, открыт для их мыслей. В то же время он должен быть самым настоящим ученым, умным собеседником, компетентным специалистом, уверенным в своих силах, требовательным к себе и к студентам.

Кстати, хотим Вам напомнить, что наши специалисты (ИЦ «KURSOVIKS») могут для Вас подготовить любую учебно-научную работу: заказать, купить или сделать лекцию, лекция на заказ, заказать лекцию у специалистов, купить лекцию, написать лекцию, цены на лекции, цена лекция и все другие виды научных работ. Для этого достаточно воспользоваться автоматизированной формой на сайте для заказа работ или в социальной сети ВК. Просто напишите нам и мы выполним любую работу на заказ за Вас! Быстро, качественно и дешево)

С уважением "ИЦ "KURSOVIKS"!