Распечатать страницу

Мировой опыт становления университетской автономии и самоуправления

« Назад

В разные исторические периоды понятие «автономия» и «академические свободы» трактовались по-разному, но никогда не возникало сомнений в том, что именно они наиболее полно отражают сущность университета, как учебной и исследовательской учреждения.

европейские университеты

В ходе научного поиска установлено, что средневековый университет представлял интересы ученых перед светской и духовной властью, гарантировал ученым индивидуальную свободу, давал право приобретения юридических и экономических привилегий. Совокупность прав и привилегий академической корпорации преподавателей и студентов составляли так называемые «академические свободы», главными из которых были автономия и самоуправление.

Подчеркнем, что первые европейские университеты создавались на принципах самоуправления: выдавали собственные законы, осуществляли суд над членами своей корпорации, определяли регламентацию труда и тому подобное. Руководство университетом осуществлял ректор, который мог избираться даже из состава студентов.

В управлении университетом участвовали преподаватели, ученики, а также служащие. Государство не ограничивала университетской автономии. Она даже выступала ее гарантом. Но этот процесс продолжался до тех пор, пока количество студентов в университетах была мало многочисленной, а сами университеты не требовали значительных средств.

формы управления и организации университетов

Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, со временем влияние государства на университетскую жизнь усиливается, несмотря на противодействие со стороны академической корпорации. Особенно этот процесс активизировался после Реформации и стал содействовать изменениям институциональных форм управления и организации университетов.

В результате этого в начале XIX века сформировались три типа университетов, каждый из которых демонстрировал соотношение «государство-университет» по руководству этими учреждениями. Наиболее устойчивыми оказались старые университеты Европы - Оксфордский и Кембриджский, которые сохранили автономию и академические свободы как главное достояние. Эту же традицию переняли элитные частные американские университеты, такие, как Гарвардский или Стэнфордский.

В противоположном направлении стали развиваться университеты Франции. Факультеты здесь превратились в самостоятельные учебные заведения, отделившись от заведений, непосредственно занимались научными исследованиями, а преподаватели были занесены в реестр государственных служащих. К середине XIX века во французских университетах отрицалась не только академическая свобода, но и некоторые гражданские свободы научно-педагогических работников. Третий путь развития университетской автономии и самоуправления демонстрировали немецкие университеты.

Заметим, что в современном понимании академические свободы (автономия) аккумулируют опыт европейской образовательной традиции и включают следующие компоненты:

- Свободу педагогической деятельности (свобода избрания направлений подготовки специалистов; необходимого перечня дисциплин, их содержания и методов преподавания, разработка перспективной политики в развитии педагогического процесса и признание права преподавателей на свободу педагогического творчества);

- Свободу научно-исследовательской деятельности;

- Самоуправление университетского сообщества. Здесь можно выделить следующие направления: самоуправление университета (корпорации), самоуправления в научно-педагогическом и студенческом коллективе. В качестве основного элемента самоуправления университета как организации необходимо отметить автономию статуса, то есть компетенцию вузов по выработке внутренних норм его функционирования как в области преподавания, так и научных исследований.

университеты Европы - Оксфордский и Кембриджский

Это предусматривает разработку собственного устава, регламентирующего основные моменты функционирования и деятельности университета; определение особенностей структуры управления и выборности руководящих органов; распределение финансовых и материальных ресурсов между университетскими подразделениями; определение приоритетов в научных исследованиях и разработках, подготовке и переподготовке кадров специалистов; планирования развития университета как кратковременного, так и длительного.

Самоуправление в научно-педагогическом коллективе предполагает участие представителей в коллегиальных органах управления университетом и его структурных подразделениях, объединение в различные профессиональные корпоративные организации в середине и за пределами университета. Уровень самоуправления научно-педагогического коллектива определяется степенью его влияния на принятие решений в области образования и науки на всех уровнях административной структуры.

Самоуправление в студенческом коллективе имеет целью участие студенческого сообщества через выборных представителей в коллегиальных органах управления университетом, решении академических проблем, создании студенческих организаций.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем становления университетской автономии и самоуправления.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!